-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
15 марта 2012 г. Представьте чувство, которое возникает, когда касаешься этих камней…
Иерусалим - это место борения и подвига
Программа поездки была настолько многогранной, она принесла так много впечатлений, что, хотя прошло уже довольно времени, а они еще не все пережиты. Все эти впечатления очень разные, и побуждают мысль, чувства работать в разных направлениях. Я бы выделил два основных пласта, которые произвели наибольшее впечатление на Святой Земле.
Первый пласт - это все, что связано с местами, где был Иисус Христос. Эта часть впечатлений приближает Евангелие, заставляет теперь глубже вникать в темы и подробности, над которыми не задумывался, читая Евангелие, раньше. Но это - сфера, которую трудно передать словами. Не то, чтобы раньше для меня в Евангелии были места, которых я совсем не понимал, а после поездки стал понимать. Но после поездки появились новые оттенки, многое стало видеться ярче.
Другой пласт впечатлений довольно неожиданный для меня. Хотя ничего секретного мы не увидели, но просто раньше не задумывался об этом. Это взгляд на то, как сейчас живет христианство на Святой Земле: попадаешь в Иерусалим и видишь, как там все перемешано. Христианство в этом городе не только не доминирующая религия, но она находится где-то «на полях», если не сказать, что христианство даже преследуемо в иерусалимском сообществе.
Я помню, как будучи еще некрещеным человеком, первый раз оказался в Иерусалиме, и нам провели очень обстоятельную экскурсию по городу. Но не показали ни одной христианской святыни! И я, хотя и был рядом, не знал, что в именно там находится Гроб Господень…
Это типично для Иерусалима. Потому что в этом городе христианство для человека нехристианского вероисповедания даже и не очень заметно. Это кажется обидным и странным, но если хорошенько вдуматься, понимаешь, что это нормально. И что именно так же было во времена Иисуса Христа: Законоположник Нового Завета не пользовался должным вниманием в Иерусалиме, кипящем бурной жизнью, обыденной деятельностью. И никто там особенно не обращал на Него внимания, мало кому Он был интересен.
Сейчас каждый паломник в Иерусалиме проходит Крестным путем: начинается он от арки, где Понтий Пилат произнес «Се человек», проходит по городу и заканчивается храмом Воскресения Христова. И те, кто идет сейчас по крестному пути, чувствуют значимость этой дороги для себя: кто несет перед собой крестик, кто шествует в безмолвии, мы шли и пели «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»… А кругом - повседневная жизнь. И чтобы поняли те, кто не был в Иерусалиме, я приведу сравнение: представьте себе шумный московский рынок, и себя, протискивающегося сквозь плотную толпу… Это потому, что все центральные улицы Иерусалима - торговые, и представляют собой рынок. Христиане, идущие крестным путем и другими дорогами к святыням, для местных предпринимателей - объект сбыта продукции. Торгующие цепляют проходящих, стараются что-то продать. А могут и слово недоброе сказать.
Я это отчетливо помню: мы идем по Крестному пути к главным святыням, поем… И окружающим мы безразличны. Потому что кругом только рынок… Задумываешься: а что было во времена Иисуса Христа? А было абсолютно то же самое! Осознание этого побуждает делать очень важные выводы. И даже не нужно самому формулировать, достаточно правильно понимать слова Писания: «Вы - соль земли» (а соли ведь очень мало), «Мужайся, малое стадо», «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Все сказано!
А мы думаем, пока не увидим всего этого, что Иерусалим - место, где Господь проповедовал и воскрес, - должно быть в почете и поклонении у всех. Так ведь этого не было и когда Он сам ходил по Иерусалиму! Когда Он шел по этому пути с крестом, вокруг был рынок и ликовавшая толпа. Причем, если нас сейчас никто не трогает, - только в крайнем случае могут что-то недоброе сказать или жест какой-то показать или плюнуть в твою сторону, - то как на этой дороге издевались над Иисусом Христом!
Христианство - оно потаено. Но оно все освещает
Еще в Иерусалиме возникают мысли о сокровенности религии. Дело в том, что культурный слой в Иерусалиме по отношению ко временам Иисуса Христа составляет сейчас 9-15 метров, то есть все места, где ступала нога Спасителя, находятся сейчас глубоко под землей. Поэтому для того чтобы туда попасть: к порогу Судных врат, где Господь пересек границу Иерусалима, когда Его вели на распятие, или в темницу, где Он был заключен, надо спускаться на 15 метров вниз! Для меня это очень глубокий символ: все сокровенное христианское, - оно очень глубоко. Здесь наверху все кипит, бурлит современная рыночная жизнь, а христианство - оно потаено. Но оно все освещает.
И вот ты спускаешься в темницу - ту, в которой Господь содержался в Иерусалиме… Есть еще другая, находящаяся недалеко от Голгофы, где Он недолго пребывал: пока устанавливали крест, Его тоже завели в пещеру, и она послужила темницей. Но главная темница - именно Иерусалимская - находится на территории православного греческого монастыря, и туда даже не пускают представителей других вероисповеданий. Чтобы туда попасть, надо глубоко-глубоко спускаться… И наверное, каждый подымается оттуда другим человеком. Вот такое сокровенное христианство. Оно очень глубокое, и к нему надо прикоснуться, пережить то, что от мира спрятано. Тогда ты выходишь на поверхность обыденного мира - а он каким был 2000 лет назад, таким и остался, - уже другим человеком.
Поэтому если говорить о самых ярких впечатлениях от поездки - да, это именно Иерусалим. И темница, и Гефсиманский сад. Сейчас Гефсиманский сад - это территория монастыря Марии Магдалины, Русской Зарубежной Церкви. Это сад очень тихий, это особое место, - оттуда Иисус смотрел на Иерусалим, когда молился.
В Иерусалиме чувствуется тяжелое состояние внутреннего борения. Как нам сказала игуменья Моисея, настоятельница Елеонского монастыря, где живут настоящие исповедницы, живут очень трудно, притесняемые арабским населением (это отдельное впечатление от поездки - о том, как сейчас живут православные на Святой земле), в Иерусалиме у каждого случаются какие-нибудь искушения.
И к этому надо быть готовым, потому что люди пришли почувствовать сопричастность Христу, и невозможно, чтобы искушения обошли стороной. Святая Земля всех смиряет (для духовной пользы, конечно). Действительно, почти у каждого из нашей группы во время поездки какие-нибудь искушения происходили. Там как-то сразу становится понятным, что Иерусалим - это место борения и подвига. Потому что Иерусалим не принял Христа - там это очень хорошо чувствуется.
Представьте чувство, которое возникает, когда касаешься этих камней…
Другим местом, оставившим в моей памяти яркий след, стал дом первосвященника Каиафы, где произошел суд на Христом. Там есть лестница, ведущая в сад, - она явно времен царя Ирода. И точно камни того времени, - 2000-летней давности. То есть именно по этой лестнице Иисуса Христа и привели из Гефсиманского сада. Другого пути нет - только по ней могло Его вести такое полчище, что вышло на Его пленение. Представьте чувство, которое возникает, когда касаешься этих камней: по ним Иисус уходил молиться в Гефсиманский сад и по ним же ступал, когда Его вели в дом Каиафы.
Оказывается, этот дом - огромное здание: предполагают, что он был трехэтажным. Сейчас ведутся раскопки, и восстановлены пока 2 этажа. Дом огромный и богатейший, по тем меркам. И там в темнице содержался Господь… Там становится понятно, как Господь посмотрел на апостола Петра, когда Петр трижды отрекся от Него: содержали Спасителя на втором этаже, а двор, где был Петр, находился на первом. И именно с этой высоты Иисус посмотрел на Петра, - их глаза встретились…
Дом Каиафы сейчас находится на территории католического монастыря. На стене монастыря там мозаика, на которой изображено, как содержался Иисус, будучи узником в темнице этого дома… Не рассказать этого словами,- надо видеть, чтобы понять, как пребывал там Господь.
Конечно, венец всех впечатлений - Храм Воскресения Христова, Голгофа. Очень интересно там разобраться. Это непросто, лучше это делать с книжкой и заранее подготовившись, иначе трудно сориентироваться в этой планировке. Надо понять, как все было тогда, чтобы найти в современном виде все эти святыни. Почему Голгофа находится в таком месте, что глядя на него, совершенно непонятно, где вывели Спасителя, где похоронили? Надо прочитать в путеводителе, причем не в каждом это есть: между Голгофой и Гробом Господним, которые сейчас соединены одной крышей, был каменный овраг, на противоположной от Голгофы стороне которого был гроб Иосифа Аримафейского, где похоронили Спасителя. И только при Константине Великом это сравняли. Сейчас сложно понять: где гора, а где гроб, потому что там ровный пол и все это теперь единое архитектурное сооружение.
Оказывается, все это надо было сделать, чтобы получился храм. И тогда от скалы, где была пещера, оставили лишь часть, стесав скалу и оставив только куб, обрамлявший Гроб Господень, над ним поставили Кувуклию, а над ней - огромную ротонду. Иначе там просто невозможно было бы надлежащим образом совершать службу (ведь в те времена Византийская империя поддерживала Православие на Святой земле и Гроб Господень пользовался надлежащим почетом). Так что без подготовки сложно разобраться, как архитектурные формы, которые видишь, связаны с библейской географией. Обязательно надо там причаститься, если ты мирянин, или послужить, если ты священник. Это совершенно особое и незабываемое таинство.
Галилея
Очень яркие впечатления у меня от Галилеи. Эта местность имеет совершенно другой характер: она дает ощущение мира и радости. Мне - и другим из нашей группы - пришла такая мысль: В Галилее чувствуешь себя мирно и спокойно, потому что (если вспомним Евангелие), в Галилее Иисуса Христа приняли.
В Галилее спокойствие и мир, - очень светлое чувство. Прекрасная природа, удивительное Галилейское море. Обычно это не входит в экскурсионные программы, но мы там побывали, и, можно сказать, открыли эту часть маршрута местным паломническим службам, - мы прошли по тропинке, которая идет вдоль всего берега Галилейского озера. Это долгий путь, если пройти его полностью, - 60 км. Наверное, дня два надо с ночевкой, и дорога еще не совсем достроена, но ее активно восстанавливают энтузиасты. Мы прошли, конечно же, только часть этого пути, - но поняли, ощутили место совершенно по-другому, ступая по земле ногами. Так все воспринимаешь более ярко, нежели когда смотришь на окрестности из окна автобуса. Пусть всего пару часов, но пройти там, где Господь ходил, - это незабываемо.
Из святых мест Галилеи хочется вспомнить Гору Блаженств, где были произнесены Заповеди Блаженств, - это место называется Табха. Рядом находится и место, называемое Табха-2, которое произвело на меня особое впечатление - там состоялось прощение Господом Петра и восстановление его в апостольском достоинстве. Все мы падаем, каждый христианин… И нахождение на том месте, где Господь простил даже такое падение, которое претерпел апостол Петр, производит сильное действие в душе. Петр предал Господа, и ни на что уже не мог и надеяться, просил только о помиловании, Господь ему возвратил всё - все милости, апостольские дарования, первоверховное апостольское достоинство!
Каждое место оставило в душе след памяти. И пустыня Иудейская, и Гора Искушений… Всего так много, и все еще долго можно переживать, вспоминая… Думаю, такой поездки достаточно одной на всю жизнь. Когда вернулся, думал: надо было там к этому и этому отнестись посерьезнее, о чем-то побольше узнать, во что-то вникнуть, быть сопричастным, более подготовленным… Но все равно, я уверен: для каждого это паломничество оставляет неизгладимый след в жизни.
Галилея - место очень сильно наполненное духом Евангельской проповеди. Господь там очень долго ходил, учил, и Его там принимали. Как я себе это представляю: Он ходил по Галилее, иногда удаляясь, конечно, в другие земли, но в Галилее обошел очень много селений, - а там были селения действительно крупные.
Замечательное место - Капернаум, сейчас это раскопки древнего города. Восстановлена значительная часть города, и можно наглядно представить, как тогда жили люди… Вот дом апостола Симона Петра. Понятие «дом» там совсем не такое, как принято у нас. Это родовой дом, где жила вся семья апостола Петра. Семья разрасталась, и дом постоянно расстраивался, он занимает целый квартал. Там есть раскопки древней синагоги. Очень интересно видеть, как в ней все было устроено, где кто стоял на службах, где находились прозелиты, где - настоящие иудеи, где стояли женщины.
Недалеко от Капернаума есть место, где Господь исцелил расслабленного. Там сейчас находится греческий монастырь Двенадцати апостолов. Но сказать «монастырь» - это было бы громким словом, потому там живет всего один батюшка, но он настоящий монах, подвижник, замечательный человек: добрый, радушный… Во время поездки мы каждый день служили Литургию: иногда с греками, а иногда - сами. Вот и у него мы отслужили Литургию. Какое доброе чувство, как он нас принимал! У этого монастыря есть большой участок земли непосредственно у Галилейского моря. Поэтому была возможность пройтись по берегу в полном уединении.
В Галилее находится также пещера, где жил Гадаринский бесноватый, которого исцелил Господь, и еще много других мест, о которых говорится в Евангелии.
Монастыри
Монастыри Святой Земли - это очень сильное впечатление, состоящее из осознания уникальности и святости места, где каждый из них расположен, и твердости и веры нынешних насельников. Монастырь на Горе Искушений - это место подвига Спасителя в пустыне, там есть пещера, где находился Иисус во время 40-дневного поста.
Богата святынями Иорданская часть страны: Хеврон, Иерихон. Там очень древние монастыри, с которыми связано зарождение и оформление монашеского образа жизни: монастыри Феодосия Великого, Саввы Освященного, Георгия Хозевита, Герасима Иорданского.
Монастырь Саввы Освященного - место, где находится и келья Иоанна Дамаскина. Там были написаны многие каноны, в то числе канон, который мы поем на Пасху, воскресные стихиры, которые поются на «Господи, воззвах». Иоанну Дамаскину принадлежат заупокойные стихиры в службе отпевания «Кая житейская сладость» и многочисленные богословские произведения. А келья его - пещера. Она совсем маленькая, там в полный рост невозможно встать… Был момент, - это написано в его Житии, - когда он за послушание перестал писать, но потом снова за послушание стал создавать свои произведения, и украсил церковь такими великими песнопениями. В монастыре Саввы Освященного монашеская жизнь устроена очень хорошо: это монастырь со строгим уставом. Туда не пускают женщин, там все-таки сравнительно большое братство, и по храму видно, что в нем, как на Афоне, - строгий богослужебный устав и образ жизни.
Очень яркие впечатления от того, что мы узнали о жизни насельников прошлых веков, но не меньше впечатляет, как сейчас там живет немногочисленная братия. Живут они очень тяжело, потому что монастыри находятся на арабских территориях. Некоторые расположены в местах, где явно враждебно относятся к христианам.
Обстановка там непростая: много арабов православных, но их преследуют арабы-мусульмане. 50-70 лет назад были регионы, где арабское население очень дружественно относилось к христианству. Но сейчас православное население из-за притеснений уменьшается, многие убегают в Иорданию… Мы видели в этих монастырях настоящих исповедников. Женский монастырь на Елеонской горе постоянно подвергается нападкам: им угрожают, в них даже стреляют иногда и бросают камнями! Но они - настоящие христиане, - и блеск в глазах у них особый, блеск веры, силы. Несмотря ни на что, отстаивают свою православность. Конечно, они не уподобляются нападающим и не выходят к ним с палками. Они просто стоят на своем до конца: «Мы не уйдем отсюда никогда… Только если вы нас убьете…» И Господь хранит их и во всем помогает.
Современные монастыри на Святой Земле совершенно не такие, как в России. Они очень малочисленные. Там часто один батюшка и две или три матушки - монахини. Они там совершают службу, ведут хозяйство, принимают паломников. Большой только монастырь Саввы Освященного. Там человек 10. В Израиле мало православного населения, чтобы обеспечить заполнение обителей насельниками. Даже Иерусалимский Патриархат черпает кадры для Братства Гроба Господня из Греции. Это Братство составляет человек 40. Они служат в Храме на Гробе Господнем и в других разбросанных по всей Святой Земле храмах. Православных арабов мы видели в монастырях, и они производят очень приятное впечатление, но видели их не много. И им очень трудно жить в мусульманском обществе.
Служение и крест всех монастырей Святой Земли - прием паломников. А это не те условия, чтобы завязалась многочисленная братия. К сожалению, глубоко вникнуть в монашескую жизнь там у нас не было возможности, потому что в каждый монастырь мы приезжали ненадолго, прикладывались к святыням и уезжали. Чтобы что-то понять, надо пожить там.
Мне понравились монастыри нашей Зарубежной Православной Церкви: монастырь Марии Магдалины и Вознесенский монастырь на Елеонской горе. Чувствуется благочестивый настрой и традиции. В Вознесенском монастыре висит портрет старицы в толстых-толстых очках. На лице запечатлелось духовное настроение человека, ведущего глубокую сокровенную жизнь, и оно светится любовью к окружающему миру. Это игуменья Тамара, великая княжна Татьяна Константиновна. Она была настоятельницей монастыря. Дочь великого князя Константина Константиновича, которая в 1918 году узнала о гибели в Алапаевске своих троих братьев. Мужа своего князя Багратиона и еще одного брата он потеряла на фронте в 1914 году. Татьяна Константиновна уехала за границу, и, когда собиралась еще раз выйти замуж, услышала от первоиерарха Зарубежной Церкви: «Нет, твое теперь дело молиться о них всех». Долго она жила простой монахиней. А потом до 84 лет была настоятельницей монастыря…
Я думаю, что паломничество на Святую Землю принципиально отличается от паломничества к другим святыням, поскольку это паломничество - к самым основаниям нашей веры, формообразующим началам.
Место: Соловки