-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Ирмологий нотного пения древнего роспева Соловецкого монастыря
1 марта 1913 г.Печатанием настоящего Ирмология заканчивается издание Полного круга церковных песнопений по напевам Соловецкой обители.
О самих напевах, источниках издания, побуждениях к нему и целях его уже было говорено в предисловии к первой книге Полного круга песнопений, т.е. собственно Соловецкого обихода (Москва, 1912).
Касательно же именно настоящего отдельного выпуска нотного Ирмология должно сказать следующее. – Содержание канона ближайшим образом относится к данному празднику, – оно наиболее полно и выпукло обрисовывает чествуемого святого или воспоминаемое событие. Поэтому, в ряду других песнопений канон является центром богослужебного чина; в нем песненное прославление празднуемого события или святого достигает высшей степени.
Сообразно этому своему положению к значению в чине богослужения канон издревле представляет высокий род песнотворчества: отличается сложностью формы и блеском выражения.
По тому же самому и напевы канонов мелодичнее, шире и сложнее других осмогласных напевов – стихирных, тропарных и аллилуарных. И в то время, как напевы стихир и тропарей незатруднительно применяются к тексту, – хорошее распевание ирмосов редко удается. Между тем, именно ирмосы и должно распевать наилучшим образом. – В силу богослужебного значения канонов и красоты ирмологийных напевов.
Вот почему для распевания стихир и тропарей довольно иметь лишь по одному нотному образцу, а ирмосы желательно видеть все распетыми.
Если нотное изложение всех стихир и тропарей вызвало бы весьма дорогое и не необходимое издание, – нотный ирмологий совершенно нужен и вполне доступен.
От времен преп. Иоанна Дамаскина ирмосы составляли отдельную книгу и писались в ней полностью. – Несмотря на крайнюю дороговизну книг в древнее время, – в нашей русской письменности XI–XII вв. имелись полные нотные ирмологии.
В виду всего этого издание настоящего Ирмология, содержащего полностью все ирмосы по издревле хранимому напеву в Соловецкой обители, нельзя не считать делом весьма нужным для отечественного церковного пения, и должно надеяться, что должно надеяться что сия книга станет не лишней настольной книгой у клиросных певцов, особенно же монастырских.
1913 г., март
Тип: Богослужение
Издание: Соловецкий монастырь