-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
6 марта 2015 г. Встать перед Богом
Своими впечатлениями от первой седмицы Великого поста в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре поделилась руководитель паломнической службы монастыря монахиня Никона (Осипенко).
– Мать Никона, какие у вас впечатления от первой седмицы Великого поста в Соловецком монастыре?
– Главное ощущение – это восстановление гармонии: центром монастырской жизни стало богослужение. Весь монастырь в Великий пост сосредоточился на этом главном деле, котором он должен заниматься. Исторически, с тех времен, когда пришли на Соловки преподобные Зосима, Савватий и Герман, молитва и труды по послушанию органично сочетались в жизни монастырских насельников, вся жизнь которых была единым служением Богу. Жизнь современного человека не столь целостна. Если понаблюдать со стороны за монастырской жизнью вне периода Великого поста, постороннему человеку могло бы показаться, что в Соловецком монастыре главное дело – послушания, – на скотном дворе, столярной мастерской, трапезной, ризнице, издательском отделе, библиотеке, церковной лавке и т.д. В храме братия полностью собирается только на полунощнице, в конце повечерия и на праздничных богослужениях… С началом Великого поста вся братия монастыря сосредоточилась на богослужении: отложили все свои дела, и, если можно так выразиться, «встали перед Богом», как в последние какие-то времена. И это, конечно, очень хорошо. Появилось ощущение какого-то единства во Христе…
– Можете ли что-то отметить по сравнению с предыдущими первыми седмицами Великих постов?
– У нас традиционно после чтения Великого покаянного канона Андрея Критского говорятся проповеди. Интересно, что в этом году все четыре проповеди на первой седмице были посвящены трудам Исаака Сирина. И меня это тоже побудило вновь перечитать наставления аввы Исаака. Для себя уяснила и поняла очень интересное наставление Исаака Сирина, которое я в той или иной форме встречала у других святых отцов, но никогда мне смысл этих слов не был так очевиден как сейчас. Исаак Сирин удивительно пишет в первом же слове – если ум не «погружен в любовь к изучению Божественного Писания и постижение глубины его мыслей», то эта душа никогда не справится ни с борьбой с помыслами, ни с собиранием ума. Потому что единственный способ душу отвлечь от земных попечений – увлечь ее красотой небесной.
Исаак Сирин говорит нам о сути, а мы иногда думаем, что, сосредоточившись на ограничении в пище, коленопреклонениях и выстаивании длинных богослужений, можем сосредоточить ум на молитве, избавиться от парения мыслей. А Исаак Сирин буквально в первом же слове говорит, что «ум восхищается, увлекается созерцанием красоты Божественного слова», и таким образом, «забывает все, что в мире». Раньше я не обращала внимания на эту сторону его наставлений…
А ведь об этом же очень много говорится в текстах Постной Триоди. Например, в сегодняшнем седальне после кафизмы, как раз говорится, что «удержавши страсти уздою поста», мы должны постараться «совершенной верой вперить ум к честному боговидению», и тогда не будет уже нас привлекать «сладость земного жития», и получим мы «небесную жизнь и божественное сияние».
– На ваш взгляд, как отреагировали местные жители, соловчане, на начало Великого поста?
– Я увидела, что с началом поста соловчане намного чаще стали приходить на богослужения, и Филипповская церковь на первой седмице была практически полностью заполнена. Тем более присутствие на чтении Великого канона Андрея Критского многие местные жители считают своей обязанностью перед Богом.
Вообще, соловчане постятся. Если сравнивать Соловки с материковыми городами, то здесь процент постящихся заметно выше. Есть большая разница даже в том, как изменился ассортимент продуктов в соловецких магазинах, которые всегда учитывает великопостный период, и в магазинах постные продукты занимают основную часть на прилавках.
– А как наши самые маленькие жители Соловков? Приходят ли в монастырь в это время соловецкие дети?
– В субботу первой седмицы младшие школьники пришли в монастырь в рамках образовательной программы по развитию творческого образного мышления. Мы с ними придумывали образы Соловецких храмов: храм – корабль или ковчег, храм – свеча, храм – образ горы Фавор. Говорили о том, что человек – это живой храм, место селения Божия. И вспомнили одну древнерусскую загадку: «Протянулся мост на семь верст, а в конце яблонька с золотыми яблочками». Дети легко догадались: мост – это Великий пост, а яблонька – это райское древо жизни. Вот одну версту мы преодолели, дай Бог нам благополучно «течение поста совершити» на Пасху попробовать райского яблочка.
Место: Соловки