-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
25 августа 2014 г. Второе рождение «Святого Петра»
У России появился новый парусник. Казалось бы, ну какая важность в этом событии? Есть ли вообще польза в парусниках в век атомоходов? Очередная причуда энтузиастов, не более того… Но парусник паруснику рознь. Это корабль-мемориал, самим фактом своего существования сшивающий две эпохи в истории России, заставляющий вспомнить и славу русского флота, и имена святых, прозвучавшие при самом его рождении.
На протяжении многих лет Соловецкий морской музей воссоздавал яхту «Святой Петр». Ту самую, на которой государь Петр I совершил первую в своей жизни большую экспедицию по морю. Со «Святым Петром» вообще связано много такого, что можно назвать первым. В 1693 году корабль сошел со стапеля в Архангельске. Его строили голландские мастера, поэтому «Святой Петр» – первое крупное судно европейского образца времен петровского царствования. Его назвали именем монаршего святого покровителя. Летом 1693 года царь Петр вышел на нем в Белое море, впервые подняв русский судовой штандарт. Яхта имела 12 орудий и могла вступать в бой. Это был первый корабль военно-морского флота России.
Годом позднее, в 1694-м, государь совершил на «Святом Петре» плавание к Соловецкому архипелагу.
У России того времени были корабли, но не было флота. Ведь флот предполагает не только суда с пушками, но еще и верфи, доки, училища и целую махину учреждений, занимающихся его обеспечением. Но уже в пору скитаний по Белому морю государем завладела мечта о строительстве настоящего, большого флота – не ради одной битвы или даже одной войны, как случалось еще при батюшке, царе Алексее Михайловиче, а навсегда.
Царь Петр знал старинную поморскую традицию дальних плаваний, рискованных походов по суровым арктическим водам. Знал он и о большом флоте, каким исстари владел Соловецкий монастырь. И если смиренные иноки смогли не только создать собственный флот, но и сделать из него постоянно действующий инструмент, так почему же он, монарх, не сумеет создать такой же постоянно действующий инструмент для всей страны? Здесь, на Белом море, на палубе «Святого Петра», рождался великий замысел.
В 1702 году Петр I вновь посетит Соловки. Много говорят о том, что крепостью веры и благочестием Петр Алексеевич уступал своим предкам – царям из династии Романовых. Но православным христианином он, несомненно, являлся. По его распоряжению на Большом Заяцком острове был построен деревянный храм во имя святого апостола Андрея Первозванного – покровителя России и русского флота. В ту пору давняя мечта правителя уже начала осуществляться. Вернувшись в места, где она впервые посетила его, царь вспоминал первые прикосновения морского ветра, первый опыт плавания в открытом море и… первый шторм, едва не погубивший монарха вместе со всей свитой. А вспомнив, возблагодарил Бога и того святого, к которому относился с особым благоговением.
Минет всего-то двенадцать лет, и могучий флот России даст крупной шведской эскадре первое правильное, по всем канонам европейской тактики, сражение. Шведы в ту пору имели сильнейшие военно-морские силы на Балтике. Большая битва с ними – трудный экзамен и для наших моряков, и для царя-мечтателя, и для России в целом. Но 7 августа 1714 года 99 русских галер одолели эскадру шведского адмирала Эреншельда при Гангуте. Шведы потеряли 10 кораблей и около 1000 моряков. Еще через шесть лет шведы вновь проиграют большое сражение – при Гренгаме. Обе победы были одержаны в один и тот же день – на память святого Пантелеимона, покровителя моряков. В честь этих славных событий по велению царя в его любимом детище Санкт-Петербурге был возведен Пантелеимоновский храм.
Между бытием малого монастырского флота Соловецкой обители и триумфом большого общероссийского флота при Гангуте и Гренгаме стоит история с плаваниями на невеликой царской яхте «Святой Петр». Этот корабль, словно живая нить, связывает скромное морское прошлое Московского царства и блистательное морское будущее Российской империи.
В августе 2014 года новый «Святой Петр» обретает мачту и парус, он уже готов к морским путешествиям. Как раз к 300-летию Гангутской баталии.
У России всего-навсего появился новый парусник… а вместе с ним ожила страница памяти о великом прошлом.
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Журнал «Фома». №8 (136) август 2014 г.