-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
21 марта 2023 г. Главная российская премьера-2023
Киноманы и кинокритики уже настолько пресытились разного рода продукцией художественного кинематографа, что появление в прокате отечественного документального фильма «Святой Архипелаг», удостоенного 15-ти различных престижных призов, вызвало неимоверный ажиотаж. Разрекламированная премьера киноленты почти в 100 городах страны, уже началась и те, кто успел её посмотреть, отмечают, что 98 минут экранного времени прошли на одном дыхании. Это говорит лишь об одном – зритель истосковался по кино, затрагивающему не инстинкты, а тонкие струны души. А что думаете вы о работе режиссера Сергея Дебижева?
В прошлом году на 44 Московском международном кинофестивале впервые в истории кинофорума неигровая картина была удостоена приза «Серебряный Святой Георгий». А за последующие пять месяцев картина получила признание кинокритиков и собрала 15 российских и международных наград. Среди них – гран-при крупнейшего форума духовно-нравственного кино – XXVII Международного фестиваля «Радонеж», первая премия «За лучшее документальное кино» на XIX Международном кинофестивале «Лучезарный Ангел», а также приз за операторское мастерство 33-го фестиваля документального кино «Россия». И уже в январе этого года кинолента была удостоена первой международной награды – главного приза Serbian International Monthly Film Carnival.
Есть у «Архипелага» и наиглавнейший приз – признание зрителей. Поскольку в рамках фестивалей и кинофорумов на премьеру народ валил толпами, показы проходили при переполненных залах. Такого количества зрителей на документальных кинопоказах организаторы не припомнят с советских времён. Эта лента действительно стала большим открытием для фестивальной публики из-за неординарной подачи истории Соловецкой обители.
Чем же объясняется такой оглушительный успех? Что в документалистике Дебижева так затронуло душу зрителя?
«Святой Архипелаг» – Божественное творение
«Святой Архипелаг» относится к тем редким картинам, которые не просто говорят о духовном прозрении человека, а указывают путь поиска истины, потому как в ней затрагиваются глубинные смыслы бытия, веры, надежды и любви.
Но лучше всего на вопрос об успехе ответил в интервью сам создатель – автор сценария и режиссер фильма Сергей Дебижев: “В нашем фильме есть все: глубокие темы, мудрые советы, сакральные смыслы, масштабные съемки, мировой уровень качества изображения. Однако, как мне кажется, нарастающий лавинообразно интерес к картине говорит о том, что люди истосковались по кино, которое обращается не к инстинктам, а к душе и сердцу человека. А потребность в этом колоссальная, и этот пробел нужно восполнять. “Святой Архипелаг” – фильм документальный, но его художественная сторона сделана настолько ярко и выразительно, что это переводит его в какое-то новое качество, новое осмысление реальности как Божественного творения”.
О создателях «Архипелага»
Несколько слов хотелось бы сказать о создателях этой уникальной картины, приложивших и сердце, и руку к популяризации документалистики. Художник, актер, талантливый режиссер и сценарист документальных и художественных фильмов, автор музыкальных видеоклипов – Сергей Дебижев в свое время окончил Художественное училище им. В.А. Серова и Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в Ленинграде. Является членом Союза художников России. Карьеру кинематографиста начинал с должности художника-постановщика документальных проектов.
В своем фильме Дебижев выступил в качестве сценариста и режиссера. Продюсировали проект Наталия Дебижева и фронтмен группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов, написавший музыку к картине. Потрясающую операторскую работу выполнил Алексей Немов.
О чем фильм
История, раскрытая в фильме, посвящена Соловецкому Архипелагу и Спасо-Преображенскому Соловецкому Ставропигиальному мужскому монастырю. И поскольку Соловецкие острова всегда являлись ключевой точкой в духовной географии России, эти святые места оставили глубокий след в народной памяти. И именно поэтому архипелаг волею судьбы стал одним из мощнейших символов русского духа.
В ленте немало закадрового текста, часть которого взята из ветхозаветной истории сотворения мира, и ещё часть идет в виде повествования-размышления об истории прошлого и современности Соловецкой обители. Сюда до революции отправляли подростков из соседних сел, и здесь они изучали не только Священное писание, но и основы рыбацкого дела. Отдельной темой в картине звучит трагическая история Соловков, когда в ранний советский период тут был создан первый концентрационный лагерь, где сотни православных верующих, священнослужителей да и обычных людей пострадали и умерли за свою веру и правду.
Для справки: Соловецкий лагерь особого назначения был открыт по указу Ленина в 1921 году, а закрыт – в 1939-м. В начале Отечественной войны на Соловках была открыта школа юнг, готовившая кадры для Северного Флота. А спустя 30 лет Соловецкие острова стали государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником. С 1990 года здесь возобновилась монашеская жизнь.
Как создавался фильм
Более года снималось масштабное повествование о жизни Соловецкого монастыря киногруппой Дебижева. Настоятель обители, епископ Озёрский Порфирий и насельники его монастыря приняли в съёмках активное участие. Создатели не ставили своей целью досконально осветить многовековую историю Соловецкого монастыря, на которую, впрочем, не хватило бы и 98 часов экранного времени, они лишь приоткрыли зрителю завесу в мир дальнейших самостоятельных исследований и собственных открытий.
Будучи опытным художником, режиссёр Дебижев передал атмосферу монастыря на уровне волшебной игры светотеней, сверкания капель воды на вёслах, креста, прорубленного во льду замерзшей реки, а также колокольного звона, молитв насельников обители, и многих других спецэффектов. При этом каждый снятый кадр зритель успевает рассмотреть подробно, каждое сказанное слово метко попадает прямиком в его душу.
А еще в фильме невероятно показан мир морской фауны: киты, гигантские красавцы белухи, которые приходят на Белое море в летний период. Оператор Алексей Немов оказался настоящим «заклинателем» животных – на его крошечную камеру, привязанную к багру и опущенную в воду, приплывали киты и тюлени. А съемки с дрона помогали Алексею отснять мир островной флоры и фауны. Потрясающие зимние и летние пейзажи, поражающие своей глубиной, захватывают внимание зрителя во время просмотра и не позволяют заскучать ни на секунду. А особенно близкий показ животных, снятых с помощью аэросъемки, создаёт эффект полного единения людей и природы.
Показана в фильме и современная жизнь монахов и послушников, проходящая в размеренном ритме. На этой Святой Земле вместе с братией монастыря группа провела больше года, наслаждаясь красотами природы и внимая поучениям духовных отцов. В фильме «Святой Архипелаг» впервые в деталях показан обряд пострига в монахи. Эти редкие кадры были сделаны с разрешения и по благословению настоятеля Соловецкого монастыря епископа Озерского. Съёмочной группе также удалось снять то, что никогда никому не удавалось. Ну, например, как пекутся просфоры. Правда, чтобы быть допущенными к этому таинству, всей группе пришлось усердно помолиться.
“Непросто было внедряться в эту размеренную сосредоточенную спокойную молитвенную жизнь монастыря, но шаг за шагом монахи стали понимать насколько деликатен наш подход, насколько проникновенно мы пытаемся снимать и так постепенно и владыка к нам проникся, и монахи начали помогать”, – поделился режиссер.
Эта картина – особое достижение Сергея Дебижева. Его нестандартный подход к теме, сочетание современных методов съемки и классического повествования, музыкальный ряд, идеально комментирующий изображение и заполняющий паузы, заставляют затормозить ритм жизни современного человека и подумать о самом главном. «Побывав там, ты понимаешь, что присутствие Бога на земле – это не фигура речи, а реальность»,- делился своими впечатлениями кинематографист-художник.
Отзывы зрителей
▪ «Картина, очень понравилась! Даёт возможность вынырнуть из каждодневной пустой суеты и увидеть другую жизнь. Я очень пожалела, что не взяла с собой дочь, думала будет тяжёлая картина. Оказалось, всё наоборот. В красивую природу вплетены кружевом премудрости прописные истины, понятные даже детям. Создателям картины огромное спасибо!».
▪ «Шли смотреть как видовое кино (были на Соловках 15 лет назад). Да, это ощущение не забыть. Кто там был – не удивится постоянным улыбкам на лицах. Да, там по-другому ощущается время. И даже грустные страницы истории этого места как бы вскользь проходят мимо. А остаётся то, о чем говорят в фильме…»
▪ «Хочется выразить глубокую благодарность создателям этого шедевра. Пока живы такие места, пока в них живут такие люди, есть надежда, что когда-нибудь все люди станут прозревшими».
▪ «А как снято… Каждый кадр настолько красиво и продуманно выстроен-загляденье. Видна рука талантливого мастера-режиссера и всех тех, кто работал над созданием этого фильма».
▪ «Очень тонкая, изящная красота Божьего мира!..»
P.S. Подытоживая вышесказанное, несколько слов хотелось бы сказать об еще одной главной цели, которую ставил перед собой Сергей Дебижев: «Надо сказать, что документалистика сегодня переживает второе рождение, это один из последних островов правды. В современном мире с его ложью и фейковой повесткой люди уже ничему не верят, но подсознательно чувствуют, что документалисты всё-таки ищут правду-истину».
Поэтому его картина – приглашение зрителя к диалогу, сложному и неоднозначному.
Стоит также отметить, что на российских просторах еще множество удивительных мест, которые в старину считались священными.
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Культурология.ru