Ирха Е. История Соловков в фотографиях, предметах, судьбах

14 августа 2012 г.

В музейно-выставочном комплексе «Гостиный двор» Архангельского краеведческого музея открыта небольшая выставка «Редкие фотографии Соловецкого монастыря». Автор снимков - известный архангельский фотограф Яков Иванович Лейцингер.

Возможно, нынешняя выставка, посвященная Соловкам, запомнится и некоторым открытием. История музейных предметов часто имеет почти детективный сюжет. Порой музейщикам приходится потратить не один десяток лет, чтобы выйти «на след» бывшего владельца, дарителя или неизвестного автора, чье имя погребено под спудом лет.

Например, альбом фотографий Соловков Лейцингера. На первых станицах сохранилась дарственная надпись: «В знак глубокой признательности Алексею Васильевичу Серебрякову. 1888 год, июль. Я. Лейцингер». Сам альбом поступил в краеведческий музей в ноябре 1961 года от В. И. Ануфриева. Более никаких сведений о сдатчике и о том, кому был подарен альбом, не было.

Как часто бывает, приоткрыть завесу тайны помогли случай, везение и постоянные поиски. Долгие годы занимается древнерусским искусством и, в частности, иконописцами сотрудник ГМО «Художественная культура Русского Севера», доктор искусствоведения Татьяна Михайловна Кольцова.

Недавно ей довелось познакомиться с архангелогородкой Светланой Владимировной Онуфриевой, дед которой, Иван Николаевич Онуфриев, родился в 1873 году в деревне Беляевской Ляховского сельского общества Черевковской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне - Красноборский район Архангельской области).

Правда, в документах семьи часто встречается двоякое написание фамилии: Ануфриев, Онуфриев. Судьба деда была интересной. В детстве он тяжело заболел, и родители дали обет: при благоприятном исходе отдать мальчика на год в трудники Соловецкого монастыря. После выздоровления Иван отправился на Соловки.

В монастыре заметили его склонность к рисованию и определили в иконописную мастерскую. На Соловках часто бывали главный художник Священного Синода Василий Алексеевич Серебряков и его сын, начинающий тогда художник Алексей Васильевич. Они-то и обратили внимание на талантливого трудника. Василий Алексеевич пригласил его поработать в своей мастерской в Санкт-Петербурге. Это стало еще одной ступенькой для профессионального роста Ивана Онуфриева. Известно, что в столице ему посчастливилось работать и в мастерской академика живописи и скульптуры М.О. Микешина, автора знаменитого памятника «Тысячелетие России», который находится в Великом Новгороде.

У Микешина Иван Николаевич писал иконы, освоил технику лубка. В.А. Серебряков скончался в 1886 году, но, вероятно, дружба Онуфриева с его сыном Алексеем Васильевичем продолжалась. История семьи гласит, что в 1900 году Иван Николаевич познакомился в Санкт-Петербурге с землячкой, дочерью черевковского торговца Ивана Смолянинова Ольгой. Вскоре на родине сыграли свадьбу, но в 1905 году молодая семья вернулась в Петербург. По семейному преданию, Алексей Васильевич Серебряков симпатизировал Ольге Ивановне.

Татьяна Кольцова и сотрудник краеведческого музея автор выставки Евгения Бронникова предполагают, что альбом, возможно, был передан когда-то А.В. Серебряковым в семью Онуфриевых, а их сын Владимир Иванович в 1961 году передал эту семейную ценность в собрание музея. К слову сказать, Евгения Бронникова, которая занимается историей архангельской фотографии, также интересовалась судьбой Ивана Онуфриева, поскольку он был еще и профессиональным фотографом.

На выставке в Гостином дворе можно увидеть фотографии Соловков и Соловецкого монастыря, выполненные не только Лейцингером, но и другими архангельскими фотографами, побывавшими там в разные годы. Старые фотографии и открытки дают возможность проследить те изменения, которые происходили на Соловках с 1888 года до 1919-го.

Кроме фотографий можно увидеть еще 63 предмета из Соловецкой обители, часть из которых поступила в Архангельский музей до революции, сразу после закрытия монастыря в начале 1920-х годов или в последующие годы. Некоторые вещи уже знакомы горожанам по разным выставкам, некоторые показаны впервые.

Соловки были крупнейшим объектом культуры России, в нем были сосредоточены художественные, ремесленные центры, многие титулованные особы делали вклады в монастырь как деньгами, так и ценными предметами, которые потом, в советские годы, оказались в разных музеях, а что-то ушло на международные аукционы. Потому некоторые предметы наследия Соловецкого монастыря остались только на фотографиях.

К числу уникальных экспонатов Архангельского областного краеведческого музея можно отнести священнический комплект: стихарь, епитрахиль, фелонь, набедренник, подаренные императором Александром II монастырю после посещения в 1858 году. На выставке представлен один предмет из комплекта - прекрасно сохранившийся стихарь.

На будущий год грядет 400-летие Дома Романовых, и этот экспонат - еще одно напоминание о богатейшей истории России.

Кроме того, на выставке показаны образцы ремесленных изделий монастыря и фабричных предметов, выпускавшихся специально для паломников, желающих оставить что-то на память о своей поездке: чайные пары с видами Соловков, фигурные бутылочки для масла и святой воды, резные ложки, печатная продукция.

Выставка, посвященная Соловкам, будет работать до начала сентября.

Елена Ирха

Источник: Газета «Правда Севера»
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Газета «Правда Севера»