Иванова И. Остров на море лежит

14 ноября 2014 г.

Крепость души

Наш монастырский теплоход называется «Святитель Николай», и высоко над рубкой установлена икона Николая Чудотворца, которого моряки почитают своим особым покровителем. Вот мы и приближаемся к цели нашего паломничества – Соловкам. Уже издали видны горы Соловецкого архипелага.

И вот всё ближе очертания сказочного города: золотые маковки храмов, белоснежные корпуса Спасо-Преображенского и Никольского храмов, Успенского Трапезного комплекса, колокольни в стиле барокко.

И уже видны ажурные каменные переходы между корпусами. Прямо сказочные терема! Сам же монастырь, напоминающий величественный корабль, окружён мощными стенами и башнями из огромных валунов (иные до семи тонн!). Этот остров-архипелаг в Белом море люди прозвали Северным Афоном.

Толщина стен в основании – от пяти до семи метров, они наклонены внутрь, в них устроены смотрильни, внутри которых установлены пушки. Монастырь долгое время являлся самой северной и очень надёжной крепостью нашей страны. В его истории – героические победы: с Божьей помощью устоял под обстрелом английской эскадры. Враги стреляют, а ядра от стен, как горох, отскакивают! В Морском Соловецком музее есть панорама с рассказом о славных победах.

Швартуемся в бухте Благополучия. Почти шесть веков назад именно сюда, на безлюдный тогда остров, добрались русские монахи Савватий и Герман, которых впоследствии причислили к лику святых. Первым делом поставили деревянный Поклонный крест, утвердив в приполярных широтах святую православную веру.

Чуть позднее здесь подвизался преподобный Зосима. И в первое же утро по пробуждении вдруг увидел на востоке необычный свет и как бы висящий на воздухе храм. Там и поставлен был позднее Соловецкий Свято-Преображенский мужской монастырь. Отовсюду потянулись сюда иноки и паломники в поисках святой жизни.

На втором по величине острове Анзер подвизался и будущий схимник, преподобный Елеазар, основавший здесь первый Свято-Троицкий скит. По преданию, здесь иноку Иову явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и повелела назвать гору Голгофой, а также выстроить на ней церковь во имя Распятия Христова.

Лукоморье

Ступишь на эту заповедную землю, и начинают всплывать в памяти знакомые с детства строки из сказки о царе Салтане:

В море остров был крутой…

…Рос на нём дубок единый.

А теперь стоит на нём

Новый город со дворцом.

С златоглавыми церквами,

Теремами и садами.

Помнится, в сказке город-храм явился Царевичу сразу после пробуждения, как и преподобному Зосиме. И там тоже идёт речь о заставе, пушках, что палили с пристани возле крепости, о торговых караванах…

А вот, если вы подумаете, что, например, про дубок и сады что-то не сходится в жизни со сказкой, то очень ошибётесь. Открываем краткий путеводитель по Соловкам и с удивлением читаем, что «В Макарьевской пустыне до сих пор сохранились посаженные монахами в то время кусты сирени венгерской, розы морщинистой, и бадана толстолистного, сибирские кедры и яблони Палласа. Здесь же растёт единственный на Соловках дуб»…

Так и хочется сказать: «Ай да Пушкин!» Конечно, он прекрасно знал про чудный северный остров: до конца XIX века Соловки были местом массового паломничества. Остаётся добавить, что сегодня там же находится самый северный заповедник – Ботанический сад с уникальными растениями, коврами цветов, аптекарской грядкой. В особом микроклимате между озёр и гор, в хитроумных теплицах даже арбузы выспевают под северным солнцем.

Ещё думается, что из этих же мест родом и таинственное Пушкинское Лукоморье. По-другому его просто невозможно представить:

… Сказочный лес из мшистых елей, сосен, «танцующих» северных берёз полон грибов и ягод: черника повсюду под ногами, а также морошка, голубика, а иные ягоды и не знаешь, как назвать. Идёшь, бредёшь, – и вдруг неожиданно открывается простор моря. Камни-валуны после отлива морских волн светятся на солнце мокрыми цветными боками, на песчаном мелководье можно увидеть и ненадолго взять в руки маленькие морские звёзды. Чайки и бакланы настолько доверчивы, что клюют хлеб из рук. А если увяжутся за катером, то не как попрошайки южных морей, а как ловкие весёлые трюкачи, что радуют и себя, и зрителей. Охота здесь запрещена, и на озёрах архипелага (а озёр более тысячи!) гнездятся до двухсот видов непуганых птиц. Морские белухи и тюлени с удовольствием играют вперегонки с катерами и лодками, на которых паломники и туристы путешествуют между островами или катаются по каналам, сотворённым ещё при Иоанне Грозном.

Как известно, паломничество без испытаний не бывает. Можно сутками сидеть и ждать у моря хорошей погоды, а Белое море (как часть Ледовитого океана) – с очень капризным характером. На нашу долю, к счастью, выпала редкая здесь жаркая погода, и люди на Соловках освежались водой Святого озера, плавали, загорали. И даже коровы, которые тут бродят сами по себе, не хотели никак выходить из воды.

Удивительно! Такой доверчивой к человеку природа и животный мир были, наверное, только в раю. Кстати, на Соловках отсутствуют хищники, змеи, клещи. А вот белки, зайцы, лоси и лисички могут встретиться на тропе. Говорят, когда-то были здесь и волки. Но преподобный Зосима наложил вечный пост на эти земли, и тогда волки по льдинам покинули эти места.

Не лыком шиты

…В этих заповедных местах есть, что посмотреть, послушать и узнать. Поражаешься непревзойдённой до сих пор мудрости и мастерству инженеров и зодчих того времени. Трудно представить, как эти огромные каменные помещения обогревались горячим воздухом от одной (!) печи через особую систему ходов (сейчас этот секрет утерян). Корпуса зданий соединялись переходами, что позволяло спасаться от лютых морозов. Стены храмов ставились на валунных основаниях с уклоном внутрь, что придавало постройкам особую устойчивость. Хитроумная система рукотворных каналов-шлюзов объединяла сотни озёр, делая их судоходными. Так появились шлюзы, сухие доки, первая в России каменная водяная мельница, Святое озеро с питьевой водой у стен монастыря. Осушались болота, проводились дороги, которые до сих пор служат людям, устраивались заводи для рыбы. При деятельном игумене Филиппе в XVI веке, впоследствии – митрополите Московском, обитель стала известным и промышленным центром северных земель. За одно лето между островами были возведены многокилометровые валунные дамбы, стоящие доныне.

Отрезанный от земли на многие месяцы, монастырь жил на полном самообеспечении. Хозяйственные постройки включали просфорню, сушило для зерна, хлебный и квасной погреба, баню, прачечную, парники, портомойню, чоботную (там шили обувь), столярную мастерскую, иконописную. В дальних скитах  были устроены пастбища и курятник… в виде терема. Это особенность всех соловецких построек, каждая из которых – произведение искусства.

Русская Голгофа

В двадцатом году XX века, вскоре после революции монастырь был закрыт, а ещё через три года на его территории был устроен крупнейший Соловецкий лагерь особого назначения, сокращённо СЛОН. Храмы и скиты превратились в камеры и тюрьмы, посёлок покрылся сетью бараков, в одном из которых сейчас открыт музей мрачных лагерных будней.

В двадцатые и тридцатые годы ХХ века Соловки стали землёй крови и страданий. Поклонные деревянные кресты сегодня здесь можно встретить повсюду на островах.

А на острове Анзер в Голгофо-Распятском скиту на безымянных могилах выросла огромная берёза, раскинувшая свои ветви в форме Креста. Многие покоящиеся здесь в наше время были причислены к лику святых.

Монашеская жизнь возродилась на этом святом месте в девяностые годы ХХ столетия. Главное, как сказал наместник Свято-Преображенского Соловецкого мужского монастыря архимандрит Порфирий (он же и директор Соловецкого музея-заповедника), нам не повторять ошибок: кто забывает своё прошлое, тот переживает его заново.

Сюда, на Соловки, приезжают не только туристы и паломники со всего света. В связи с большими планами правительства по развитию Арктики три святые жемчужины русского Севера – Соловки, Кижи, Валаам – становятся новыми духовными столпами России. Землёй Особого Назначения.

Все храмы монастыря нынче в строительных лесах: студенты, строители, волонтёры с разных уголков страны хотят потрудиться на восстановлении старинной обители и прикоснуться к святой истории заповедных мест (настоятель только сетует, что большинство всё учёные да компьютерщики, а коров подоить некому). И как в былинные времена тридцать три богатыря, ныне с молитвой, иконами и хоругвями крестным ходом идёт монастырская братия вокруг стен обители:

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить –

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

Источник: Православная газета «Благовест». 2014. №11.
Тип: Записки паломников
Издание: Православная газета «Благовест». 2014. №11.