Керзина О.А. Кто наследует наследие. Соловки как образовательное пространство

28 августа 2012 г.

- Здравствуйте, уважаемые участники конференции! Я представляю Московскую Международную Киношколу. Наша школа открыта в 1991 году, она маленькая, всего 90 учеников с 8 по 11 класс, ее официальный статус «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением искусства». Смысл существования Киношколы в том, чтобы растить людей искусства. У нас есть такая образовательная форма как «проект». Мы считаем, что человек искусства должен быть особенно чутким к тому, что происходит вокруг него, в мире, на его разных уровнях и в разных областях. Именно такая задача и решается в каждом проекте Киношколы.

Я не буду сейчас перечислять все наши проекты, но расскажу об одном из них, связывающим нас с Соловками, - он называется «Скрытая история». Цель этого проекта в том, чтобы современный подросток ощутил себя иначе, чем он обычно себя ощущает. Пространство города очень наполнено, в нем многое происходит, но при этом человек чувствует себя одиноко, будто живет на пустом месте: вот, мол, я воздвигся, и весь мир должен угождать мне. Мы же добиваемся, чтобы человек осознал и ощутил себя звеном в цепи поколений. Надо понять, что не всё в мире существует для меня, наоборот, я существую для того, чтобы чему-то служить и нечто продолжать.

Так получилось, так повезло нам, что мы работаем на Соловках с 2000-ого года. На Секирной горе с 2006 года. На примере нашего проекта я постараюсь выделить основные подходы к работе со школьниками, которые впервые попадают на Соловки. Вообще-то, не только со школьниками, но с любым человеком, который попадает на Соловки и занимает позицию ученика (что, на мой взгляд, совершенно необходимо в этом месте).


В моем докладе будет три части. Первая посвящена смыслу проекта «Скрытая история». Вторая - основным педагогическим подходам к участию школьников в этом проекте. И, наконец, я хотела бы дать возможность выступить нашим ученикам и выпускникам. Их выступления важны как прямые свидетельства.

Очень важно, что тема конференции звучит именно так: «Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого монастыря». Понятно, что здесь представлен диалог науки и церкви. В начале, на молебне, отец Порфирий задал вопрос о целостности: как же можно объединить две эти разорванные ветви в человеке? Я полагаю, что решать такую сложную задачу можно в рамках образования и педагогики. Позавчера мы говорили про конференцию и про этот вопрос отца Порфирия с людьми, подвозившими нас на Секирную гору. И один человек дал простой ответ: «Ну, как объединить науку и церковь? Надо, чтобы ученые были верующими, а монахи - учеными». Для ученых огромная часть истории Соловков остается «ненаучной». Монахам же позиция ученого может быть полезна в плане открытия уникальных материалов об истории монастыря, которые до сих пор находятся в а

рхивах. И тем и другим приходится осваивать области, которые были для них непривычны. Я думаю, что подобный подход возможен, как раз, в образовательном пространстве.

Итак, в чем же основная образовательная идея нашего проекта? «Скрытая история»… Почему «скрытая»? Потому что прошлое скрыто от современного подростка. Почему? Во-первых, из-за особенности нашей страны, из-за семидесятилетнего разрыва, когда некоторые периоды истории закрывались от людей специально, и только сейчас начинают появляться какие-то тексты, материалы, свидетельства, которые долгое время были недоступны. 

Современное поколение не умеет так серьезно работать с ними, как это делало старшее поколение. Мир современного подростка устроен совершенно по-другому. Даже то, что ему открывается, все равно остается, по сути, закрытым… Вторая причина, собственно, в том, как устроена жизнь современного подростка. В нее включены только те вещи, которые входят непосредственно в ближайший круг его жизни, особенно, если он живет в городе. И совершенно не понятно, зачем ему то, что было в каком-то прошлом, какое оно отношение имеет к жизни, ведь кажется совсем далеким и неактуальным. Поэтому проблема скрытости истории возникает с двух сторон: с внутренней - у подростка нет средств для работы с тем, что лежит за пределами его ближайшего опыта, и с внешней - в условиях той страны, в которой мы с вами оказались.

Очень важна предварительная подготовка, которая осуществляется одновременно в двух направлениях: личном и историческом. Каждый ученик задает себе вопрос: что связывает меня с Соловками? Ответ на этот вопрос невозможен без погружения в историю острова, без знакомства с основными участниками этой истории. По мере этого знакомства точнее проясняется волнующая ученика тема, обнаруживаются связи и параллели между разными периодами истории. Возникает вопрос об упорядочивании накопленного материала. Та или иная форма этого упорядочивания и определяет программу каждой конкретной экспедиции.Так вот, в чем же идея нашего проекта?


Казалось бы, прошлое прошло, но, как сказал Павел Александрович Флоренский: «Все уходит, но все остается». Где же оно остается? Оно остается не только в вечности, не только в невидимом мире. Оно остается в реальном пространстве, но в зашифрованном виде. И это особенно очевидно на Соловках: в пространстве современных Соловков разбросаны следы прошлого, и это пространство многослойно, сконцентрировано, каждое место в нем наполнено смыслом. И если постараться правильным образом построить работу школьников с пространством, то прошлое может им открыться.

В самой экспедиции происходит встреча ученика с живым пространством Соловков, в котором он видит отдельные элементы, кажущиеся в разрозненном виде бессмысленными. Человек искусства должен воспринимать мир целостно. Поэтому важно придумать «форму сборки», установления взаимосвязей.

Когда в 2000 году мы начинали работать на Соловках, такой формой сборки для нас была идея создания памятника. Наместник монастыря о.Иосиф рассказал нам о древней традиции памятных крестов, так идея создания памятника трансформировалась в идею воздвижения креста в Филипповской пустыни. В августе 2002 года стараниями Г.Г. Кожокаря эта идея воплотилась. Хочется отметить, что участие в установке креста важно для школьников не только само по себе. Здесь важно все: и разговоры с кресторезным мастером о символическом смысле креста в православной традиции, и выбор места для установки, и связь этого места с разными пластами истории острова, нашей страны и евангельской истории; важны и препятствия, возникающие на пути воплощения идеи - если осмыслять их в перечисленных выше рамках.

В 2006 году мы начали работать на Секирной годе, где во время экспедиции историка Ю.А. Дмитриева были обнаружены захоронения узников Соловецкого лагеря. В начале на месте захоронений был непроходимый густой лес - темное, очень мрачное место. Ощущение, что история лагеря осквернила какие-то важные вещи. Пришло понимание, что надо сделать поворот - превратить место страдания и смерти в место памяти, место связи с пространством вечности. Те, кто проводил расстрелы, сделали все, чтобы об этом никто не узнал. Нам было важно извлечь эти события из беспамятства, сделать так, чтобы они стали частью общей истории.

Мы начали с обустройства кладбища. Пришлось прореживать лес, обустраивать могилы и носить песок для них издалека. На это ушло два года. Дальше нужно было делать лестницу, ведь не было там никакой тропинки, спуска, был только заросший склон горы. Надо было сначала проредить деревья. Потом встал вопрос, какую сделать лестницу. В этом, как и во всей другой работе на Соловках, мы искали опору в традициях монастыря. Мы решили, что лестница будет из каменных ступеней, похожих на стены монастыря и стены расположенной на Секирке валунной бани. Дальше мы стали делать карту захоронений и установили стенд с этой картой при входе на кладбище. Пользуясь случаем, я хочу выразить благодарность Институту культурного и природного наследия и лично В.П. Столярову за помощь в создании карты захоронений, а также А.А.Сошиной за консультации при составлении исторической справки для стенда.

Работа шла следующим образом: мы протягивали веревки в огороженном пространстве кладбища, делили на квадраты и отмечали там, буквально по сантиметру, каждое дерево, каждый раскоп, каждую могилу. Мы хотели, чтобы потом наша карта вошла в общую карту Соловков. Это был 2007-й год. В 2008-м Г.Г. Кожокарь установил на Секирке красный поклонный крест. Мы же делали площадку для этого Креста. И тоже был особый вопрос, какой должна быть эта площадка, как она должна соединять кладбище и крест. Последние два года мы ремонтировали дорогу на Секирную гору, обустраивали ягодный сад и работали над путеводителем по Секирной горе. Каждая из перечисленных форм работы имеет свой образовательный смысл, о котором можно рассказать в отдельном докладе.

Важно отметить, что вся эта работа была бы невозможна без гостеприимства, чуткости и всяческой поддержки скитоначальника Свято-Вознесенского скита иеромонаха Матфея.

Находясь так долго в этом пространстве, изучая и обустраивая его, мы поняли, что оно содержит многие слои истории, начиная с Чуда - явления ангелов жене рыбака. Поэтому будущий путеводитель должен как-то открыть все эти слои.

Я рассказала о фактологической стороне нашего проекта «Скрытая история». Теперь важно зафиксировать образовательные принципы, подходы к работе со школьниками (и не только со школьниками) на Соловках. У нас получилось 7 пунктов.

Первое: не только брать, но и отдавать; не потратить, но преумножить. Когда человек попадает на Соловки, он должен не только брать что-то для себя (не в материальном смысле, конечно, а в смысле видеть красоту, понимать культуру, узнавать историю), но и что-то отдавать, вносить, приумножать. У нас родилась такая мысль: тот, кто приезжает на Соловки, должен работать (в том числе и физически, своими руками), постараться внести вклад в жизнь острова. Не случайно в монастыре издавна сложилась традиция трудничества.

Второе: работа по образцам. Все, что мы делаем, должно быть соотнесено с каким-то культурным образцом, связанным с Соловками. В позапрошлом году, когда обсуждалось, как делать скамейки для кладбища, мы выделили принцип кижских мастеров - «Польза, Прочность, Красота». Образцы можно искать, взаимодействуя с разными пластами истории и науки.


Третье: многослойность пространства и необходимость содержательного диалога и согласования разных позиций. Пространство Соловков сложно и многоуровнево. То, что ты делаешь, должно быть соотнесено с тем, что уже есть на острове, и с его историей. Все, что здесь делается, должно быть вписано в такое сложное пространство. Для этого необходим содержательный диалог с представителями различных позиций. Мы выделили позицию монахов и священнослужителей (ведь Соловки - место, где родился монастырь). Позицию историков. Позицию художников (ведь все, что делается, должно быть соотнесено с законами красоты). И, наконец, позицию власти, поскольку все, что делается здесь, должно быть законно, легитимно. Диалог с представителями разных позиций необходим в сложных областях деятельности, в коллективном творчестве, например, в кино, в театре и т.д.

 Четвертое. В частной беседе с одним из участников этой конференции я услышала историю про женщину, которая приехала на Соловки и отказалась поселиться в гостинице. Она сказала, что не может жить на Соловках в комфорте. Это тоже очень важный принцип - антикомфорт. Существование здесь важно приблизить к суровым условиям жизни, поскольку человек должен ощущать: чтобы жить, нужно предпринимать какие-то усилия. Тогда эта жизнь по-другому проживается.

Пятое: нужно принять ритм жизни Соловецких островов, а не навязывать свой. Твой ритм всегда останется при тебе, а вот если принять хотя бы на время ритм жизни монахов, тогда можно что-то увидеть по-другому. Иначе вообще не увидишь само место. Нужно доверять тому, как разворачивается жизнь, быть готовым отложить заранее намеченные планы, если произойдет неожиданная встреча или завяжется важный разговор.

Шестое: связывать все, что происходит, со своей жизнью, т.е. относить к себе все, что слышишь, видишь, встречаешь. Не просто, на теоретическом уровне, нечто узнавать, но и спрашивать себя, какое отношение это имеет ко мне лично, к моей жизни.

И, наконец, последний, седьмой принцип. Я записала его так: педагог - только проводник, он вообще не должен про себя думать, что он уже все знает, ему все известно. Ученик попадает на Соловки, и происходящее здесь ценно не только для него, но и для педагога. Тогда педагог может помочь ученику заметить, увидеть, понять окружающее пространство, и не мешать воспринимать его. Поэтому важно, чтобы педагог сам следовал описанным выше шести принципам. Если с ним самим ничего не происходит, то ничего не произойдет и с учеником.

В завершение - вывод. Как сказал замечательный человек с Секирной горы: «нужно, чтобы ученые были верующими, а монахи - учеными». Я понимаю, что этого недостаточно. Нужно также, чтобы педагоги открывали для себя мир науки и мир веры, ученые были верующими и педагогами, а монахи - учеными и педагогами. Наверное, тогда будет возможно соединение церкви и науки, возможна целостность, о которой мы говорили в начале. Слово Арсению.

 Арсений Колмыков:

- Во время экспедиции на Соловки в 2008 году мы работали над обустройством площадки около поклонного креста на Секирной горе. Это было нужно, во-первых, чтобы к кресту можно было нормально подойти и служить панихиды. Во-вторых, потому, что это упорядочивание площадки создавало некоторое соединение креста, воздвигнутого в честь Новомученников, погибших на Секирной горе, и кладбища на склоне горы.

Для начала нужно было выкорчевать пни у креста, чтобы позже выровнять землю. Пней всего было штук семь, и порой, чтобы справиться с одним пнем, требовалось около четырех человек и полтора дня (а иногда и бензопила). Во время подготовки экспедиции мы читали «Погружение во тьму» О. Волкова, «Неугасимую лампаду» Б. Ширяева, воспоминания генерала Зайцева и другие книги о Соловках. В одной из этих книг говорится, что заключенный должен был в день выкорчевать где-то десять пней. И вот, когда представляешь, что у заключенного была чуть-чуть похожая ситуация, только в сто раз мощнее, создается какая-то небольшая связь с тем временем, какое-то ощущение от него. Дальше эту связь можно поддерживать, узнавая что-то из истории и продолжая работу. Нужно постоянно представлять, как связана твоя работа с тем, что делали люди, которые до тебя жили на Соловках. Так лучше понимаешь, что и как именно нужно делать. Например, как говорил на конференции Михаил Исаевич Мильчик, мемориал на Секирной горе должен быть, отчасти, суровым, а не удобным и усаженным красивыми цветочками.

Дарья Яременко:

- Я выпускница киношколы, меня зовут Даша. Ольга Алексеевна говорила вначале о карте захоронений, которая была установлена в 2007 году на Секирной горе. Я участвовала в работе над этой картой с начала и до конца. Когда я ехала с готовой картой в Киношколу, я везла ее как великую ценность. Карта - это работа с пространством, то есть осмысление пространства, в котором ты находишься. У меня в голове определился образ пространства и понимание важности всего того, что здесь происходило. И уже в этом году (я была на Соловках 4 раза за 3 года), я стала понимать, как опыт работы на Соловках повлиял на мою дальнейшую жизнь. В истории моего рода я вижу служение человека своей стране. По папиной линии - это военная служба, а мама, как и ее предки - строитель. Причем, никто из нашего рода не уезжал из страны, в которой он родился. И мне кажется, что если я уеду из России по своим каким-то личным предпочтениям (потому что я учусь сейчас на театрального художника, и эта профессия за границей может быть более востребованной), это зачеркнет историю моего рода. Мне теперь очень важно, что я должна обязательно жить в России и обязательно работать здесь, потому что это моя история. Я понимаю, что не могу отсюда уехать, потому что это моя страна, потому что я здесь родилась, и, значит, Богу было так угодно, чтобы я была здесь и что-то здесь делала важное.

Артур Меретуков:

- В один из дней мы отправились к тому месту, куда когда-то приплыли преподобные Зосима и Савватий. Мы пришли на тот берег, где - говорят - даже та лодка сохранилась… И мы пошли в Белое море походить по колено в воде. И по плавающим ботинкам, которые мы положили на камни возле моря, оказалось, что начался прилив…

Я первый раз в своей жизни наблюдал прилив. И это мне все прояснило. Но вы так подумаете: «Ну, прилив, и что?». А для меня в этом приливе было чудо и открытие для самого себя. Я стоял и видел, как вода потихоньку кралась по влажной земле, все ближе и ближе приближаясь к берегу. Я не знал, почему она двигается, но когда мне сказали, что луна притягивает воду и что прилив и отлив зависят от луны, то я вообще был потрясен. И задался вопросом: «А зачем вообще это придумано»? Поразмышляв и посоветовавшись с друзьями, я пришел к ответу: для того, чтобы все было в движении, чтобы не было остановки. И на этом я открыл для себя, что ведь нет ни одного момента, который когда-нибудь повторится, каждый момент в жизни неповторим. Что зимой каждая снежинка неповторима, что летом каждый листочек уже не такой, какой был прошлым. И в этом я увидел что-то Божественное. Ведь никак не может быть, что все на свете происходит само. Ведь это не просто так придумано, что луна притягивает воду. Это необычно. А открытие состояло в том, что Бог есть.

Источник: ЖЖ Соловки; Альманах «Соловецкое море». № 11. 2012 г.
Тип: Записки паломников
Место: Соловки
Издание: ЖЖ Соловки; Альманах «Соловецкое море». № 11. 2012 г.