-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
23 марта 2015 г. Виртуальная ризница Соловецкого монастыря
В Соловецком государственном музее-заповеднике завершена работа над созданием виртуального музея «Виртуальная ризница Соловецкого монастыря». Увидеть сокровища знаменитой северной обители теперь можно в режиме он-лайн, достаточно лишь пройти по ссылке http://riznica-solovky.ru. Подробно о проекте рассказывает заместитель директора Соловецкого музея-заповедника Олег Геннадиевич Волков.
– Почему проект получил название «Виртуальная ризница Соловецкого монастыря»?
– Ризницы существуют во всех монастырях – в них собраны иконы, облачения, богослужебные книги, церковные предметы, которые используются в повседневной богослужебной практике обители. В XVIII–XIX вв. ризницы больших и известных русских монастырей, в том числе Соловецкого монастыря, превратились в своеобразные музеи, в которых откладывалось все самое ценное для истории обители – вещи, принадлежавшие ее основателям, грамоты великих князей и царей, вклады, сделанные в монастырь известными историческими деятелями. Ризница была открыта для посещения паломников, и они могли познакомиться в ней с историей обители.
Примерно такую же цель преследует наш проект. Мы не реконструируем реальную, существовавшую в Соловецком монастыре ризницу. Мы создаем виртуальное пространство, в котором должно быть собрано культурное наследие Соловецкого монастыря – не все, конечно, а самая ценная и значительная часть.
Так сложилось, что многовековая история Соловецкой обители, особенно ее трагические страницы, пришедшиеся на XX век, заслонили своей значительностью ее культурное и художественное наследие. Однако в историю русской культуры Соловецкий монастырь вошел не только благодаря замечательным архитектурным памятникам и именам многих выдающихся церковных и государственных деятелей, судьбы которых переплелись с судьбой обители, но и огромным собранием рукописных и старопечатных книг, икон, предметов церковного и декоративно-прикладного искусства, средневековых грамот и иных документов. Это собрание занимало одно из первых мест среди самых значительных коллекций древнерусского искусства, наряду с коллекциями крупнейших русских монастырей: Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского.
Как раньше паломник, посещавший Соловки, мог зайти в ризницу и увидеть своими глазами ее исторические и художественные сокровища, так сейчас любой посетитель нашего сайта сможет увидеть эти сокровища, но уже в виртуальном пространстве.
– В чем заключается важность этого проекта для Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря?
– Наш музей и Соловецкий монастырь являются хранителями исторической памяти о Соловках. Посещая другие монастыри или музеи, которые действуют сегодня в стенах известных российских обителей: Троице-Сергиеву лавру, Кирилло-Белозерский монастырь, Сольвычегодск, вы можете увидеть значительную часть культурного достояния этих обителей, которое хранилось в них раньше.
Соловкам была уготована иная судьба. Всё, подчеркну, абсолютно всё культурное достояние Соловецкого монастыря было вывезено из него на материк. Основные вывозы произошли, конечно, в 1920-х гг., когда на архипелаге существовал лагерь, но этот процесс начался гораздо раньше, еще в середине 19-го века, когда во время Крымской войны с Соловков эвакуировали сначала в Антониево-Сийский монастырь, а затем в Казанскую духовную академию всю рукописную часть монастырской библиотеки.
Несмотря на все испытания и трагедии XX века, культурное наследие Соловецкого монастыря хорошо сохранилось. Сокровища соловецкой книжности и монастырского искусства хранятся во многих музеях, архивах и библиотеках России – прежде всего, в музее-заповеднике «Московский Кремль», Коломенском, Русском музее, Российской Национальной библиотеке.
Современные музейные технологии позволяют нам вновь собрать этот комплекс воедино, представив цифровые копии икон, предметов, фотографий на страницах Виртуальной ризницы.
– Каковы партнеры Соловецкого музея-заповедника в реализации этого проекта?
– Да, и много. Прежде всего, это Министерство культуры РФ: оно предоставило нашему музею-заповеднику целевую субсидию для приобретения бесконтактного сканера и 3D фото-машины, на котором были оцифрованы музейные предметы, представленные в разделах сайта. Партнерами проекта также являются музеи – Русский музей, Архангельский краеведческий музей, Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск), предоставившие нам право опубликовать соловецкие предметы, хранящиеся в их фондах. Нашими партнерами стали и замечательные архангельские искусствоведы Т. М. Кольцова, В. Г. Кондратьева, Е. П. Бронникова, составившие вступительные статьи к разделам Виртуальной Ризницы.
– Сайт имеет необычную структуру…
– Работу над его созданием осуществила ЗАО «КАМИС» – разработчик самой мощной на сегодняшний день музейной информационной системы, которая применяется в большинстве российских музеев. Сайт состоит из двух основных частей. В Сводную базу музейных предметов загружаются изображения предметов и их научные описания из музейных баз данных «КАМИС». Специальный модуль позволяет, в свою очередь, в Сводной базе готовить выгрузки на сайт Виртуальной Ризницы, где они автоматически разносятся по тематическим разделам. Благодаря такой сложной, на первый взгляд, структуре, мы можем использовать готовые инвентарные карточки музейных предметов, а не создавать их каждый раз заново.
– Будет ли продолжена работа над Виртуальной ризницей?
– Конечно. Сейчас в разделах Виртуальной ризницы в основном представлены предметы, хранящиеся в музеях Архангельской области. Выражая глубокую признательность всем участникам проекта, мы надеемся, что его реализованная часть – лишь начало большой и продолжительной работы, в которой примут участие все учреждения культуры, являющиеся хранителями Соловецкого наследия.
Хотелось бы завершить наше интервью цитатой из вступительного слова к Виртуальной ризнице наместника Соловецкого монастыря, директора Соловецкого государственного музея-заповедника архимандрита Порфирия. По-моему, он очень хорошо выразил суть проекта и ответил на опасения тех музейщиков, которые боятся, что Русская Православная Церковь заберет из музейных фондов то, что ей принадлежало раньше: «Для Соловков пришло время “собирания камней”. Не может в этом историческом контексте не ставиться и задача восстановления целостности собрания Соловецкой Ризницы… Решать эту задачу сегодня путем собирания на Соловках подлинников не целесообразно, так как предметы уже получили свою новую и полноценную жизнь в коллекциях наших ведущих музеев. Уникальную возможность вновь собрать этот комплекс воедино представляют современные цифровые технологии. Именно на пути создания и агрегирования в единой базе высококачественных цифровых копий мы видим перспективу продуктивного решения задачи. Конечно, для полноты восприятия наследия необходимо, чтобы подлинники также периодически возвращались в родные стены. Концепция развития нашего музея предполагает создание всех условий для временного экспонирования таких ценностей в рамках межмузейного обмена».
Тип: Реставрация
Место: Соловки
Издание: Сайт СГИАПМЗ