Кучерук И., диак. Жизнь во имя любви к Богу и людям

29 декабря 2012 г.

За годы братоубийственной гражданской войны в Житомире четырнадцать раз менялась власть, от чего в первую очередь страдало никем и ничем незащищенное население. Не находя выхода, обнищав до предела, люди были в отчаянии. В это самое время в Житомире по благословению правящего архиерея создается Свято-Николаевское братство, благодаря деятельности которого многие люди были спасены от разрухи, холода и голода – не только телесного, но и духовного. Руководить школой был поставлен иерей Аркадий Остальский. Современники называли его новым Златоустом. Убедительные речи священника, его ясные и доступные доказательства бытия Божия и объяснения, как должен жить и что делать для души христианин, возвращали многих заблудших на путь спасения.

Аркадий Остальский родился 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии (ныне – Бердичевского района Житомирской области) в семье священника Иосифа Остальского. Аркадий окончил Житомирское духовное училище и Волынскую духовную семинарию, после чего был назначен учителем-миссионером церковно-приходской школы села Великая Цвиля Новоград-Волынского уезда. Через год был рукоположен в сан священника и назначен уездным миссионером Староконстантиновского, Изяславльского и Острожского уездов. Здесь в полной мере раскрылся данный ему Богом дар пастыря и проповедника.

В начале Первой Мировой войны отец Аркадий был командирован в Галицию, где занимался миссионерством среди униатов и был настоятелем православного прихода в местечке Броды. С 22 сентября 1915 г. по 11 сентября 1917 г. служил капелланом различных воинских подразделений русской армии. Вернувшись на родную Волынь, иерей Аркадий ревностно проповедует, ежедневно читает и объясняет Евангелие в архиерейской церкви г. Житомира. В апреле 1920 года отец Аркадий был возведен в сан протоиерея.

***

Изъятие церковных ценностей якобы для помощи голодающим Поволжья началось в Житомире 29 апреля 1922 г. На следующий день протоиерей Аркадий прочел в церкви послание Святейшего Патриарха Тихона и выразил негативное отношение Церкви к происходящему. 6 мая о. Аркадий был арестован. Бессребреника, человека, готового отдать последнее любому нуждающемуся, обвинили в том, что он желает смерти тысячам голодающих. На показательный суд прибыло много людей, которые свидетельствовали, как братство спасло их от голодной смерти. Тем не менее, 9 июня 1922 г. военное отделение Волынского губернского трибунала вынесло о. Аркадию приговор – расстрел, который, однако, был заменен пребыванием в доме принудительного труда сроком на пять лет.

В феврале 1924 г. о. Аркадия досрочно освободили. Он был награжден крестом с украшениями. В декабре того же года был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. Еще усерднее стал относиться о. Аркадий к своему духовному деланию. Он служит и наставляет верующих в Москве, Киеве, Житомире, многих других местах.

15 сентября 1926 г. в Нижнем Новгороде отец Аркадий был хиротонисан в сан епископа Лубенского, викария Полтавской епархии для борьбы с Лубенским расколом. Однако ГПУ прикрепило его к тогдашней столице Украины Харькову и запретило выезжать из города. Несмотря на это, с марта по май 1927 года владыка деятельно руководил Полтавской и Черниговской епархиями, посещая самые удаленные приходы, служа и постоянно проповедуя. В ночь с 23 на 24 апреля 1927 г. епископ Аркадий совершил пасхальное богослужение в Рождество-Богородичном соборе г. Лубны, о чем стало известно в ГПУ. За нарушение запрета выезжать из Харькова он был отправлен в ссылку на Кавказ на пять лет.

На Кавказе владыка Аркадий заболел плевритом и для лечения приехал в Киев. По выздоровлении посетил Житомир, Москву, где проживала его мама – монахиня София, Ленинград, где принимал участие в пасхальных богослужениях. Услышав всего одну проповедь епископа Аркадия, будущий священномученик митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов) предложил стать его викарным епископом.

Тогда это было возможно только с разрешения ГПУ. Бесстрашный владыка приехал в Москву и сам пришел в приемную ГПУ, где был арестован. На сей раз его обвинили в написании якобы антисоветского письма, в котором он призывал быть верным Богу и Церкви и поддерживать нуждающихся священнослужителей 23 июля 1928 г. по постановлению коллегии ОГПУ епископ Аркадий был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на пять лет.

На Соловках авторитет владыки среди заключенных архиереев и духовенства был настолько высок, что его многие называли «архиепископом», хотя в этот сан он не был возведен. Молодой священник Тарасий Шитиков, допрошенный 5 мая 1931 года по групповому делу епископа Аркадия, свидетельствовал, что «на командировке он среди заключенных пользовался особой популярностью, и что он скажет, то это слово считали почти за святое». Новое дело было заведено по доносу заключенного бывшего начальника милиции. Владыка организовал в лагере кассу взаимопомощи нуждающемуся духовенству. Хотя все обвинения он отверг, ему добавили пять лет заключения.

26 января 1937 г. владыка был освобожден. Он пытался посетить как можно больше духовных чад, чтобы укрепить их перед испытаниями. Его назначили епископом Бежецким, викарием Калининской (Тверской) епархии, но в Бежецк он не доехал.

Последние две недели пребывания на свободе он провел в Калуге, где служил в Свято-Николаевской церкви. Он знал, что управляющего епархией будущего священномученика архиепископа Калужского и Боровского Августина (Беляева) Калужский отдел НКВД уже арестовал, поэтому пытался выехать из Калуги и уже сел в поезд. Однако прямо в вагоне был арестован и вскоре отправлен в Бутырскую тюрьму в Москве.

***

Из показаний епископа Аркадия, данных им на допросе:

«В порядке обычных разговоров со своими знакомыми кто-то из них задал вопрос, что необходимо сделать для укрепления Церкви. Я говорил, что Церковь расшатывается вследствие нашего нравственного падения. Следовательно, для того, чтобы укрепить Церковь, необходимо в основу положить наше нравственное усовершенствование. Последнее и является средством борьбы с неверием и его наступлением на Церковь. О том, что нравственное усовершенствование является единственным средством укрепления Церкви и никакими иными средствами мы не можем располагать, к этому убеждению я пришел в 1935 году, когда в Соловки прибыл епископ Петр (Руднев), который много рассказывал мне о нравственных проступках епископата и духовенства и полной разрозненности среди последнего. Уже в это время я пришел к выводу, что после освобождения я буду стремиться не к тому, чтобы управлять епархией, а чтобы иметь возможность совершать богослужение в храме. Если это не удастся, то быть хотя бы сторожем любого храма, скрыв от верующих свое епископское звание, с тем, чтобы своим нравственным совершенствованием дать образец того, что и наши люди могут украсить именных условиях. О борьбе с властью какими-то физическими или иными средствами я давно перестал и думать, вследствие того переворота, который я лично пережил, и сама Церковь в современном состоянии не способна к какой-либо подобной борьбе. Только нравственное усовершенствование служителей Церкви и верующих свяжет их между собой и сделает Церковь гибкой для сопротивления против наступающего неверия».

***

7 декабря 1937 г. был подписан приговор тройки УНКВД по обвинению епископа Аркадия в контрреволюционной фашистской агитации: расстрел. 29 декабря он был расстрелян на полигоне УНКВД недалеко от поселка Бутово под Москвой и погребен в общей могиле. В тот же день были расстреляны еще 246 человек.

Память сщмч. Аркадия совершается в день его мученической кончины – 16/29 декабря, в дни Соборов новомучеников и исповедников Российских, новомучеников в Бутове пострадавших, Санкт-Петербургских святых, новомучеников и исповедников Соловецких, Архангельских святых, Волынских святых.

Жизнь сщмч. Аркадия – это жизнь во имя любви к Богу и людям, чему он учит и нас в своих творениях. Часть боговдохновенных произведений священномученика Аркадия (Остальского) и документы, благодаря которым можно было составить его подробное жизнеописание, стали основой двухтомного собрания под названием «Мы не должны бояться никаких страданий…», выпущенных не так давно Житомирской епархией.

Диакон Игорь Кучерук  секретарь Житомирской епархиальной комиссии по канонизации святых, клирик Свято-Николаевской церкви г. Житомира, составитель первого и второго томов творений свмч. Аркадия (Остальского).

Источник: Православный журнал «Фома» за декабрь 2012 г.
Тип: Свмч. Аркадий (Остальский)
Издание: Православный журнал «Фома» за декабрь 2012 г.