-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
1 июня 2008 г. Колокольные звоны Соловецкой обители
Колокол, колокольный звон - важная часть церковного обихода и жизни православных христиан. Испокон веков колокола служили людям в радости и в горе: сообщали о торжественных событиях, предупреждали об опасностях.
Чин Малой вечерни, представленный в первой главе «Типикона» - устава, по которому совершается богослужение Православной церкви, начинается с упоминания колокола: «Прежде солнечнаго захождения дне суботнаго, приходит паракклисиарх к предстоятелю, и творит поклонение ему, знаменуя пришествие своим время клепания. И взем благословение, изшед клеплет в малый кампан» [1].
В уставе Соловецкого монастыря колокола не просто упоминаются, а перечисляются буквально по «именам»: «благовестит в повседневной филиповской колокол … благовестит в болшой колокол … звонити и звонит к обедне во вся колокола» [2].
Праздничным благовестом встречали самых высоких гостей. Архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий в 1694 г. так наставлял монастырскую братию перед визитом на Соловки Петра I: «Егда пришествие великого государя к вам будет, и из Заяцкого острова к вам пойдет, тогда во обители учинить благовест в большой колокол, а егда приближатися учнет ко обители, тогда звонить во весь большой звон» [3].
Многие века монастыри были хранителями веры, знания и… времени. О том, который час, вся округа узнавала благодаря бою монастырских часов. Первые на Севере башенные часы с колоколами были установлены в 1539 г. мастером Семеном Часовиком на территории Соловецкой обители [4].
Изготовление колоколов - уникальный технологический процесс. Сам колокол - произведение искусства, музыкальный инструмент, предмет научных и эстетических изысканий. Колокола - также свидетели и свидетельства истории. Наблюдая за эволюцией монастырской звонницы, можно проследить историю самого Соловецкого монастыря.
Колокола были на всех этапах становления обители. Монастырский бытописатель архимандрит Досифей упоминает «небольшой зазвонный каменный колокол, сделанный при игумене Зосиме, чудотворце Соловецком» и «клепало каменное, в которое ударяли к церковной службе во время игуменства преподобного Зосимы» [5].
В самой ранней Описи строений и имущества Соловецкого монастыря, датируемой 1514 г., упоминаются «четыре колоколы болших. Да колокол часовой. Да часы. Да клепало железно. Да шестои колокол розен» [6].
По мере развития обители и ее превращения в мощный оплот Православия и самодержавия расширялся и колокольный ансамбль монастыря. В Описи 1549 г. в самом начале игуменства свт. Филиппа значатся уже 8 колоколов, клепало, двое часов - большие и малые, «да получасье» [7]. Спустя 8 лет для соборной колокольни монастыря «для звона к церковным службам вместо каменных плит, называемых в старину билом, клепалом, бывших еще в то время при церквах, на присланную от царя Иоанна Васильевича сумму 720 рублей по старанию князя Александра Ивановича Воротынского вылиты во Пскове колокола: 1-й во 173,5 пуда («Преподобнический»), 2-й в 80 п. 14 гривенок, а 3-й в 30 пудов» [8].
До конца XVI в. колокола на Соловки поступали по вкладам и изготовлялись на заказ в центрах колокололитейного производства. Об этом сообщала надпись на «Преподобническом» колоколе: «Лета 7065 (1557) июля 20 день, на память огненного восхождения Святаго и славного пророка Ильи, при державе Благочестивого Царя Государя, Великого князя Ивана Васильевича всея Руси и при освященном Митрополите Макарие и Архиепископе Великого Новаграда и Пскова Владыке Пимене слит бысть колокол сей в предел Новгородской, в пречистую обитель боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистые Богородицы честнаго и славного Ея Успения, и Великого Чудотворца Николы и Святых преподобных Чудотворцев Зосимы и Савватия, тое честные обители начальников, Повелением игумена Филиппа и всей же во Христе братии. А лит в преименитом и славном граде Пскове, строением князя Александра Ивановича Воротынского. А делали мастера псковские из-за Псковского конца, Матфей Григорьев сын, да Кузьма Михайлов сын. Слава совершителю Богу, аминь» [9].
О том же свидетельствовала надпись на старинном зазвонном колоколе: «При державе Благочестивого и Христолюбивого царя, великого князя Ивана Васильевича всея Руси лит сей колокол в преименитом граде Пскове; а мастеры Михайловы дети Матфей да Кузьма, аминь. А вылит в лето 7097 (1589) года» [10]. Во времена царя Федора, большого любителя и знатока колокольного звона [11], монастырская звонница пополнилась 150-пудовым колоколом с надписью: «Слит сей колокол в Новеграде на Соловки, лета 7105 (1597) при царе Великом князе Федоре Ивановиче всея Руси, и при ево царице великой княгине Ирине строил дворецкий Григорий Васильевич Годунов, в дом Спасу и Пречистой Богородице и Преподобным чудотворцам Зосиму и Савватию; а лил Иван Матфеев сын Псковитин» [12].
Поступали на Соловки и колокола «заморского» литья. Во время правления игумена Арсения (1478-1479 гг.) был «пожертвован в монастырь колокол от каянских воевод» [13]. Вкладная запись гласит, что: «Се яз Федор Иванович воевода Каянския рати, и Подвомские Олферей и Федор и Новгородцы, и дети Корельские вымольцы и Тирульцы, и вся рать Каянская, что ходили есьма на Ию реку за обиду детей корельских, и на войны своея дали осьмя колоколов Святому Спасу на Соловки…» [14] Возможно, что речь идет об обычае дарить монастырям трофейные колокола [15].
В 1633 г. келарь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Александр Булатников, который «был одним из самых щедрых вкладчиков в Соловецкий монастырь, прислал в Анзерский скит два средней величины колокола “повсядневного звону” с голландскими записями и пометами о времени их отлития в 1624 году» [16]. Помимо этого, читаем у архимандрита Досифея: «В Свято-Троицком Анзерском скиту есть колокольня каменная, на ней 6 колоколов: наибольшие весом от 40 до 90 пудов с немецкими надписями, а один средний с латинской таковою: “Asseurus Coster Amsterdami me fecit; soli Deo gloria” (“Асвер Костер сделали меня в Амстердаме; слава Единому Богу”)» [17].
Постоянная опасность, которая исходила от воинственных соседей - финнов и шведов, их набеги на континентальные владения монастыря, а также «игра оружием» у стен самой обители привели к тому, что в начале XVII в. монастырь превращается в хорошо вооруженную крепость. Тогда же в 1600 г. почти одновременно с окончанием строительства крепостных стен на Соловках отливают первый колокол. За три года до этого царь Борис Годунов пожертвовал 600 пудов меди и олова. Прибавив к этому 100 пудов меди, монах Сергий изготовил колокол, который был назван в честь жертвователя «Борисовичем» [18]. В 1762 г. этот колокол был переплавлен, а спустя 8 лет перелит с добавлением меди в 1100-пудовый (~ 17,5 т) «Преображенский». Известно, что его «лили наемные, на монастырский кошт мастера Афанасей Прохоров с товарищами, три человека» [19]. В XVIII в. на Соловках работают и другие приезжие мастера: Василий Осипов (отлил в 1719 г. 80-пудовый колокол «Заяц» [20]), «санктпетербургский купец» Петр Евдокимов [21].
Рядом с монастырем находится несколько мест, где предположительно происходила заливка форм [22]. Точно известно, что мелкие и разбитые колокола хранили в казначейской палате. В 1830 г. из нее «разные мелкие битые, колокола весом до 116 пуд. отосланы были в Ярославль к известному мастеру колокольного художества, которым из упомянутой меди и прибавленной к тому собственной его меди вылито новых 18 колоколов» [23]. В середине XIX в. на Соловецком архипелаге находилось всего 55 колоколов: 42, считая «часовые», - на колокольне монастыря, 5 - в Троицком и 8 - в Голгофо-Распятском скитах на острове Анзер [24].
На самых ранних изображениях монастыря, т.е. уже в XVI в., можно рассмотреть деревянную звонницу, которая стоит между Успенской и Никольской церквами. В начале XVII в. на месте этой деревянной колокольни была построена каменная на семи столпах и с трехшатровым завершением. Нынешняя фундаментальная трехярусная колокольня была возведена в 1776-1777 гг. на оставшемся от предыдущей звонницы валунном основании [25]. Эта «колокольня с помещением бывшего архива и библиотеки под ней выгорела вся» [26] во время пожара 1923 г. и до сих пор не восстановлена до конца.
В 1862-1863 гг. на территории монастыря появилась еще одна колокольня - Царская: крытый листовым железом шатер на четырех столбах. Конструкцию венчал крест высотой около 7 метров, а внутри находился 72-пудовый колокол - подарок Императора Александра II в память о войне 1854 г. и отлитый в 1859 г. на заводе Чарышникова в Ярославле. Под колоколом в виде пирамиды были выложены чугунные ядра и бомбы, собранные после обстрела монастыря английской эскадрой. Верхняя часть колокола украшена изображениями небесных заступников Соловецкой обители, в средней части изображен вид монастыря с бомбардировавшими его фрегатами.
По сторонам находятся надписи: «Дарован сей колокол Благочестивейшим Государем Императором Александром Николаевичем в Богохранимую Соловецкую обитель» и «В лето от Р. Х. 1856, повелением Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича отлит бысть сей колокол из бронзовых украшений, бывших в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе при погребении тела в Бозе почившаго Императора Николая I». Надпись на противоположной стороне излагает историю чудесного избавления от англичан: «Дивен Бог во святых своих. Лета 1854, июля в день 6-й, при настоятеле архимандрите Александре, два английские паровые 60-ти пушечные фрегаты “Бриск” и “Меранда” подошли к Соловецкой обители, и один из них сделал несколько выстрелов по монастырю ядрами, после которых из двух монастырских шестифунтовых пушек отвечали так удачно, что повредили фрегат и заставили удалиться. На другой день 7-го июля, после отказа сдать монастырь и отдаться военнопленными, оба фрегата 9 часов безпрерывно бомбардировали бомбами, гранатами, картечью, даже трехпудовыми калеными ядрами, и, несмотря на то, заступлением угодников Божиих, обитель осталась цела. До начала и во все время бомбардирования шла служба и был крестный ход, во всем церковном благолепии, по стенам вокруг всей обители; когда поднялся ход на стену, во время пения „дерзайте убо, дерзайте людие Божии”, усилились неприятельские выстрелы, дрожали монастырские стены, затрещала на них деревянная крыша, огненные шары насквозь ея прорывали и с потрясающим шумом неслись над главами шествующих; ядра или падали на землю, ударяясь в стену братских келий, или, пролетая насквозь кельи, все в них разрушали; смерть была на волос от каждого, и - о “чудо явное!” - во все время ни один человек не только не убит, но и не ранен, даже из бывших на монастырском дворе птенцов чаек ни один не убит; в довершение, ядро последнего вражеского выстрела пролетело насквозь соборной стены над западными вратами, поверх лика иконы Знамения Божией Матери, благоволившей принять сию рану за обитель, как и сын Ея за весь мир. После сего выстрела все прекратилось, на другой день враги со стыдом удалились. По отзыву самих врагов, от количества брошенных снарядов могли быть разрушены не только малая, безоружная обитель, но шесть больших городов, что и сами они сознали явным чудесным покровительством Божиим». Кругом колокола внизу надпись: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его» [27].
Сейчас поверхность «Благовестника» покрыта «ранами»: пулевые отверстия, трещины и отбитые края - напоминание о временах, когда на Соловках, как и во всей России, вместе с людьми уничтожали и колокола.
***
До сих пор неизвестна судьба остальных колоколов дореволюционной обители. По одной версии они погибли во время пожара 1923 г. вместе с выгоревшей дотла звонницей, но существует мнение, что в «1920-1930-х годах монастырские колокола были сняты и по данным различных источников вывезены; некоторые, предположительно, могли находиться на дне у побережья о. Анзер и Б. Соловецкого острова» [28].
Первое предположение, согласно которому колокола были уничтожены огнем, подтверждает статья из лагерного журнала «Соловецкие острова»: «Затем пошли на колокольню. Лестницы были попорчены пожаром, и подниматься туда не представляло большого удовольствия. На колокольне, как в первом, так равно и во втором ярусах огонь также проявил полный разгром. Все колокола лежали на сводах. Дерево абсолютно все выгорело. Балки, на которых висели колокола, были, видимо, из толстого дерева, обложенного со всех сторон железными полосами. Но дерево было выжжено огнем, оставив в стенах пустые гнезда, а железо накалилось и не выдержало тяжести, почему колокола и упали на пол. Жар и здесь был очень сильный, так как маленькие колокола валялись наполовину расплавлены, в некоторых местах были заметны отдельные бесформенные слитки расплавленного металла. Посредине колокольни первого яруса на полу лежал большой колокол с продольной трещиной снизу вверх. Любопытно отметить, что с края стороны на нижний край этого колокола во время пожара, очевидно, в самую жару, попал язык малого колокола и вошел, припаялся к колоколу. Вес большого колокола был более тысячи пудов. Звон этого колокола в ясные дни был слышен в Кеми» [29].
На то, что монастырские колокола каким-то чудом сохранились, наводит мысли письмо из архива архитектора-реставратора П.Д. Барановского, писанное им на Соловках 3 июля 1923 г., т.е. спустя месяц после окончания пожара: «Управсевлагерями намерено использовать находящиеся в Соловецком монастыре колокола. За обладание ими происходит столкновение между исполкомом и лагерем. Среди колоколов есть старинные, следовало бы Отделу музеев позаботиться о судьбе исторической части этих колоколов» [30]. Однако, несмотря на все попытки, которые предпринимаются уже несколько десятков лет, обрести «затонувшие» колокола пока никому не удалось.
И вряд ли удастся, так как даже если часть колоколов и пережила пожар, дело их разрушения довершил приказ лагерной администрации и последующие действия заключенных, о чем пишет протопресвитер Михаил Польский: «Проходя мимо одного собора, мы увидели разбитые колокола. Крыши соборов горели, но колокола сбросили для уничтожения. Их разбивают на части и отсылают на материк для удовлетворения нужды в меди. В Кеми мы их уже видели. И сейчас “шпана” (уголовники) с большими молотами все еще возится около этих колоколов, бьет их на куски и оглашает кремль лязгом и грохотом» [31].
***
Создание новых колоколов в начале XXI в. - долгосрочный и уникальный проект, который был приурочен к 570-летию основания Соловецкой обители. Окончательное решение о сотрудничестве с Воронежским колокольным заводом было принято еще осенью 2005 г., когда Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь в лице своего священноначалия заключил договор с ООО «Вера» на изготовление уникального гармоничного набора колоколов.
Колокольный ансамбль выполнен в тональности до мажор. Диапазон его звукоряда составляет 4,5 октавы (от ноты до малой октавы до ноты соль четвертой октавы). Ансамбль состоит из 5 басов (благовестники); 4 теноров (малые благовестники); 6 альтов (средние); 7 трельных (зазвонные). Масса самого большого колокола - 14 тонн, самый маленький весит всего 3 килограмма. Общая масса колоколов составляет более 32 тонн.
Заливка в керамическую форму первого колокола была осуществлена 12 декабря 2005 г., а 20 декабря там же, на Воронежском колокольном заводе, приступили к отливке самого большого Благовеста. 11 июля 2007 г. все колокола были доставлены морем на Соловки. Сразу же начались работы по их водружению на временную звонницу, которая находится на территории монастыря рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы. Это временное пристанище представляет собой мощную сварную конструкцию, ее высота с главкой - 7,5 м, ширина - 4 м, длина - 15 м. На главную звонницу монастыря новые колокола поднимут после окончания ее реставрации.
Поверхности колоколов украшены рельефными образами престольных монастырских праздников, чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, ликами преподобных Зосимы, Савватия и Германа, святителя Филиппа, а также новомучеников и исповедников Соловецких.
Летописные строки запечатлели имена благотворителей и мастеров: «Милостью Бога всемогущего при Его Святейшестве Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, священноархимандрите Соловецкой обители и наместнике монастыря архимандрите Иосифе, чаяньем и усердием (имярек) отлит сей колокол в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь в честь его славного 570-летия основания в лето 2005-е от Р.Х. в городе Воронеже на заводе Анисимова В. Н. весом … пудов».
Освящение колоколов происходило при большом стечении народа - насельников монастыря, благотворителей и паломников. Предполагается, что открытие очередного паломнического сезона на Соловках состоится под торжественный звон новых колоколов.
Всего два месяца спустя на Соловках произошло еще одно знаменательное событие. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы обрел колокола Голгофо-Распятский скит на острове Анзер. Для сбора средств на их изготовление в Архангельске был создан специальный фонд. Благодаря усилиям верующих людей необходимая сумма была собрана всего за один год. Колокола для монастырского скита, так же как и для самой обители, были отлиты на Воронежском колокольном заводе.
Трудно остаться равнодушным при виде всего этого звонкого великолепия. Но поражает не только мощь колоколов. Радостно от чувства торжествующей справедливости, которая проявляется в возрождении традиций: колокольного звона, ктиторского попечения, всенародного участия. Поражает и извечная потребность людей славить Бога: «в кимвалех доброгласных, в кимвалех восклицания[32]. Всякое дыхание да хвалит Господа!» [33]
[1] Типикон. - М., 2002. С. 13
[2] Цит. по: Чудинова И.А. День соловецкого клирошанина. // Наследие монастырской культуры. Вып. 3. - СПб., 1998. С. 95
[3] Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание Ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. - М., 1853. С. 251
[4] Колокола: история и современность. - М., 1985. С. 11
[5] Досифей, архим. Указ. соч. С. 72, 289
[6] Цит. по: Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. - СПб., 2001. С. 260
[7] Там же. С. 269
[8] Досифей, архим. Указ. соч. С. 72, 289
[9] Там же. С. 230-232
[10] Там же.
[11] Колокола… С. 153
[12] Досифей, архим. Указ. соч. С. 94
[13] Мелетий, архим. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. - М., 1881. С. 160
[14] Там же.
[15] Колокола… С. 160.
[16] Севастьянова С.К. Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита. - СПб., 2001. С. 23
[17] Досифей, архим. Указ. соч. С. 320
[18] Там же. С. 218.
[19] Цит. по: Православный церковный календарь. Изд. Соловецкой обители. - М., 2007. С. 13
[20] Досифей, архим. Указ. соч. С. 241
[21] Там же. С. 230-232
[22] Критский Ю.М. Промыслы и ремесла северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV-XX вв. // Соловецкий сборник. - Архангельск, 2006. С. 243
[23] Там же.
[24] Досифей, архим. Указ. соч. С. 241
[25] Скопин В.В. Соловки: история, архитектура, природа. - М., 1994. С. 107-109
[26] Соловецкий монастырь. Из архива архитектора-реставратора П.Д. Барановского. - М., 2000. Т. 1. С. 32
[27] Осипенко М.В. Путеводитель по Соловецкой обители и ее скитам. - М., 2007. С. 81-83
[28] Критский Ю.М. Указ. соч. С. 243
[29] Цит. по: Мельник Т. «Соловецкие острова» о пожаре 1923 г. // Соловецкое море. - М.; Архангельск, 2003. Вып. 2. С. 150
[30] Соловецкий монастырь… С. 46
[31] Польский М., прот. Соловецкий лагерь // День русского ребенка. Сан-Франциско, 1951. Вып. 18. С. 254
[32] Кимвал - металлический ударный инструмент, прообраз колокола, который использовался в богослужении еще во времена Ветхого Завета
[33] Свт. Григорий Нисский в своей книге «О надписании псалмов», пишет о том, что Псалтирь есть образ духовного восхождения «к полноте и главизне человеческого спасения». В связи с этим, кажется очень символичным, что чтение псалма 150, который венчает Псалтирь и является «изображением ликования преображенной твари», входит в чин освящения колоколов.
Тип: Из истории обители
Место: Соловки
Издание: Альманах «Соловецкое море». - № 7. - 2008.