-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
17 февраля 2012 г. Результаты анкетирования посетителей выставки «Соловки. Голгофа и Воскресение» в Санкт-Петербурге
В рамках проекта «Дни Соловков в Санкт-Петербурге», осуществленного при совместной поддержке Соловецкого Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и оловецкого государственного музея-заповедника проходила выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение». Экспозиция разместилась в Голубом зале Дворца культуры РГПУ им. А. И. Герцена с 1 по 16 декабря 2011 года.
В период проведения выставки посетителям было предложено заполнить анкету: поделиться своими впечатлениями об экспозиции и описать образ Соловков, возникший в результате ее посещения. Ниже представлены результаты анкетирования, в котором приняло участие 100 человек, среди которых петербуржцы и гости Северной столицы.
К сожалению, далеко не все посетители смогли найти время и заполнить анкету. Мужчины спешили по делам, женщины объясняли свой отказ тем, что «мало что понимают в этих табличках…», поэтому результаты исследования не претендуют на полную «объективность», хотя бы потому, что среди респондентов оказалось 83% женщин и всего 17% мужчин.
Тем не менее, возрастной состав посетителей, на наше удивление оказался достаточно равномерным. На выставке побывали представители совершенно разных поколений:
– школьники, которые, возможно не были достаточно информированы о проведении выставки;
– люди, занятые в течение рабочего дня (32–41 год);
– пенсионеры (люди старше 71 года), которые менее всего имели возможность попасть на выставку;
– активно повещавшая выставку молодежь студенческого возраста;
– не менее активные люди предпенсионного (42–51 год) и пенсионного возрастов (52–71 год).
Необходимо отметить, что многие, передавая заполненные анкеты, сетовали на недостаточную информационную поддержку, что не позволило многим вовремя узнать о «Днях Соловков» в целом и о выставке, в частности.
В одной из анкет автор высказал предложение: «Необходимо пригласить на выставку классы детей с учителями истории России». Некоторые преподаватели РГПУ им. Герцена и педагоги других ВУЗов уже сделали шаг в сторону внеаудиторной просветительской работы среди своих подопечных. Однако значение и потенциал подобных живых фотолетописей монастыря, как части истории самой России, еще не до конца оценен российской общественностью.
Один из основных вопросов, который мы ставили перед собой, когда начинали исследование: вопрос о различии образа Соловков, который формируется после непосредственного посещения архипелага, и который бытует на материке среди людей, не посещавших Соловки, но лишь читавших и слышавших о них. Соответственно, прежде всего нас интересовало, кто из посетителей выставки бывал лично на Соловецких островах. Ответы распределились следующим образом: 75% посетителей выставки не бывали на Соловецких островах, 25% посещали Соловки один или несколько раз (пять, шесть и более раз), притом, среди них были те, кто посещал острова архипелага еще до возрождения монашеской жизни в обители, в 1970–1974 гг.
Можно отметить, что 10 из 20 посетителей, однажды побывавших на Соловках – приезжали туда в последние годы – с 2006 по 2011 г. Помимо прочего, это говорит о том, что связи, образовавшиеся с миром Соловков за время пребывания на острове, дают возможность живо интересоваться текущей ситуацией и узнавать по различным информационным каналам о мероприятиях, связанных с Соловками. В частности, об этой выставке.
Какие же аспекты выставки оказались наиболее важными для посетителей? Мы предложили на выбор готовые формулировки (из которых можно было выбрать несколько вариантов ответа), а также предоставили возможность респондентам высказать свое оригинальное мнение:
А. Благодаря этой выставке я узнал (а) что Соловки – это один из самых крупных центров духовной жизни страны;
Б. Выставка оказалась полезной для ознакомления с историей и культурным наследием Соловков;
В. Меня интересовала природа и экология Соловецких островов, выставка помогла мне больше узнать об этом;
Г. Посещение выставки расширило мои представления о лагерном периоде истории, в том числе, как истории самого Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), так и ГУЛАГа в целом;
Д: Ваш вариант ответа.
Ответы распределились следующим образом:
На первом месте – культурное и историческое наследие Соловецких островов (29,38%). Однако всего лишь на несколько голосов меньше получили такие аспекты как «духовное наследие» (24,23%) и лагерный период соловецкой истории (23,08%). Значительно отстает показатель восприятия природного богатства архипелага. Если учесть, что большинство заполнивших анкеты не посещали Соловков, не остается сомнения, что они писали в данном случае именно о восприятии фотоэкспозиции, а не о смешанном чувстве, оставшемся от соприкосновения с Соловецкой реальностью, на которое наложились многочисленные фотографии с выставки. Возникает вопрос – почему этому аспекту уделено мало внимания? Казалось бы, большинство прекрасных снимков как раз открывают перед нами красоты соловецкой природы в разные времена года. Но: в большинстве случаев пейзажи служат фоном для грандиозных построек или других сюжетов: крестные ходы, богослужения, раскопки, хозяйственное устройство обители и так далее. Разъяснение подобному распределению ответов мы находим в развернутых ответах посетителей («ваш вариант ответа»). Можно выделить еще несколько повторявшихся в разных формулировках важнейшие аспекты.
1. Воспоминание о Соловках, возможность прикоснуться к ним через выставку в Петербурге (для тех, кто, разумеется, уже побывал на островах):
– «вспомнил о Соловках (ностальгия)»;
– «напомнило обо всем увиденном»;
– «еще одна возможность слиться душою с Соловками»;
и, наконец:
– «полюбила Соловки и тоскую, поэтому хочется опять увидеть, хотя бы на фото»
или
– «выставка хорошо оформлена, дает эмоциональную составляющую – а это для выставки важно. Т.к. я была на Соловках с «Мемориалом», читала о Соловках, то информация (уже) была».
Итак, сопричастность, переживание неповторимой соловецкой атмосферы через фотографии на стендах – вот один из важнейших аспектов, обнаруженных благодаря посетителям.
2. Взгляд тех, кто не был на Соловках, остановился на самом оформлении выставки, как на существенном аспекте. Встречались даже такие отзывы: «зал небольшой, но экспозиция сделана с любовью. Впечатлили большие фотографии»; или отмечали «выставочный формат экспозиции». Также в отзывах прозвучали слова о том, что «выставка великолепная, познавательная», «выставка содержательная».
3. Многие проявили особый интерес к процессу восстановления обители в течение последних десятилетий, а также к тому, как, исходя из личного опыта и наблюдений, преображался облик современных Соловков:
– «выставка помогла узнать: как изменились Соловки с моего посещения их в советское время, как проходит реставрация в данный момент»;
– «увидел, как изменились Соловки»;
– «узнать о современной жизни монастыря и о истории его возрождения после ГУЛАГа»;
– «посещение выставки расширило мои познания в становлении монастыря его духовной жизни, о горьком периоде ГУЛАГа и о воскресении и духовной и восстановительной деятельности монастыря».
4. Четвертый аспект: выставка – это своеобразный портал, дверь, через которую попадаешь на Соловецкие острова. В этой связи можно привести такую цитату: «выставка помогла мне воочию побывать в самом крупном духовном центре России, из-за пока невозможности побывать там, в т. ч. из-за нехватки средства; выставка дает возможность прикоснуться, побывать и наполнить духовным богатством душу», или: «еще один случай – шаг на пути к Соловкам».
5. Следом за мнениями о «виртуальном» соприкосновении с атмосферой Соловецких островов, хочется выделить ряд отзывов об уникальной возможности, предоставленной петербуржцам: познавать не только зрением и слухом, но через прикосновение к святыням получить духовно-телесный опыт сопричастности: «для меня очень важны святыни, которые прибыли в Петербург, и лично для меня. Какая милость Божия, а также вереница мучеников, укрепляющая ныне живущих».
В отличие от Москвы и Архангельска, Петербург не окормляется Соловецкой обителью, буквально – в городе нет монастырского подворья. Поэтому и появление соловецких святынь в Северной столице – огромная редкость. Так, одну из посетительниц привело на выставку именно желание прикоснуться к Кресту преп. Савватия: «узнала о святом кресте, доставленном с Соловков, решила приложиться ко кресту и святым иконам, и молва вывела на выставку РГПУ им. Герцена».
6. Из немногочисленных отзывов можно сделать вывод, что даже такая сложная задача – как отражение внутреннего склада самих людей, связанных с историей Соловков (монастыря, лагеря) – удалась устроителям выставки:
– «Монашество – это особые люди, вызывающие глубокое уважение. Я думаю, они отмечены Богом при рождении»;
– «Потрясла святая Северная земля и русские люди, которые все могут, если не приносить зла»;
– «хочется молиться и быть русским православным человеком».
Следующий вопрос, который был важен для нас: как повлияет выставка, проведенная в Петербурге на стремление посетить сами Соловецкие острова. Вопрос был сформулирован следующим образом: «появилось ли у Вас желание посетить (впервые или вновь) Соловецкие острова после посещения выставки?»
Можно отметить, что среди тех 25% людей, которые уже посещали Соловки, ответы распределились несколько иначе: ответы «нет» или «не знаю» – вообще не были выбраны, а 59% из них собираются поехать туда вновь в ближайший летний сезон. 13,5% – не готовы поехать в преклонном возрасте и за дальностью пути, и, наконец, 27,7% отмечают, что на сегодняшний день поездка на Соловки слишком дорогостоящая. Заметим, что речь идет о побывавших там не только в последнее время, но и в 1970-е гг.
Далее посетителям был предложен вопрос: «с какими целями Вы бы желали посетить Соловецкие острова?».
Помимо стандартных ответов у респондентов была возможность предложить собственный вариант ответа:
А. Посетить древний Соловецкий монастырь и его скиты, прикоснуться к святыням, узнать о традициях русского монашества и отшельничества;
Б. Ознакомиться с культурным, природным и историческим наследием Соловецкого архипелага;
В. Вживую увидеть удивительную архитектуру Соловецкого монастыря, фортификационных и других инженерных сооружений, прикоснуться к стенам монастыря;
Г. Побывать на Белом море, увидеть морских тюленей, белух и других представителей беломорской фауны;
Д. Поучаствовать в ежегодном бардовском фестивале на Соловках;
Е. Стать участником ежегодной Соловецкой регаты;
Ж. Узнать больше о лагерном прошлом Соловецких островов или найти данные о родственниках, находившихся в Соловецком лагере или тюрьме.
З. Другая причина.
В представленной диаграмме мы приводим сокращенные варианты ответов. Дополнительные варианты ответов, написанных в свободной форме, мы распределили по нескольким основным направлениям:
1. Молитва, пребывание на службах в монастыре, личная связь с преподобными, покаяние за жестокости, совершенные на соловецкой земле:
– «побыть на службе, помолиться, поговорить о вере»;
– «помолиться»;
– «для меня особенно дорог преп. Герман. Я родилась в день успения преподобного»
– «поклониться земле, залитой кровью. Покаяться за соделанные злодеяния наших предков».
2. Свой вклад в дело возрождения Соловков: трудничество, волонтерство, работа.
– «возможно потрудиться и пожить немного трудницей»;
– «поработать на благо монастыря (метеонаблюдения)»;
– «это уже диагноз. Соловки не отпускают. Хочется что-то делать для Соловков»
3. Отдых духовный и телесный, уход от суеты и соприкосновение с тишиной: «тишины хочу, полноты тишины».
4. Творчество, личные поиски: художественная фотография, подготовка материалов книги к печати, работа в архивах:
– «еще раз прикоснуться к этой теме и пофотографировать на цифру (которой в ту поездку не было)»;
– «сделать фотоочерк с новой фотокамерой в руках и порисовать о души»;
– «заканчиваю книгу «Свод родословных…», где не обойти тему репрессий».
5. Возможность воочию убедиться, «насколько изменились Соловки (Кремль) после реставрации».
Один из последних вопросов: «Вам бы хотелось пожить на Соловках больше недели и почему?», вызвал своеобразный резонанс среди заполнивших анкету.
Ниже респондентам предлагалось пояснить свой выбор. Данные ответы, как нам кажется, – это еще один небольшой вклад в копилку знаний относительно мотивов, причин, по которой люди приезжают на Соловки – что их останавливает, смущает, а что – дает возможности и открывает пути реализации.
1. Стоит прожить более недели на Соловках, чтобы глубже проникнуться атмосферой этого места. Приводим слова самих респондентов:
– одного дня не хватит познакомиться с этим местом;
– одной недели крайне мало для того, чтобы проникнуться жизнью на Соловках;
– я уверена, что за один день нельзя достаточно полно проникнуться и прочувствовать дух Соловков;
– неделя очень малый срок чтобы почувствовать душу этого удивительного места;
– почувствовать изнутри жизнь монастыря;
– чтобы «почувствовать место», мало его увидеть, важно ощутить;
– попробовать ощутить святость этого места;
– остров большой – быстро все не обойдешь и не увидишь. А если направляться на другие остров, и все внимательно изучить, нужно не один месяц;
– остров открывается на сразу, это я по Кижи знаю. И с учетом служб и послушаний, не так много времени остается на прогулки;
– только пожив там какое-то время и окунувшись в размеренную жизнь местного населения, можно вполне оценить все значение этой сокровищницы для нашей культуры.
2. Более длительное пребывание на острове – ключ к здоровью души и тела, способ разобраться в себе, возможность стать частью соборной молитвы во время длинных монастырских служб:
– Соловецкий монастырь – это место, где душа отдыхает. Была бы возможность – проводила бы отпуск там вместо санатория;
– отдохнуть от мирской суеты (2 упоминания); Там спокойно;
– можно проникнуться монастырским духом. Хотя я не религиозный человек, я знаю, какая это благодать быть в монастыре. Там не возможно не верить в Бога;
– воцерковление, укрепление веры, молитва, прикоснуться к благодати Божией;
– для укрепления веры и духа;
– помолиться (2) вдали от суеты, в себе разобраться;
– побыть в молитве, почувствовать дух монастыря и отшельничества;
– хотелось бы подольше пожить на Соловках, вставать на братский молебен рано утром, посещать долгие службы… Пешком еще раз дойти до дамбы, подышать воздухом Белого моря;
– чтобы было время для молитвы;
– для участия в богослужениях;
– чтобы узнать Божию волю о мне грешной;
– запечатлеть в сердце путь святых.
3. Кроме того, более длительный срок пребывания на острове дает возможность подробнее познакомиться с историко-культурным наследием:
– узнать наш край; узнать подробнее часть истории своей страны;
– удивительное место с глубокой историей;
– хотелось бы приобщиться к богатой культурной и духовной жизни острова;
– историческое наследие России;
4. Хорошая экология, природа, свежий воздух – оказались аргументами как для тех, кто хотел бы приехать зимой, так и для тех кто, напротив, мечтал приехать только летом:
– красивая природа, свежий воздух;
– летом там очень красиво, мМне нравится красивая природа и свежий воздух.
5. Некоторые указывали более конкретные цели:
– поснимать виды природы, ансамбль монастыря и исторические достопримечательности;
– рисовать, смотреть, снимать.
6. Встречались и такие ответы как: «примагничивают», «просто интересно»; «потому что это интересно», или: «затрудняюсь ответить. Но после дней Соловков в Петербурге побывать на Соловках захотелось»
7. Одна из основных причин, по которым люди не решаются оставаться надолго, тем более зимой, это миф о суровых соловецких холодах:
– не переношу холод;
– боюсь, не выдержу холода;
– боюсь, не выдержу;
– не люблю ночевать в новых местах;
– Зимой? Я пока не рискую;
– потому что уже довольно пожилой человек, более 65-ти лет;
– человек не приспособленный, здоровье не позволяет.
Хотя некоторые и отмечают, что «зимой познание глубже». Кто-то, напротив, стремиться попасть на Соловки именно зимой, чтобы «проверить себя в условиях Севера».
8. Вторая причина, по которой люди не могут себе позволить посещать Соловки зимой, или же летом, но на длительный срок, это профессиональная занятость:
– летом будет отпуск и я свободна;
– пока работаю и буду свободна летом;
– летом более удобно из-за отпускного времени.
9. Совершенно особые высказывания посвящены проблеме восприятия в настоящем события минувшей лагерной истории. Одного человека образ СЛОНа отталкивает от живого соприкосновения с Соловками: «есть чувство страха и угнетенности, думаю, на месте это ощущение будет сильнее»; другого, наоборот, призывает к более глубокому соприкосновению с пластами соловецкой истории: «на Севере она больше ощущается, а также сильнее обостряется восприятие событий, происходивших и в древности, и во времена ГУЛАГа»
10. В заключение упомянем знаковую фразу, встретившуюся в одной из анкет: «хотела бы поучиться тому, как надо жить».
***
Мы также попросили посетителей выставки написать, не задумываясь, три ассоциации (слово, понятие, словосочетание), которые возникают при упоминании Соловков. Обзор представлений о Соловках мы в ближайшее время планируем представить в отдельной фото-композиции в сочетании визуальным и образами.
Материал подготовила Лидия Рахманова,
специалист в области социальной антропологии,
аспирантка факультета социологии СПбГУ
Место: Санкт-Петербург