Кургузов А. Вести Соловецкого Братства-2011

17 февраля 2012 г.

«Кто не бывал на Соловках, тот не видал России», – так написал школьник Тима Постоев. «Не являются ли эти слова преувеличением?» – задался я вопросом и вспомнил эпиграф к книге «Неугасимая лампада» Б. Ширяева. Перед отправкой его в Соловецкий лагерь особого назначения авторитетный человек сказал ему: «Не бойтесь Соловков – там Господь близко». Само название книги не является художественным вымыслом, а взято из реалий соловецкой жизни. Никогда даже во времена СЛОНа Господь не оставлял эту землю и давал тому материальные свидетельства. Не угасла лампада в келье у схимника и после его смерти.

Соловки-2011

(дневниковые записи трудников)

2011 год начался для нас традиционно: дежурство на Кирилловской губе и посадка огорода на острове Большая Муксалма. Вместе с многочисленной рассадой и разнообразным багажом в поезд Москва-Мурманск были погружены детские рисунки, выполненные в воскресной школе при климовском храме во имя священномученика Сергия Фелицына под руководством Ольги М. В Кеми груз для Соловков помогал выгружать весь вагон.

14 августа в 1:20 с Ленинградского вокзала поездом Москва-Мурманск стартует на Соловки наша группа из 4 человек. Трое из нас паломничали по монастырям Святой горы Афон. Опыт предыдущих поездок показал, что из 4-х человек на Соловках кто-то один начинает себя вести весьма странно: то становится излишне агрессивным, то начинает благословлять всех встречаемых, а то и просто через день-два отбывает домой, сославшись на срочные дела. Но здесь такого быть не должно, народ едет проверенный, но…

История ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря, СПб, 1899 богата прямо противоположными примерами поведения оказавшихся здесь людей. Вот лишь два из них.

Бывший сечи запорожской кошевой Петр Кольнишевский с 1776 г. был сослан для содержания безвыпускно из монастыря и удаления не токмо от переписок, но и от всякого с посторонними людьми обращения, за неослабным караулом обретающихся в монастыре солдат.

Разместили Кольнишевского в каземате, про который современник писал: “Побыв около получаса в удушающей атмосфере каземата, становится душно, кровь приливает к голове, появляется какое-то безграничное чувство страха… У каждого побывавшего здесь, будь он самый суровый человек, невольно вырывается из груди, если не крик ужаса, то тяжелый вздох и с языка слетает вопрос: «Неужели здесь возможна жизнь?»

В рассматриваемом каземате он просидел 16 лет, будучи более 100 лет от роду, после чего выяснилось, что он пострадал невинно. Царь, освободив его, захотел чем-либо вознаградить за перенесенные страдания и приказал спросить, чего он хочет себе в награду.

«Стар я стал, – отвечал Кольнишевский, – мирские почести меня не прельщают, богатство мне не нужно – не прожить мне и того, что у меня есть, одна у меня забота: приготовить себя к будущей жизни, а нигде я этого не сделаю так хорошо, как в сей святой обители; поэтому первая моя просьба дозволить мне дожить свой век на Соловках». Здесь Кольнишевский и скончался, его могила – место поклонения паломников из Украины.

Но были и такие, кому Соловки были хуже каторги, на кого не распространялся Покров Пресвятой Богородицы.

История Соловков хранит память о просьбе губернского секретаря Пархомова, сосланного при императрице Елизавете сюда под свободный надзор (не в тюрьму), который просил через 2 года ссылки, как о величайшей милости, чтобы его перевели из сего «студеного, крайсветного, темного, нелюдимого острова, где не только здоровье человеческое, но и железа ржавеют», в каторжную работу.

Интересна причина, по которой Пархомов попал под надзор на Соловки. 8 ноября 1722 г. в Рыльском женском монастыре он насильственно заставил постричься в монахини свою жену Ирину, с которой согласно прожил 7 лет и от которой имел 4-х детей. Причина пострига – смерть мужа любовницы Дарьи и желание вступить с ней в законный вторичный брак, что и было им совершено. В грехе двубрачия, во лжи, отлученный от церкви Синодом, много раз дававший письменную расписку о том, что он не будет жить со второй женой, он тем не менее прожил с ней 20 лет до ссылки на Соловки, прижив двоих детей.

Сутки в пути, наконец, доехали до Кеми. Переночевали на соловецком подворье и на теплоходе «Василий Косяков» дошли до Тамариного причала на Соловках. Причал непосредственно возле монастыря по-прежнему в состоянии полного обновления. Похоже, его строительство с нулевого цикла все-таки движется к концу.

Всем вместе поселиться не удалось. Только Виктор и я размещаемся в «темной» комнате у Владимира Губича. Виктор выясняет, что на Соловках не работает «’Билайн»’ и высказывает претензию, почему его не предупредили об этом. Предложил пользоваться моим телефоном без ограничения. На следующий день наметили поездку на остров Б. Муксалма к монаху Игорю, чтобы отдать сеть-наметку – дар монастырю климовчанина Анатолия Л. Отвезти нас пообещал наш хозяин.

Наутро я проснулся пораньше. Виктор еще спал. Полез в рюкзак за православными статьями для знакомой островитянки, но поверх его лежали вещи Виктора. Аккуратно перенес их на свою койку, достал статьи и пошел к Валентине. Через полчаса прибежал сильно взволнованный Виктор с сообщением, что у него пропал фотоаппарат. «Я точно помню, куда я его положил вечером», – говорил он. Я объяснил ему, что пропасть у Губича ничего не может. Пошли с ним искать его «мыльницу». Откинул одеяло, а под ним лежали его кепка и в ней – фотоаппарат. В темноте я вместе с рубашкой и брюками перенес его ценность. Нашлось то, что не терялось. Начали собираться на Муксалму. Виктор сказал, что он не поедет, а пойдет осматривать монастырь. Пошли без него. По красивой знакомой губе быстро дошли до острова. От причала до скита пешком ходьбы минут пять. Попали мы на трапезу. Рисунки климовских детей висят теперь в трапезной на стенах. Треть огромного стола завалена свежими грибами, которые собрали рядом с домом всего за час. На обратном пути сделали остановку возле бывшего лагерного зверосовхоза. Здесь Анатолий Б. попросил причалить к берегу и даже высадиться на берег. Губич объяснил, что высаживаться на берег запрещает лесник, и он соблюдает запрет. Анатолий объяснил, что он был знаком с Олегом Волковым, автором книги «Погружение во тьму», который сидел именно в зверосовхозе. Губич, наверное, впервые нарушил запрет. Мы высадились на берег, осмотрели остатки фундаментов каких-то строений. Тут раздался неожиданный звонок, и расстроенная Алла, жена Губича, сообщила, что наш Виктор внезапно уехал в Москву. Следом позвонила на мой телефон жена Виктора и попросила дать ему трубку. Сообщил ей, что Виктор уехал, причин отъезда не знаю. Да, не простое место – Соловки. До цели своей поездки – острова Анзер он не доехал.

На следующий день Владимир Тупичко везет группу 32 человека на Анзер. Нас троих он согласен везти с собой. На его катере по Долгой губе через пролив Северные Железные Ворота вышли в пролив Анзерская Салма. На западном мысе Кеньга (Красный) группу высадили. Далее ее путь будет проходить через Свято-Троицкий скит с его святым источником, через Голгофо-Распятский скит в Капорскую губу, где их будет ждать катер. Алексей с Анатолием за счет большей скорости перемещения собираются посетить после Голгофо-Распятского скита Кирилловскую губу, а далее - догнать группу в Капорской губе. На следующий день Анатолий планировал встретить престольный праздник Преображения Господня в Свято-Преображенском соборе монастыря. Забегая вперед, можно сказать, что их планы удались.

Я с солидным рюкзаком остался на катере, который отправился на Капорскую губу, оттуда до Голгофо-Распятского скита в 3-4 раза ближе, чем с мыса Кеньга.

Анзер-2011

На Капорской губе трудники скита обтесывали бревна от коры и складывали их в штабеля. К 14 часам они должны ехать на машине в скит на обед. Видя мой рюкзак, мне предложили поехать с ними.

К обеду наша машина прибыла в скит. По ступенчатой лестнице (есть и другой путь) пошел на гору для встречи с игуменом Евлогием – настоятелем Голгофо-Распятского скита. Он пригласил на трапезу. Взял у него благословение на поселение на Кирилловской губе. Правда, он сказал, что в нашем домике живет иконописец с двумя помощниками. Если я не против, то буду четвертым и буду им помогать готовить еду. Пошел на губу. Там познакомился с иконописцем Андреем и его сыном Николаем. В ночь к 3 часам пошел в храм на праздничную службу. Достаточно необычно видеть храм, наполненный молодыми людьми при отсутствии женского пола. Среди них были 15–20 студентов МИФИ, которые приехали вместе со своим священником о. Александром (Петровым).

Вернувшись на губу, увидел недалеко от сторожки моторную лодку. История ее появления необычна. Оказывается, на самой восточной точке острова – мысе Колгуев – жил смотритель маяка Геннадий. Условия его проживания были сверхэкстремальными. То, что можно лишь условно назвать избушкой, нельзя было отапливать в принципе, т.к. при разведении огня из печки начинался нестерпимый запах. Геннадий по рации сообщил о том, что у него проблемы с сердцем. На другом конце острова, на мысе Троицком в здании Спасательной станции, жили наш подольчанин Анатолий и бывший морской военврач из Санкт-Петербурга Сергей. Было принято решение послать их к Геннадию. На моторной лодке, по серьезно штормящему морю, они в 6 утра отправились в опасное плавание. Пройдя около 20 км по морю и прибыв на мыс Колгуев, они из-за серьезного волнения на море не смогли причалить к берегу. Единственное ближайшее от мыса место, где они могли причалить лодку к берегу, была Кирилловская губа. Вернувшись назад (около 15 км), они оставили здесь лодку и вместе с сыном Андрея Николаем пешком пошли в неблизкое путешествие на мыс. Надо заметить, что мыс Колгуев необыкновенно красив, но из-за удаленности и сложной дороги посещаем редко. Но если кто-то собрался на мыс, то за один день никто оттуда не возвращается.

На мысе Сергей поставил Геннадию предварительный диагноз – язва, которая дает реакцию на сердце. Каким-то чудом они доставили больного на Капорскую губу, где погрузили на корабль, и он отплыл в больницу на Соловки. Уже поздно вечером, страшно усталые, они пришли к нам на губу. О возвращении к себе назад морем из-за шторма не могло быть и речи. Пешком они пошли в Свято-Троицкий скит, обещав вернуться в 5 часов утра за лодкой. В этот субботний день я пошел на Голгофу к началу службы к 21 часу. На ночь расположился в келье на Голгофе, потом была литургия, трапеза, только после обеда вернулся на Кирилловскую губу. Встретил меня расстроенный Андрей. Он не смог уберечь моторную лодку от залива из-за шторма во время отлива. Ее замыло песком, прибой нанес немало песка в саму лодку, водоросли под названием морской виноград-фукус опутали все, за что только могли зацепиться. Решили ждать прихода Сергея и Анатолия.

Русские французы

Собрал в невероятном изобилии росшие маслята и начал готовить ужин. Андрей ушел на консультацию к о. Евлогию на Голгофу. Неожиданно пришли необычные гости Алексей и Петр. Они представились русскими французами или представителями 3 и 4 поколений русских эмигрантов. Алексей – руководитель группы из 7 человек. Они объединены в Союз потомков галлиполийцев.

Историческая справка. Галлиполийский полуостров – полуостров в европейской части Турции. Здесь после эвакуации из Крыма Русской Армии генерала П.Н. Врангеля в 1920 – 1921 гг. в открытом поле были размещены около 30 тысяч офицеров генерала Кутепова и членов их семей. В невыносимых условиях они сумели сохранить лучшие качества русского человека, проявляя небывалые стойкость и благородство. Русский военный лагерь в Галлиполи превратился в военный центр Белой эмиграции.

На Кирилловскую губу они пришли после завершения работ по установке иконостаса в Свято-Троицком скиту.

У Алексея на Соловках был расстрелян в 1929 г. его родственник – дед супруги, Г.М. Осоргин из старинного дворянского рода, прославленного в XVII веке бессребреничеством святой праведной Иулиании Лазаревской (Осоргиной). Осоргин был приговорен и сидел в карцере за то, что у него нашли облачения для совершения богослужений. Когда он сидел в карцере, на остров по ранее полученному разрешению на свидание прибыла его жена. Осоргин женился на Александре Михайловне Голицыной из старинного дворянского рода, происходящего от Св. Михаила Тверского. Осоргин сумел уговорить начальника лагеря не омрачать ей свидания и обещал ничего не говорить о расстреле. Смертник получил «личное свидание» с женой (тогда можно было оставаться наедине – были еще свидания «на общих основаниях») на три дня, потом проводил ее на пароход и той же ночью был расстрелян. Жена его долгое время ничего не знала, ей удалось эмигрировать во Францию, где у нее после встречи с мужем родился сын. Сейчас он – отец Михаил, приходский священник в Париже. Сын Михаила Георгий Осоргин приезжает на Соловки. В этом году в марте он был инициатором поездки и руководителем паломнической группы, которая состояла из представителей известных русских родов: Осоргиных, Апраксиных, Голицыных и других.

Сын Андрея Николай повел гостей в часовню осматривать иконостас, который расписывает его отец. Потом мы пошли осматривать наш крест. И тут Петр увидел необычное явление. Прямо над крестом образовалось свечение цветов радуги с преобладанием малинового цвета, от которого в нашу сторону высветился яркий луч. От этого луча между нами и крестом высветилось круглое малиновое пятно диаметром около 5 метров. Вспомнил, как перед установкой креста в 2003 г. среди безоблачного неба появилась радуга, один конец которой уходил далеко на мыс Колгуев, а второй конец указал нам место установки креста, т.е. то самое место, где мы сейчас и находились. Удивительно то, что свечение образовалось очень быстро, а после фотографирования также быстро исчезло. Из всех фотографий, сделанных в это время, это фото самое темное, будто съемка велась не средь белого дня, а вечером.

Возвращаясь от креста, около часовни мы увидели спешащего к нам Андрея, он пришел с Голгофы. Прошло совсем немного времени, как Алексей и Андрей выяснили, что они находятся в дальнем родстве. И тут мы увидели около лодки пришедших Анатолия и Сергея. Спустились от часовни к ним на берег и начали вычерпывать из лодки воду, песок, выкидывать водоросли. Начинался прилив, и лодку надо было срочно вытаскивать дальше на берег. Вот тут пригодилась помощь всех, кто был в это время на губе, включая и наших гостей. Лодку вытянули в безопасное место. Наши гости берегом пошли в Свято-Троицкий скит. Анатолий и Сергей начали тщательный осмотр причиненного ущерба, соленая вода залила и лодочный мотор, и аккумулятор. У аккумулятора начисто отсутствовала клемма, осталась только изоляция от провода. Забегая вперед, можно сказать, что восстановление лодки в целом завершилось даже благополучнее, чем предполагалось. С помощью паломников, приходивших на губу, осуществили спуск лодки на воду, и, когда шторм утих, ее перегнали в Троицкую губу.

На Соловки я возвращался на монастырском корабле «Анзер».

В 16 часов на теплоходе «Василий Косяков» с Алексеем выехали в Кемь.

Далее была Весенняя.

P.S. Осенью прошла традиционная встреча соловчан на заводе «Пеликан», что на Гривно. Нас принимал у себя Ю.Е. Степанов, внесший немалую лепту в организацию соловецкого братства. Но соловецкий сезон на этом не закончился. Еще дежурил на Кирилловской губе подольчанин Анатолий, со второй половины сентября запланирована поездка иконописца Андрея для завершения работ с иконостасом нашей часовни.

По сообщениям монаха Игоря в Свято-Сергиевском скиту начались реставрационно-восстановительные работы каменного жилого корпуса. В текущем году планируется восстановить кровлю и перекрытие между вторым этажом и чердачным помещением. Работы запланированы до конца ноября.

Источник: Издательский дом Утро вечере мудренее
Тип: Записки паломников
Издание: Издательский дом Утро вечере мудренее