-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
9 сентября 2016 г. Соловки тревоги нашей
Соловецкие острова для многих россиян по праву являются по-настоящему сакральным местом, в котором самым причудливым образом сплелись удивительной красоты природа и уникальные памятники истории и архитектуры. Все вместе это создает непередаваемую словами духовную атмосферу, к которой, пусть и ненадолго, ежегодно хотят прикоснуться тысячи туристов.
Однако те же самые паломники, восхищенные красотами и многочисленными достопримечательностями архипелага, буквально на каждом шагу видят не только красоты, но и островную инфраструктуру, находящуюся ныне, без всякого преувеличения, в ужасном состоянии. Ветхие и аварийные «деревяшки», пыльные дороги, отсутствие централизованного водопровода, стойкий неприятный запах канализации в бухте чудовищным образом диссонируют с духовным и историческим богатством архипелага. Впрочем, туристам свойственно приезжать и уезжать. А между тем на островах постоянно живет около тысячи человек, которые не просто хотят, но и имеют право жить в комфортных цивилизованных условиях.
Учитывая это, федеральное правительство в феврале этого года утвердило «Перечень мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага». До 2020 года там должны быть созданы практически заново все системы жизнеобеспечения – водо- и энергоснабжения, реконструирована дорожная сеть и модернизирован жилой фонд, улучшено транспортное сообщение с Большой землей. Первые результаты должны быть заметны уже в 2017 году, когда вступят в строй новые системы водоснабжения и водоотведения, строительство которых должно завершиться до конца текущего года.
О вызовах и проблемах, которые стоят перед региональной властью в деле превращения Соловков в удобный для жизни поселок с современной инженерной инфраструктурой, мы побеседовали с Андреем Шестаковым – заместителем председателя правительства Архангельской области и по совместительству министром строительства и архитектуры.
– Андрей Геннадьевич, месяц назад тема строительства на Соловках обсуждалась в Стамбуле на очередной сессии Всемирной организации по охране культурного наследия (ЮНЕСКО). Далеко не ко всем территориям (причем не только в России) приковано столь большое внимание международной общественности. Как особый статус архипелага влияет на стратегию его развития?
– Соловки нельзя рассматривать как обычное муниципальное образование. Поскольку это особо охраняемая территория международного уровня, все строительные планы должны пройти согласование в специальных комиссиях ЮНЕСКО. Цель этих экспертиз – не навредить памятникам культурного наследия и живой природе. Требования выдвигаются достаточно серьезные и принципиальные, с учетом всех аспектов вмешательства человека в сложившуюся архитектурную и природную среду. У руководства нашей страны и губернатора Архангельской области есть единое понимание того, что положения международных соглашений мы должны выполнять.
Наше общее убеждение состоит в том, что все планируемые к строительству объекты не должны диссонировать с имеющимися на острове историческими памятниками – это касается и высоты зданий и сооружений, и их внешнего вида.
В последнее время на примере строящегося Министерством культуры Российской Федерации здания нового музея мы получили достаточно хороший урок того, в какой последовательности нужно вести дела. Недавно Минкультуры приняло решение о сносе одного этажа, который негативно влиял на восприятие существующих памятников архитектуры. Безусловно, это повлечет дополнительные затраты, но мы вынуждены считаться с мировым экспертным сообществом. Именно поэтому отныне абсолютно все проекты будут проходить сначала согласование архитектурного облика с привлечением международных экспертов и научных организаций.
И только затем, после получения положительных заключений, мы будем приступать к разработке строительно-сметной документации и собственно строительству объектов.
– Одной из главных проблем для жителей Соловков (впрочем, как и для многих россиян) является удручающее состояние жилого фонда. Конечно, в абсолютных цифрах количество ветхого и аварийного жилья на архипелаге не столь велико, как, например, в других муниципальных образованиях Поморья. Но живущим в бараках людям от этого не легче…
– Вопросы качества жилого фонда на островах находятся под особым контролем Правительства России, и это не просто декларация о намерениях. На данный момент определен список из 12 зданий, признанных памятниками истории, использование которых в качестве жилья далее невозможно по техническим причинам, а реконструкция также невозможна. Министерство строительства РФ поставило нас в первую очередь на выделение средств на расселение этих домов в 2017 году, и это действительно можно считать большим успехом.
Отмечу, что в качестве базовой модели для переселения соловчан по нашей просьбе архангельская компания разработала проект многоквартирного каркасно-панельного жилого дома. В настоящее время идет работа над его архитектурным обликом, стилизацией в северном стиле, чтобы он соответствовал духу архипелага. Что касается остальных жилых домов, то муниципальное образование «Соловецкое» заказало комплексное обследование, после которого будет принято решение об их капитальном ремонте или сносе.
Хотелось бы подчеркнуть, что и новые дома, и модернизированные существующие будут обладать всем комплексом жилищно-коммунальных услуг и соответствовать современным стандартам энергоэффективности.
– Ни для кого не секрет, что проблемы, которые накапливались на архипелаге десятилетиями, обусловлены состоянием систем жизнеобеспечения острова, точнее – их отсутствием. До сих пор на Соловках нет централизованного водоснабжения и канализации, есть проблема с энерго- и теплоснабжением. Понятно, что для исправления ситуации нужны десятки миллиардов рублей и для муниципального и регионального бюджетов это неподъемные траты. Как будут решаться эти важнейшие для острова вопросы?
– Наиболее показательным примером уровня затрат по созданию современной инженерной инфраструктуры в пересчете на одного жителя является стоимость работ по водоснабжению и водоотведению. Согласно проекту стоимость строительства сетей и очистных сооружений составит около 500 миллионов рублей, а постоянных жителей острова всего около 1000 человек. Для сравнения: в материковых условиях эта цифра значительно меньше и, как правило, не превышает 10 тысяч рублей на человека. Тем не менее строить канализацию и водопровод нужно, и работы в данном направлении идут полным ходом. Окончание строительства запланировано на конец 2016 года, а пусконаладочные работы – на будущую весну. Благодаря этому уже в следующий сезон туристы не будут чувствовать по дороге с причала неприятный запах, а водные и биологические ресурсы не будут подвергаться загрязнению.
Еще одна принципиально важная проблема Соловков – тепло- и энергообеспечение жилого и административного фонда. Одним из вариантов ее решения могла бы стать прокладка подводного кабеля из Карелии, но в условиях трудностей с бюджетным финансированием это едва ли выполнимо. Поэтому в настоящий момент мы собираемся проводить конкурс по отбору организации, которая выполнит работы по энергоаудиту. Рассматривая варианты изолированной системы энергоснабжения и выбирая между жидким и газообразным видами топлива, мы должны учитывать все нагрузки и потенциальные риски, в том числе воздействие на природу. После того как оптимальное решение будет найдено, мы опять будем проходить процедуры согласования с ЮНЕСКО на предпроектном этапе.
– Проблема бытовых отходов для Соловков, как и любого другого обитаемого острова, является чрезвычайно актуальной. Десятилетиями они накапливались без возможности утилизации. Есть ли какие-то подвижки в решении этого вопроса?
– Мы прекрасно понимаем важность этой проблемы, поэтому планируем до конца года завершить разработку проектной документации по строительству комплекса по переработке твердых бытовых отходов в поселке Соловецкий. В ходе работы над проектом мы столкнулись с двумя весьма неожиданными проблемами – внешним видом здания и авиационной безопасностью. В настоящее время проектировщики проводят корректировку высоты здания, чтобы оно не превышало допустимых пределов. Другая проблема заключается в том, что комплекс по переработке ТБО привлечет внимание всех окрестных и перелетных птиц, а аэропорт расположен достаточно близко. Поэтому мы занимаемся поиском надежных систем по отпугиванию птиц, проблема должна быть решена к началу строительства.
– Транспортную доступность архипелага определяют три составляющие – автомобильная дорожная сеть, аэропорт и причалы. На общем фоне вполне естественно, что в каждой из этих сфер есть немало проблем, и без их решения говорить о развитии Соловков также проблематично…
– Что касается аэропорта, то к нашей компетенции относится строительство нового здания, и мы ведем соответствующие предпроектные работы. Строительством новой бетонной взлетно-посадочной полосы и вышки безопасности будут заниматься федеральные власти. Задачи эти крайне сложны, поскольку эксплуатацию аэропорта приостановить нельзя, да и вышку нужно расположить так, чтобы она «не бросалась в глаза». Нам бы очень хотелось, чтобы проектные работы начались уже в следующем году, поскольку дело это небыстрое и весьма дорогостоящее – по приблизительным оценкам, стоимость работ может составить около 5 миллиардов рублей.
Относительно дорожной сети архипелага: перед нами стоит задача найти проектную организацию, способную составить мастер-план дорожной системы. Мы должны тщательно изучить все виды нагрузок и интенсивность движения – от этого зависят дальнейшие расходы на реконструкцию дорог и их содержание. Нам приходится учитывать, что часть дорог и мостов являются памятниками, поэтому в соответствии с требованиями Минкультуры работы должны будут выполняться с сохранением их первоначального облика. Мы предполагаем, что весь комплекс исследовательских и предпроектных работ будет выполнен в течение 2017 года.
Не менее тщательно подходим и к еще одному вопросу транспортной инфраструктуры – модернизации причалов. Так, проектная документация по самому известному у туристов – Тамариному – уже практически готова и передана на согласование. На очереди – проекты и других причальных сооружений.
Хотел бы напомнить, что общая сумма расходов регионального бюджета на программу сохранения и развития Соловецкого архипелага по итогам 2015-го составила почти 188 миллионов рублей, в этом году запланировано выделить еще 177 миллионов. Наша принципиальная позиция заключается в том, что мы не собираемся отказываться от строительства на Соловках жизненно важных инфраструктурных и социальных объектов, поскольку они нужны и живущим там людям, и туристам. Поэтому готовы аргументированно доказывать на всех уровнях, в том числе и в ЮНЕСКО, что они необходимы, и искать компромиссные решения. Наша главная задача – найти золотую середину, которая бы устроила и международное сообщество, и граждан России.
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Газета «Архангельск» № 35-1 от 8 сентября 2016 г.