Работа и итоги Круглого стола «Паломничество по святым местам, связанным с подвигом новомучеников и исповедников Российских»

27 января 2013 г.

26 января в Красном зале соборного Храма Христа Спасителя под председательством наместника и игумена Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия в рамках XXI Международных рождественских образовательных чтений прошло заседание Круглого стола «Паломничество по святым местам, связанным с подвигом новомучеников и исповедников Российских».

В заседании приняло участие около 40 человек, представляющих различные епархии России и ближнего зарубежья. Вниманию собравшихся было представлено шесть докладов.

Первым взял слово игумен Митрофан (Баданин), благочинный церквей Терского берега Кольского полуострова, настоятель Успенского прихода села Варзуга, председатель комиссии по канонизации Мурманской епархии. В самом начале доклада «Духовный потенциал темы новомучеников и исповедников дома Романовых и возможности его раскрытия в ходе паломнических поездок» священнослужитель напомнил о том, что Мурманск, столетие которого будет отмечаться в 2016 году, изначально назывался Романов-на-Мурмане и был задуман, как памятник правящей династии. Молитвенное обращение к царственным страстотерпцам, проведение мероприятий, связанных с изучением их подвига, по словам докладчика, всегда вело к положительным сдвигам в развитии епархии даже в тех вопросах, которые ранее казались неразрешимыми.

Автор биографической книги «Икона Великого Князя», посвященной Михаилу Александровичу, о. Митрофан упомянул целый ряд мест, помимо хорошо известных центров Уральская Голгофы, которые так или иначе связаны с деятельностью членов семьи Романовых, молитвенное обращение к которым может оказывать благодатное воздействие на жизнь современных христиан.

Второй докладчик диакон Павел Ермилов, куратор выставки «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», рассказал специфике работы на территории государственного музея и тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться сотрудникам ПСТГУ во время подготовки и проведения экспозиции.

Основными проблемами, на фоне многочисленных благодарностей со стороны посетителей выставки, большинство из которых впервые серьезно задумались о смысле и трагических последствиях нашей недавней истории, по мнению о. Павла, являются отсутствие источниковой базы и наличие стереотипов, как в светской, так и церковной среде, которые мешают современным людям адекватно оценивать события минувшей эпохи.

По мнению куратора резонансного музейного проекта, который за несколько месяцев работы посетило около 6,5 тысяч человек, должны пройти десятилетия кропотливой работы по сбору и распространению информации, а также предприняты совместные усилия со стороны как светских, так и церковных историков по созданию культурного и религиозного пространства, в силовом поле которого подвиг новомучеников и исповедников станет близок и понятен нашим соотечественникам.

Теме создания символического пространства было посвящено и выступление следующего докладчика – Игоря Владимировича Гарькавого, директора Мемориального научно-просветительского центра «Бутово», члена Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских под председательством Патриарха Московского и всея Руси.

Упомянув о том, что посещение мест, связанных с памятью пострадавших за веру, не является основным направлением в деятельности российских паломнических служб, а большинство памятных мест так и не стали за минувшие десятилетия памятникам, докладчик указал на причины происходящего.

По его мнению, прежде чем что-то создать, необходимо сохранить, а сохранив, увековечить в рамках имеющихся традиций. На сегодняшний день известно более ста мест массовых захоронений жертв социальных потрясений ХХ века. Оформлены из них всего около десятка, оформлены в согласии с выдержанной концепцией – единицы. Причем некоторые памятники выполнены в традициях советского монументального искусства, в ряде случаев носят отпечаток пост-модернизма, либо являются весьма эклектичным набором мало связанных между собой попыток по увековечиванию памяти погибших представителями самых различных социальных групп.

Одновременно с этим, в наше время часто забывается, что на Руси издревле существовали свои формы мемориального поминовения усопших. Имеются в виду, храмы на крови, история которых ведется еще с XI века, храмы-скудельницы, где погребались жертвы набегов, эпидемий, стихийных бедствий, и конечно, поклонные кресты, некий «категорический императив», являющийся не только религиозной, но и национальной формой увековечивания памяти усопших предков.

Отсутствие общей, базирующейся на традиционных ценностях идеи, что вообще характерно для современного мировоззренческого климата, ведет либо к профанации памяти жертв политических репрессий, либо делает ее игрушкой в руках всевозможных политических сил и вместо консолидации, ведет к разъединению в обществе.

О проблемах национальной самоидентичности, необходимости сохранения традиционных форм почитания предков, память которых свята для их потомков, говорил и Павел Васильевич Флоренский, внук соловецкого узника священника Павла Флоренского.

Рассказывая о практической стороне вопроса, засуженный представитель отечественной науки, известный публикатор наследия соловецких заключенных, докладчик поделился своим опытом в области изучения подвига заключенных ГУЛАГа, который появился у него в процессе работы над рукописью «Соловецкая география о. Павла Флоренского и его соузников». В еще неизданной книге, на основании писем и целого ряда архивных документов, указаны и описаны места пребывания гонимого священника и его коллег-ученых, которые разделили лагерное заключение и мученическую кончину.

Два последних доклада, прочитанные руководителем паломнической службы Соловецкого монастыря Мариной Васильевной Осипенко и сотрудником соответствующего отдела Высоко-Петровской обители Еленой Григорьевной Балашовой, были посвящены вопросам методики проведения паломнических экскурсий в свете рассказа о подвиге новомученников и исповедников.

Главным, по мнению докладчиц, в этом рассказе должно стать попытка «личного» знакомства посетителей, как из числа светских, так и верующих людей с теми, кто пострадал за веру. Этому делу могут служить, как продуманный рассказ о событиях жизни, так и некая материализация их мистического присутствия в виде демонстрации личных предметов и богослужебное поминовение.

Логическим завершением работы Круглого стола стало приобщение собравшихся к образу преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и мученика Севриана, написанного послушником, а затем и постриженником Соловецкого монастыря – иеромонахом Иларием Лыров, который, отказавшись от сотрудничества со следствием, был расстрелян в Сыктывкаре в 1937 году. Икона уже несколько лет назад была приобретена одним из жертвователей Соловецкой обители С. А. Глотовым, но лишь недавно стала объектом научного исследования. Его результатом стала идентификация автора, а также знакомство с его трагической и, одновременно, славной судьбой.

Поблагодарив докладчиков и собравшихся, архимандрит Порфирий в своем итоговом слове, отметил, что хотя в настоящее время паломничество по святым местам, связанным с подвигом новомучеников и исповедников Российских, существует и развивается, но по целому ряду причин не пользуется повышенным вниманием со стороны паломников и организаторов паломнических путешествий.

Практически все выступающие говорили о нехватке информационного обеспечения темы новомучеников. Во-первых, не состоялось еще церковно-историческое осмысление этого периода. Тема советских гонений на Церковь стала открытой для обсуждения только в течение последних 20 лет, и в это же время появился частичный доступ в архивы, большая часть которых до сих пор остается закрытой. Во-вторых, многие пострадавшие за Христа, а также известные и почитаемые подвижники благочестия советского периода пока не канонизированы, из-за недостаточности имеющихся документированных сведений об их подвиге. В-третьих, и об уже канонизированных новомучениках и исповедниках Российских нелегко найти подробную информацию, касающуюся их жизненного пути, трудов, связанную с их почитанием по местам служения или местам страданий. По всем этим направлениям ведутся исследовательские работы. Желательно было бы иметь специальный сайт, на котором бы эта информация была представлена в удобной форме как для исследователей так и для любителей церковной истории и агиографии. Хорошим примером широкомасштабного проекта церковного осмысления темы новомучеников стала выставка ПСТГУ «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», было бы очень полезно сделать доступным её электронный каталог (с фотографиями предметов и текстами документов) в сети интернет.

Необходимо создание паломнической музейно-информационной инфраструктуры: памятных знаков, памятных храмов, церковных экспозиций и мемориальных комплексов, посвященных рассказу о жизни и подвиге новомучеников и исповедников Российских. Нужна внутрицерковная поддержка на уровне епархиальных архиереев местных инициатив по созданию церковных музеев и экспозиций о новомучениках. Необходимо поддерживать на местном и епархиальном уровне попытки мемориализации памятных мест (в том числе мест жизни, обучения, служения новомучеников), уделяя особое внимание местам захоронения жертв массовых репрессий и братским могилам узников ГУЛАГа. Участникам круглого стола представляется целесообразным создание Сообщества православных музеев и мест памяти пострадавших в эпоху гонений, как научно-методического консультативного объединения.

Перспективным видится создание печатных и электронных информационных ресурсов: карт, буклетов, путеводителей, книг, мартирологов и баз данных, информирующих о святых местах, связанным с подвигом новомучеников и исповедников Российских, и возможных тематических маршрутах их посещения. В этой связи как положительный опыт был отмечен проект Мемориального центра при Храме Новомучеников и Исповедников в Бутове по созданию карты служения новомучеников Бутовских в храмах Московской епархии, публикация которой церковными издательствами представляется весьма актуальной.

Важным является проведение богослужений, крестных ходов, паломничеств и научных экспедиций в святых местах, способствующих распространению информации о них. А также, публикация отчетов о паломничестве в святые места в виде отдельных печатных и электронных публикаций, книг, видео-сюжетов и документальных фильмов, рассказывающих как о самих паломнических поездках, как некой форме духовного делания, так и о святых местах, которые в рамках этих поездок посещаются.

Возможно, что одним из источников финансирования перечисленных инициатив, могло бы стать выделение церковно-музейных и информационных проектов связанных с увековечением памяти новомучеников и исповедников Российских в рамках социально-благотворительного проекта «Православная инициатива» в отдельное направление грантовой поддержки православных инициатив на ближайшие годы.

Достижению, указанных целей соответствуют следующие задачи по сбору информации от епархиальных паломнических служб о разработанных паломнических маршрутах по местам, связанным с подвигом новомучеников и исповедников Российских. Обращение к епархиальным паломническим службам с предложением об организации ознакомительных поездок для сотрудников других паломнических служб по этим маршрутам и по маршрутам более широкой тематики с акцентом на места памяти новомучеников (по возможности включать тему новомучеников в обзорные экскурсии по городам, монастырям, храмам).

Необходима методическая поддержка разработки паломнических экскурсий по местам памяти новомучеников, с целью донести до паломников смысл подвига исповедничества и мученичества за веру, о Промысле Божием, попускающем страдания за Христа и страданий неверующих людей. Для разработки содержания экскурсий данной тематики пригласить в качестве консультантов сотрудников епархиальных комиссий по канонизации и церковных исследователей, занимающихся изучением данной темы. Издание рекомендаций сотрудникам паломнических служб, содержащих выверенную информацию о значении почитания новомучеников и исповедников, о смысле и правилах их канонизации. Обратиться к вновь созданному Совету по увековечению памяти новомучеников с просьбой организовать подобное сотрудничество на епархиальном уровне.

Ключевым является развитие и поддержка приходского паломничества, как формы духовного делания. Всемерное поощрение участия священнослужителей в паломнических поездках (предоставление дополнительных отпусков со стороны епархий, предоставление финансовых льгот и достойных условий пребывания со стороны паломнических служб), создание условий для совершения богослужений (литургического поминовения, молебнов, панихид) на святых местах.

Тип: Рождественские чтения
Место: Москва