-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
14 августа 2014 г. Соловки уже вернули себе миссию православного центра
Многострадальная и благословенная Соловецкая земля обладает невидимым магнетизмом. Она притягивает туристов, спортсменов-яхтсменов, бардов, ученых историков и краеведов, археологов и паломников. Вся жизнь на главном острове Соловецкого архипелага построена вокруг Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря. Последний из названных является столпом, духовной основой. Благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря отец Ианнуарий рассказал ИА «Двине-Информ» о том, чем живет сегодня обитель.
– Отец Ианнуарий, недавно Соловецкий музей-заповедник и монастырь отметили историческую дату: 160 лет со дня бомбардировки обители английской эскадрой. По линии музея состоялся ряд мероприятий: круглый стол, лекции, экскурсии. Для паломников и православных верующих – молебен и крестный ход. А чем кроме исторических событий, православных праздников живет монастырь, братия?
– Монастырь живет, слава Богу, тем, чем и положено ему жить – молитвами и трудами во славу Божию, трудами на всякие божие благие дела, богослужением, молитвой монахов и трудами. Служба совершается у нас ежедневно, полный суточный круг богослужения. Вне зависимости от времени – есть паломники или нет паломников – служится литургия. Сейчас мы служим в Филипповском храме – это наш зимний постоянный храм, поскольку зима у нас длится больше восьми месяцев. Это теплый храм, который можно отапливать в течение всего этого периода, и там в течение всей зимы находятся все наши главные святыни: мощи преподобных Зосимы, Савватия, Германа и другие святыни.
А на самый теплый летний период, как сейчас, мы переходим в Преображенский собор – он не отапливаемый, поэтому в нем можно служить только в течение лета. Он очень большой, в нем проходят службы, в том числе и когда Патриарх приезжает. Собор вмещает всех желающих, так как он намного больше Филипповского храма. Но после успения Пресвятой Богородицы, в конце августа, мы опять перейдем в Филипповский храм.
– Несмотря на то, что добраться до Соловков непросто, поток туристов, паломников не иссякает. Наблюдаете ли Вы увеличение прибывающих в святое место?
– Количество паломников последние три года зафиксировано примерно на одном уровне. Говорят, что связано это с экономическими трудностями – все-таки довольно дорого доехать до Соловков. А вот до этого число росло непрерывно. Мы знаем, что очень многие хотят приехать со всех концов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Особенно, отмечу, очень многие из Украины хотели бы побывать здесь. Но так как добраться сейчас до нас дорого, поэтому многие группы, которые мы знаем, возможности приезда начинают обсуждать с нами еще в начале года. И мы идем полностью навстречу, предпринимаем и делаем все возможное, что от нас зависит.
– С чем связаны ваши чаяния, исходя из этой проблемы?
– Я думаю, если этот вопрос со временем как-то мягче станет, то количество туристов и в первую очередь паломников будет значительно увеличиваться.
– Сколько монахов сегодня в монастыре?
– У нас монахов с послушниками и с постоянными членами братии около 90 человек, но у нас есть ещё четыре скита и пять подворий. Вместе с ними я назвал такую цифру. Если же говорить только о тех, кто живёт в этих стенах, где мы сейчас с Вами находимся, то это примерно 55–60 человек.
– Где сегодня идут реставрационные работы по восстановлению монастыря?
– Реставрационные работы идут на очень многих объектах. Связано это, в первую очередь, с помощью государства. Государство последние несколько лет уделяет большое внимание монастырю, приняты программы соответствующие и в этом году и в прошлом году это уже заметно даже по земле. Сегодня одновременно работают сотни рабочих. Объектов всех не назову – это многие храмы, половина их расположена в центральной монастырской усадьбе, часть в скитах, в каждом корпусе что-то делается. А кроме того, для других объектов составляется проектная документация, готовится база для следующего восстановления. Но, даже то, что сейчас государство помогает – очень большая, существенная помощь. Объём восстановления здесь настолько велик, а условия настолько сложны из-за того что, во-первых, период восстановления очень короткий и период навигационный, когда можно перевозить грузы, тоже весьма не продолжительный – 3–4 месяца. Во-вторых, это всё очень дорого, здесь нет ни своей базы, ничего, поэтому стоимость работы умножается на три – таков коэффициент стоимости. Поэтому для того, чтобы привести монастырь в такой вид, чтобы всё было как надо, нужны средства на порядок больше, чем мы сегодня располагаем.
– Скажите, пожалуйста, есть ли положительная динамика в возрождении монастыря? Ведь когда-то Соловецкий монастырь был самым сильным и мощным приходом?
– Да, я думаю так и есть. Динамика, как вы сказали, она очень положительная. Ну, во-первых, Соловецкий монастырь сейчас в глазах православных является одним из главных центров, символизирующих русскую святость – я бы так сказал. Это несомненно. Монастырская жизнь в нём возрождается, настоящая монастырская жизнь! Братий сейчас всего лишь в 4 раза меньше, чем было до Октябрьской революции, а темпы её роста в пять раз больше чем до 1917-го. В революционный период в среднем братия прирастала на 1 человека в два года. За 450 лет деятельности монастыря братия стала составлять 220 человек. Сейчас прирост 2–3 человека в год, что, конечно же, говорит о возрождении. Я не случайно сказал, что сейчас братия всего лишь в 4 раза меньше, чем была до революции, потому как представляется, что монастырь это что-то огромное – это тысячи человек, но братия насчитывала 200 с небольшим человек, остальные – трудники, люди которые решили подольше пожить, поиспытывать себя. Сегодня не хватает полноценно покрыть все сферы деятельности, которые когда-то покрывал монастырь, но самые главные сферы мы покрываем. Паломники, которые сюда приезжают, что хотят получить – получают. Мы стараемся их принимать, провести все экскурсии. Самое главное, они могут исповедоваться, причаститься здесь, послушать молебны, приложиться к мощам. Поэтому, я думаю, Соловки уже вернули себе вот эту миссию центра православного. И как вы сказали, имеем положительную динамику.
– Отец Ианнурий, Вы сказали, что сейчас достаточно стабильное количество посетителей обители в год. Скажите, пожалуйста, а если завтра число паломников и туристов увеличится в два раза или больше, монастырь к этому будет готов? И желательно ли это для обители?
– Сегодня все места в Соловецкой гостинице заняты. Но мы занимаемся расширением мест для наших паломников. Скажу больше – целый ряд объектов восстанавливают именно под гостиницы. Что касается паломнических групп, эти вопросы решаются заранее – начиная уже с осени. Отмечу, что монастырь до революции обладал намного большим количеством гостиниц. И мы видим тенденцию от государства и от органов государственной власти помочь монастырю решить эту проблему. У нас есть ряд других мест под гостиницы, которые надо восстановить. И мы готовы это делать.
– Вы разделяете для себя паломников и туристов?
– Знаете, разделить очень трудно. Потому что, во-первых, соловецкий турист, в большинстве случаев человек, который уже ориентирован на историко-культурную составляющую этого места. Сюда едет не тот люд, что на Ниагарский водопад или горнолыжный курорт. Это человек, который интересуется историей, из туристов же – всё равно большая часть, которые как минимум уважительно относятся к православию. Поэтому в отношении того, что они получают, приобщаясь к духовному потенциалу Соловков, я не могу разделить туриста и паломника. Потому что и наша функция, в отношении каждого из них, одинакова.
И, по сути, они ведут себя одинаково, только это может быть люди менее церковные, они меньше участвуют в церковной части, то есть богослужении, исповеди и причащении. Есть, конечно, часть туристов, которые совсем нейтрально относятся к православию. Есть и те, которые враждебно относятся к православию. Есть такие туристы, которые враждебно относятся к тому, что здесь вообще существует монастырь, такое тоже есть. Но, во-первых, их меньшинство и в этом плане эти туристы не являются паломниками. Хотя опять же воздействие Соловков настолько мощное на каждого человека!!! Почему? Ну, в принципе понятно – потому что сейчас это один из немногих объектов, который сохранился в целостности. То есть вы можете здесь походить и понять, кто были люди, которые это построили, что у них было в голове, какое было мировоззрение, чем они жили. А это наши с вами предки. Это очень важно! Соловки, по-моему, оказывают духовное воздействие практически на всех туристов, не говоря уже о паломниках.
Тип: Интервью насельников
Место: Соловки
Издание: ИА Двина-Информ