Ирмологий нотного пения древнего роспева Соловецкого монастыря

1 марта 1913 г.

Печатанием настоящего Ирмология заканчивается издание Полного круга церковных песнопений по напевам Соловецкой обители.

О самих напевах, источниках издания, побуждениях к нему и целях его уже было говорено в предисловии к первой книге Полного круга песнопений, т.е. собственно Соловецкого обихода (Москва, 1912).

Касательно же именно настоящего отдельного выпуска нотного Ирмология должно сказать следующее. – Содержание канона ближайшим образом относится к данному празднику, – оно наиболее полно и выпукло обрисовывает чествуемого святого или воспоминаемое событие. Поэтому, в ряду других песнопений канон является центром богослужебного чина; в нем песненное прославление празднуемого события или святого достигает высшей степени.

Сообразно этому своему положению к значению в чине богослужения канон издревле представляет высокий род песнотворчества: отличается сложностью формы и блеском выражения.

По тому же самому и напевы канонов мелодичнее, шире и сложнее других осмогласных напевов – стихирных, тропарных и аллилуарных. И в то время, как напевы стихир и тропарей незатруднительно применяются к тексту, – хорошее распевание ирмосов редко удается. Между тем, именно ирмосы и должно распевать наилучшим образом. – В силу богослужебного значения канонов и красоты ирмологийных напевов.

Вот почему для распевания стихир и тропарей довольно иметь лишь по одному нотному образцу, а ирмосы желательно видеть все распетыми.

Если нотное изложение всех стихир и тропарей вызвало бы весьма дорогое и не необходимое издание, – нотный ирмологий совершенно нужен и вполне доступен.

От времен преп. Иоанна Дамаскина ирмосы составляли отдельную книгу и писались в ней полностью. – Несмотря на крайнюю дороговизну книг в древнее время, – в нашей русской письменности XIXII вв. имелись полные нотные ирмологии.

В виду всего этого издание настоящего Ирмология, содержащего полностью все ирмосы по издревле хранимому напеву в Соловецкой обители, нельзя не считать делом весьма нужным для отечественного церковного пения, и должно надеяться, что должно надеяться что сия книга станет не лишней настольной книгой у клиросных певцов, особенно же монастырских.

1913 г., март

Источник: Соловецкий монастырь
Тип: Богослужение
Издание: Соловецкий монастырь