-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
8 февраля 2016 г. Мученик Иоанн Попов
Братья и сестры, сегодня постараемся успеть познакомиться хотя бы с основными вехами жизни удивительного человека – святого мученика Ивана Васильевича Попова. Руки опускаются от огорчения, потому как для краткости из его жития пришлось вырезать почти все, а что обиднее всего – самые ценные и интересные цитаты его переписки с самыми разными людьми в эпоху гонений советской власти.
Мученик Иоанн – человек свободный, глубокий, истинно верующий – был ярким светильником Христовой истины. Будучи мирянином, он сподобился участия в самых важных и ключевых событиях жизни гонимой Церкви своего времени. Житие святого в полном варианте каждый может найти на православном интернет ресурсе «Азбука Веры». И мне кажется, это житие относится к числу тех, что должны быть прочитаны каждым в обязательном порядке.
Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую духовную семинарию, в 1892 – Московскую духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию и был утвержден в должности доцента академии; в 1898 году назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1901–1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене. Вернувшись из-за границы, Иван Васильевич в 1903 году был назначен на должность редактора «Богословского вестника» и пробыл им до 1906 года. С 1907 года состоял приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета по кафедре истории Церкви. В 1917 году он защитил докторскую диссертацию «Личность и учение блаженного Августина», которая явилась фундаментальным трудом на эту тему.
Один из исследователей историко-богословского наследия Ивана Васильевича Попова, характеризуя его как человека, отличавшегося «кристальной честностью и высокой религиозно-нравственной настроенностью», пишет, что он «был человеком больших дарований и исключительного трудолюбия. В своих патрологических трудах он умело сочетал богословский и философский анализ с исторической демонстрацией». В 1917 году Иван Васильевич был избран членом Поместного Собора от Московской Духовной академии и заместителем председателя по отделу Духовной академии. После окончания деятельности Поместного Собора Иван Васильевич преподавал в Московской духовной академии и в Московском университете. В 1919 и в 1920 годах на время каникул Иван Васильевич уезжал в село Самуйлово Гжатского уезда Смоленской губернии, где претерпевал все ужасы разрухи в сельской жизни постреволюционной России. Но и там он не оставлял своих научных трудов.
После закрытия в 1920 году Духовной академии Иван Васильевич продолжал до 1923 года преподавать в Московском университете на кафедре философии древних веков. В связи с обновленческим расколом, возникшим в 1922 году, и с тем, что часть архиереев вернулась в православие, а часть осталась в обновленчестве, некоторыми церковными людьми стали составляться списки архиереев — православных и находящихся в обновленческом расколе. Список этот оказался далеко не полон, и Иван Васильевич, как человек, хорошо знавший церковную жизнь, стал его дополнять. Конечно же, это привлекло особое внимание советской власти.
10 декабря 1924 года Иван Васильевич был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве. Следователь попросил профессора изложить свою позицию относительно советской власти. Иван Васильевич ответил: «Я, как христианин, не сочувствую в современном порядке вещей антирелигиозному и аморальному уклону; последний, может, отчасти вытекает из первого. Кроме этого, в советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов, имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенности личности и так далее; вообще, я принципиальный противник какой бы то ни было диктатуры».
Ивана Васильевича ждал целый ряд ссылок вплоть до дня его мученической кончины в 1937 году. Это были и Соловки, и Сургут, и Красноярский край. При этом он всегда был в самой гуще жизни репрессируемой Церкви. 9 октября 1937 года он был в последний раз арестован и заключен в тюрьму в Енисейске. В енисейской тюрьме Иван Васильевич встретил день своего рождения, ему исполнился семьдесят один год. 5 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Ивана Васильевича к расстрелу, который состоялся 8 февраля в 9 часов вечера.
Свидетель пребывания Ивана Васильевича на Соловках протоиерей Михаил Польский писал о нем: «Иван Васильевич был учителем школы грамотности при Соловецком лагере […] Говорить об учено-богословской работе Ивана Васильевича Попова – особая отдельная задача. Во всяком случае, в России патрология, как наука, впервые создана им […]». Братья и сестры, его житие не пересказать, его нужно прочесть.
Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас!
Тип: Мч. Иоанн (Попов)
Издание: Телеканал «Союз» от 8 февраля 2016 г.