-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
8 сентября 2012 г. Вдали от суеты мирской
Архимандрит Иосиф (Братищев) очень деятельный человек. Он стоял у истоков восстановления Свято-Данилова монастыря Оптиной пустыни, три года был казначеем Иоанна-Богословской обители в Пощупово, а с февраля 1992 года – 14 лет – был наместником Соловецкого монастыря. Тяжелые труды по восстановлению северного, обагренного кровью многих новомучеников духовного форпоста России не прошли даром для горячего в трудах во славу Божию сердца батюшки.
Он тяжело заболел, да так, что несколько лет, обездвиженный, был между жизнью и смертью. Сейчас он постепенно восстанавливается, ходит и даже исповедует в Иоанно-Богословском монастыре, куда он приезжает из своего реабилитационного приюта. С ним беседует Ирина Евсина.
– Отец Иосиф, Вы человек деятельный, горячий, много сделали для восстановления Соловков. И вдруг Вас настигла болезнь. Сейчас очень много людей болеет, кто-то отчаивается… Как Вы смирились с болезнью? Изменились ли Вы, изменились ли Ваши отношения с Богом?
– Я бы ответил на этот вопрос так, как ответила на него мама отца Иоанна Крестьянкина в годы его детства. После революции, когда разрушали храмы, закрывали монастыри, то он своим детским сердцем возмутился и обратился к своей маме: «Почему!?» На что мама его сказала: «Ванечка, Бог плохо не сделает». Я сейчас это прекрасно понимаю. Мне один человек очень хорошо подсказал: «Отец Иосиф, Вас Господь через болезнь избавил от суеты. Раньше у Вас были проблемы: где найти средства, где найти рабочих, где найти материалы. А сейчас у Вас другие проблемы». Я благодарен Богу, что он отвел меня от этой мирской суеты.
В замечательной книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон рассказывает о схиигумене Серафиме, который в монастыре был резчиком, резал киоты, аналои и довелось ему пережить клиническую смерть. В тот момент ему было видение: глубокий ров, на дне которого находились все предметы, которые он изготавливал, перемешанные с грязью. И был голос ему: «Мы от тебя ждали молитв, а ты нам что принес?» Господь от нас ждет чистоты сердечной, а не той суеты, в которой мы закручиваемся и забываем о самом главном.
Недавно я прочитал одно выражение, которое мне понравилось: «Если хочешь навести порядок в городе, наведи сначала порядок на селе. Если хочешь навести порядок на селе, наведи порядок в семье. Если хочешь навести порядок в семье, наведи порядок в своей душе». Болезнь дает человеку возможность более глубоко заглянуть в свою душу. Для меня был, и сейчас тем более, смысл моей жизни в том, чтобы как можно чаще бывать в церкви, причащая Святых Христовых Таин. Только во Христе я вижу жизнь. И через него черпаю силы. До инсульта мне казалось, что я сам многого добиваюсь благодаря своим усилиям, но сейчас, когда физически сам не могу многие вопросы решить, а они решаются, я реально вижу, что это помощь Божия. Помощь Божия во всем – от малого до большого.
– Можете ли Вы привести примеры чудесной помощи Господней? Вы ведь сейчас ближе к Богу стали?
– Я просто сейчас больше ощущаю, вижу, замечаю помощь Божию. Раньше я был физически силен, и мне казалось, что это мои способности помогают мне так действовать, а сейчас я вижу, что это Господь творил через меня. Он и раньше действовал, но из-за своей физической силы я думал, что это я такой хороший. Господь всегда близок к каждому человеку. Просто у больного человека больше времени для того, чтобы заглянуть в свою душу. Есть крайности, которых нужно избегать, нельзя заклиниваться на своей болезни и говорить, что я самый несчастный из-за болезни, и несчастней меня людей нет. Я видел людей, которые находятся в гораздо более сложных обстоятельствах, нежели я. Им тяжелее и физически, и морально, и духовно. Ни в коем случае нельзя зацикливаться на себе и на своей болезни и считать себя самым несчастным человеком на свете. Есть люди, которым гораздо страшнее жить и выживать в этом непростом мире.
– Человек мирской боится быть одиноким, брошенным в болезни, а вот Вы, несмотря на Вашу немощь, живете в хороших условиях, около монастыря. Явно Вам люди помогают, и понятно, что бескорыстно, хотя от Вас они кроме молитвы уже ничего не могут получить.
– Мне очень хорошо сказал один человек: «Отец Иосиф, Вы не думайте, что через Вашу болезнь Господь спасает только Вашу душу. Очень многие будут спасаться, те, кто будет стараться Вам помочь». Определить духовное здоровье общества можно по его отношению к его самым слабым звеньям: к детям, престарелым, больным. Если они заброшены, то общество больно. Да, люди могут быть физически очень сильными и богатыми, но духовно это люди окраденные, бедные. Господь благодать свою посылает независимо от того, человек в сане ли священническом или монашеском или нет.
Есть такая баба Шура. Она не имеет не то, что священного сана, она даже не имеет монашеского пострига. К ней в Шаморгу едут люди со всей страны, потому что Господь посылает свою благодать независимо от того, в священническом ли сане человек. Вспомните, во время жизни преподобного Серафима Саровского сколько было архиереев, но все ехали к простому иеромонаху Саровской обители. Во время жизни преподобного Амвросия Оптинского мы видим то же самое. Во время земной жизни праведного Иоанна Кроншдатского тоже много было первосвященных, а люди ехали к простому протоиерею. Господь видит наши сердца и насколько они чистые, а не звания. Бог есть любовь. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Прибывая в любви, в Боге прибывает, и Бог в нем прибывает». Если нет любви в сердце человеческом, так и нет в нем Бога.
– Как считаете, сейчас в нашем обществе есть любовь к детям, болящим и старикам? Как Вы видите? Как можете оценить?
– Ко мне приезжает много священнослужителей, и все жалуются на бюрократию, на большое количество отчетов, которые отнимают много времени и совсем не остается времени на работу с людьми. Много формализма. Это не тот путь.
– Батюшка, как Вы сами к Богу пришли?
– Моя мама, монахиня Мария (Царствие ей Небесное и вечный покой), мне очень много рассказывала о наших родных. По линии мамы были очень благочестивые предки. Я думаю, что по их молитвам Господь нас всех, и братьев моих, и сестру вывел на путь церковной жизни. Все мы, трое братьев, священники. В детстве я жил в Тамбовской области, в глухой деревне, где не было храма. Дедушка наш всегда молился и нас журил, что мы, садясь за еду, не помолимся и даже не перекрестимся. Он всегда говорил, что даже свинья в благодарность всегда похрюкает. Отвечая на этот вопрос, всегда говорю, что именно по молитвам предков Господь вывел всех на церковный путь. Это не наши заслуги.
Первый раз я сознательно причастился, когда вернулся из армии в 20 лет. Мать и сестра жили в Подмосковье, и мы поехали, тогда еще в Загорск, в Троице-Сергееву лавру, и там я на святителя Николая 19 декабря 1977 года впервые причастился. А потом Господь коснулся благодатью своей моего сердца, и у меня появилось огромное желание ходить в храм. Моя сестра переехала в Рязань, и я приехал сюда. В Рязани мне очень нравилось ходить в храм «Всех скорбящих радость». Через год меня владыка Симон взял к себе поддиаконом, это было 30 сентября 1978 года. Еще через год я поступил в Московскую духовную семинарию, а затем в академию.
– Есть святые, наши современники, к которым Вы обращаетесь в скорбях?
– Святые не сами по себе помогают, через них, через подвижников благочестия, действует благодать Божия. Они проводники благодати Божией. Потому что Господь все видит и все знает, и даже знает то, что я еще о своей жизни не знаю.
Что касается наших современников, то я не раз получал большую помощь от старицы Феодосии и не раз убеждался в ее даре прозорливости. В 2008 году мне очень хотелось поехать на Соловки на освящение храма в Распятском скиту, который, как мне казалось восстановить невозможно. Через брата спросил у матушки, можно ли мне поехать. Она ответила ему: «Рано ему туда. Сгорит он там».
В том же 2008 году я лег в больницу. Прошел курс лечения, после чего спросил у своего лечащего врача, можно ли мне поехать на Соловки? Она ответила: «Вам, с вашим диагнозом, в настоящее время ехать в условия крайнего Севера рано. Сгорите вы там!». Я был поражен: она повторила слова матушки. Тогда я понял, что матушка все-таки не простой человек. Через нее люди, которые стоят на распутье, открывают волю Божию.
– Батюшка, что Вы можете сказать людям, находящимся в болезни? Как помочь им поддерживать свой дух?
– До и после болезни журналисты задавали мне вопрос: «Есть ли чудеса в настоящее время?» Я тогда отвечал и сейчас отвечу, что мы чудеса Божии, к великому сожалению, не замечаем. Мы воспринимаем их как нечто обыденное, например, чистый воздух и вода. Человек ХХ–ХХI века постоянно все вокруг загрязняет, а Господь очищает и воздух, и воду. Человек не может без этих двух составляющих жить, и если бы не Он, то все живое давно уже погибло. И это чудо Он совершает постоянно, а мы этого не замечаем и воспринимаем как должное. Солнышко каждое утро восходит и каждый вечер заходит – это тоже чудо. Насколько послушны светила небесные! И насколько мы – люди, венец творения Божия – непослушны и упрямы, как ослы. Чудеса – они постоянно вокруг нас, надо только уметь видеть их…
Всем, кто болеет, я скажу, что надо надеется на Бога, уповать на него и молиться ему. Именно молиться, а не просто произносить слова. К одному старцу пришел юноша и говорит:
– Отче, я постоянно стяжал Иисусову молитву.
На что Оптинский старец ему ответил:
– Ты не молитву стяжал, ты привык произносить слова. Так же, как некоторые люди произносят нецензурные слова, ты слова молитвы произносишь. Это не молитва, а просто повторение слов.
В нашей жизни этого надо избегать, чтобы не просто произносить слова, а молиться.
– Как молиться, чтобы Господь услышал?
– Как молился апостол Петр, когда стал утопать в Галилейском озере? Когда человек попадает в какую-то критическую ситуацию, то он концентрируется, чтобы решить эту проблему. Вот также надо концентрироваться и при молитве. Надо постараться, чтобы ум, сердце и воля, три составляющие в человеке, которые отличают человека от всего живого, сконцентрировались и стали едиными, и все их обратить к Богу.
Тип: Интервью насельников
Место: Рязань
Издание: Газета «Рязанский благовест» № 9 2012 г.