-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
28 августа 2012 г. Поклонные кресты разделили судьбу мучеников
Поклонные кресты Соловков, а их здесь было несколько тысяч, разделили в советские времена судьбу мучеников, которых ссылали сюда на лагерные работы. Кресты уничтожали тогда особенно ревностно, а те люди, которые возрождают их сейчас, чувствуют особую ответственность - не только за восстановление исторической справедливости, но и за восстановление того духовного пространства, которое станет единственным залогом мирного будущего. Знаменитый резчик по дереву Георгий Кожокарь уже 20 лет занимается кресторезным ремеслом. Возрождение старинного искусства стало для мастера не только любимым делом, но и возможностью стать «своим» на святом острове.
- «Кто без крестов - тот не Христов», - говорит народная пословица. Расскажите, что означала традиция ставить в разных местах во множестве поклонные кресты?
- Считается, что обычай ставить поклонные кресты идет от времен Римской империи. Апостол Андрей Первозванный воздвиг крест на Киевских холмах как символ того, что проповедь христианства коснулась сердец живущих здесь людей.
В целом, устанавливая кресты на перекрестках дорог, на возвышенностях или в местах слияния рек, у населенных пунктов или вдоль паломнических маршрутов, наши предки отмечали так место молитвы - крест был воплощенным именем Христа, которое везде и во всякий момент должно сопровождать человека на его жизненном пути. Отправляясь в дальний путь, паломник встречал придорожный крест, у которого он мог совершить свое молитвенное правило.
Крест был привычным элементом пространства, которое окружает человека, он делал это пространство “своим”, то есть освещенным светом Евангелия. Более того, этот символ был центром пространства: и в доме, и на улице, и в путешествии. Иногда кресты устанавливали в память о каком-то значимом событии или по обету. При установке крест ориентировали соответствующим образом по сторонам света и освящали согласно уставу (есть несколько чинов).
На Соловецких островах иноки, трудники и паломники ставили тысячи поклонных крестов. В некоторых источниках указывается, что на островах здесь установлено было около трех тысяч крестов, а согласно иным - что их три тысячи было только на одном Заяцком острове. Когда иноки Савватий и Герман пришли на лодке на эти дикие затерянные острова в белом море, чтобы подвизаться вдали от мира, первое, что они сделали - установили крест, перед которым непрестанно творили молитву.
Когда на Соловках настали времена лагеря, тысячи крестов спиливались и сжигались всего за несколько дней. Были организованы субботники по уничтожению крестов, в центре поселка разжигали большой костер на котором сгорали святыни. Любопытно, что это происходило как раз рядом со зданием бывшей биостанции, где впоследствии расположилась наша кресторезная мастерская. По свидетельству очевидцев крестов было так много, что костер полыхал 4 дня.
Поклонные кресты разделили судьбу мучеников. Кроме того, поклонный крест ведь еще является символом соединения, общения Бога с человеком (пересечение горизонтали - временного бытия, и вертикали - сущностного, вечного бытия), поэтому очень понятно, почему чекистам так хотелось скорее уничтожить кресты.
- Какие из восстановленных крестов особенно памятны и важны для вас?
- Когда я впервые попал на Соловки, то ясно ощутил, что по сути это огромный погост, где пострадали тысячи невинных людей. Поэтому тема креста здесь имеет особое значение.
Первым нашим крестом был тот, который установили у подножья Секирной горы в 1992 году, когда в обитель возвращались мощи святых Зосимы, Савватия и Германа. За образец был взят один из найденных - во время специально предпринятой экспедиции по островам мы нашли их около 30. В результате спроектировали и вырезали семиметровый крест на голгофе со срубом, с копием и тростью. Его освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Следующий крест был установлен на Анзере, напротив горы Голгофы. Крест посвящен новомученикам и исповедникам Соловецким и спроектирован так, что в него как бы вписаны несколько крестов, подобно епископскому одеянию полиставриону, ведь новомученники Соловецкие - это, преимущественно, иерархи Церкви. Один из наиболее памятных для меня крестов - это, конечно, Бутовский крест, на котором выполнено около 30 кв. м. резьбы.
За прошедшие годы Соловецкой кресторезной мастерской было установлено 25 поклонных, памятных и обетных крестов высотой от 6 до 12 метров в разных местах России и за рубежом. Кроме того, в мастерской изготавливаются кресты-иконы - эта древняя поморская традиция также сегодня возрождается. Такие кресты устанавливали над входом в дом, келью, храм, брали в дорогу, даже использовали как намогильные.
Есть желание, чтобы в будущем поклонный крест Соловецкой кресторезной мастерской установили на Поклонной горе в Москве. Хотелось бы, чтобы такой труд был соборным, чтобы в создании креста участвовали множество людей. То есть каждому приезжающему на Соловки дать выполнить посильную работу по резьбе. А потом, опять же всем миром, доставить крест в столицу.
- Почему лично Вас увлекла идея возродить это необычное и во многом утерянное сегодня ремесло?
- Вот недавно исполнилось 24 года, как я приехал на Соловки. И здесь особенно ясно осознаешь, как твоя деятельность в мире неразрывно связана с деланием духовным. Пространство, в котором мы находимся здесь, на святом острове само дисциплинирует нас: либо мы становимся продолжателями традиций отцов, которые тут подвизались, либо мы сопротивляемся, бездействуем. Либо мы просвещаемся и возрастаем духовно, либо разрушаемся. А что может быть более ясным и гармоничным символом соединения временной нашей жизни и бытия вечного, чем крест?
- Такое тонкое ощущение гармонии и наполненности смыслом окружающего нас пространства сейчас найти, как кажется, почти невозможно. Способны ли наши современники и соотечественники, по вашему мнению, оценить и использовать по назначению те кресты, которые вы по полгода кропотливо вырезаете в вашей мастерской?
- Наверное, для большинства наших современников крест воспринимается как знак памятный, часто его ставят на месте гибели кого-то или в память о каком-то трагическом событии. Вместе с тем, для наших предков поклонный крест прежде всего был напоминанием имени Христа, напоминанием о том, что Его подвиг - это реальность нашего спасения.
Мне кажется странным, что современный человек способен быстро освоить, по надобности, незнакомый язык или новые компьютерные программы, но разводит руками и говорит «не понимаю», когда видит достаточно ясные и простые христианские символы и знаки. Между тем, образы, очень простые и емкие по смыслу, которые вырезались на поклонных крестах, должны были быть понятны даже неграмотному крестьянину. Обычно это монограммы или символы имени Христа, а также изображения орудий страстей, напоминание о том, что крест, орудие казни, стал и орудием нашего спасения.
Вопрос в том, хочет ли человек сам все это принимать и каким смыслом он наполняет свое существование, если в нем есть место для самых сложных и хитрых размышлений и умений, но нет возможности для того, чтобы даже просто произнести имя Христово.
Беседовала А. Мага
Тип: Кресторезная мастерская
Место: Соловки
Издание: Церковный вестник