Митрофан (Баданин), иг. Духовный потенциал темы новомучеников и исповедников дома Романовых и возможности его раскрытия в ходе паломнических поездок

3 февраля 2013 г.

26 января 2013 года в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством наместника и игумена Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия прошел круглый стол на тему «Паломничество по святым местам, связанным с подвигом новомучеников и исповедников Российских». На этом круглом столе с докладом «Духовный потенциал новомучеников и исповедников дома Романовых и возможности его раскрытия в ходе паломнических поездок» выступил клирик Мурманской епархии игумен Митрофан (Баданин).

Тема, заявленная мной для обсуждения на этом круглом столе, конечно же, неразрывно связана с отмечаемым в этом году 400-летием Дома Романовых. Мы не можем пройти мимо этой даты, не отдав должное исторической роли этой монархической династии неразрывно связанной с судьбой России, с ее достижениями и неудачами, триумфами и трагедиями. Это необходимо для того чтобы полноценно осознать масштаб наших духовных и людских потерь XX века, вспомнить «Россию, которую мы потеряли». Особую значимость этому юбилею придают факты канонизации многих членов Семьи Романовых и многочисленные случаи мученической кончины большинства представителей династии в завершающий период ее правления.

При этом надо понимать, что вообще разговор о представителях Российского императорского дома имеет по определению особый статус, поскольку напрямую связан с данью уважения ко всей нашей Российской истории. Тем более это связано с необходимостью воздаяния нашего сыновнего долга людям, которых Господь избрал стать неотъемлемой и существенной частью исторических судеб нашей страны в ушедшем XX веке, которые подчас во многом являлись лицом той трагической эпохи событий, символом катастрофических перемен.

Я не буду подробно касаться тех достаточно освоенных и уже общеизвестных маршрутов паломничества к местам мученических подвигов прославленных в лике святых Царской семьи и Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Это район, так называемой, «Уральской Голгофы» – Екатеринбург, Алапаевск, Пермь. Монастыри и храмы, воздвигнутые на крови Царственных страстотерпцев и мучеников готовы сделать, и делают все возможное, дабы каждый не равнодушный к судьбе России мог помолиться в этих святых местах. Это Ново-Тихвинский монастырь Екатеринбурга и Храм-на-Крови, воздвигнутый на месте убийства Царской Семьи, здание «Напольной» школы, где в 1918 году содержались свв. великая княгиня Елизавета Феодоровна, инокиня Варвара и иные Алапаевские мученики. Монастырь Новомучеников Российских на месте шахты, в которую они были сброшены в июле 1918 года. Монастырь святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме с Поклонным крестом у шахты, где были сожжены тела святых Царственных страстотерпцев и верных им слуг.

Конечно же, местами паломнического поклонения могут быть и Феодоровский Государев собор в г. Пушкино, место особых духовных и молитвенных подвигов Царственных страстотерпцев в последние годы их правления, перед принятием мученического венца. В нижнем пещерном храме преподобного Серафима Саровского Император Николай II неизменно молился в дни говения Великого поста. Царская семья на службах стояла на правом клиросе. Императрица для сугубых молитв проходила в отдельную молельню устроенную рядом с алтарем.

Для почитателей памяти Великой княгини Елизаветы Феодоровны, безусловно, особую духовную радость принесет посещение Марфо-Мариинской обители милосердия, восстановленной в Москве, на улице Большой Ордынке. И уж, несомненно, эта радость будет преизобильной, для тех, кого Господь сподобит поклониться честным мощам этой великой угодницы Христовой, кои почивают в церкви Марии Магдалины женского Гефсиманского монастыря, что в Иерусалиме.

В то же время я хотел бы коснуться и менее известных маршрутов паломничества и иных направлений благочестивых размышлений о том, духовном богатстве, что оставили нам мученики Дома Романовых.

Мурманская Епархия, где Господь сподобил меня служить, одна из самых Северных епархий России, и память о Романовых в ней неотделима от самой столицы Кольского края – города Мурманска. Город, основанный царем страстотерпцем Николаем II, как город памятник династии – «Романов-на-Мурмане» нуждается в восстановлении исторической справедливости. Это не только, и не столько лишь вопрос возвращения названий городу или улицам, это в первую очередь возвращение Кафедрального собора, основанного в 1916 году, и на фундаменте которого стоит традиционный ДК «Кирова». Речь не идет о сносе этого здания, а о строительстве нового Кафедрального собора.

Малая церковь «Спаса-на-Водах» входящая в состав Кафедрального комплекса уже действует и память Царственных страстотерпцев в ней свято чтится. Особо следует отметить, что эта Мурманская церковь восстанавливает облик и имя того, взорванного в 1932 году в Ленинграде храма-памятника героям Цусимы и всем морякам, погибшим в морских сражениях. «Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков», – собственноручно начертал 22 ноября 1908 года император на докладе П. А. Столыпина. Большинство Великих князей участвовали в сборе пожертвований на строительство того храма.

Другим местом памяти Семьи Романовых является возрожденный из небытия Трифонов-Печенгский монастырь. Уничтоженный шведами в конце XVI века, монастырь был возрожден в XIX веке при непосредственном участии Дома Романовых. И Великая княгиня Елизавета Федоровна и многие Великие князья оказывали монастырю материальную помощь и всяческое содействие. Император Николай II проявлял особое внимание и заботу об этом форпосте Православия на Крайнем Севере. Об этом свидетельствует исключительный факт – настоятель монастыря архимандрит Ионафан дважды в 1899 и 1907 годах удостаивался чести быть принятым государем Николаем II и иметь с императором продолжительную беседу. В дальнейшем монастырь, оказавшийся на территории независимой Финляндии и благополучно пережив революционное лихолетье, был полностью уничтожен в ходе Петсамо-Киркенесской операции в 1944 году.

Русская Православная Церковь МП исключительно ответственно относясь к вопросам возможности прославления тех или иных кандидатов из числа пострадавших от безбожных властей, сочла возможным прославить в лике святых представителей Дома Романовых – Царскую семью последнего Императора и Великую княгиню Елизавету Феодоровну.

В тоже время, как известно, в РПЦЗ в 1981 году были канонизированы и иные представители Дома Романовых претерпевшие мученическую кончину от безбожных властей после 1917 года. Являясь местночтимыми святыми РПЦЗ, эти новомученики также подчас являют нам добрые примеры достойного перенесения страданий и принятия венца мученического. Вопрос о возможности включения их имен в общецерковные святцы находится на рассмотрении Синодальной комиссии по канонизации.

Так, например, среди Алапаевских мучеников наряду с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной вместе со своими братьями принял тяжкую кончину в шахте Князь Императорской крови Иоанн Константинович Романов. И лишь только сейчас нам открылись документы, свидетельствующие о том, что князь Иоанн к этому моменту уже месяц, как был в священном сане. Будучи высланным из Петрограда в Вятку, он успел до своей мученической кончины послужить в соборе святого благоверного князя Александра Невского. Надо понимать, сколь высок был духовный настрой князя и крепка его вера, чтобы в наступившее время жестоких гонений не испугаться принять сан священника и закончить свою жизнь венцом священномученика.

Отдельное место среди новомучеников Царской семьи занимает личность брата Царя Страстотерпца Николая II, Великого Князя Михаила Александровича Романова, фактически последнего российского императора Михаила II. Истории жизни этого замечательного представителя династии Романовых посвящена моя последняя книга «Икона Великого князя». В ней речь идет о семейном предание о Великом князе и об образе Божьей Матери написанном в 1888 году монахами Казанской Богородицкой Площанской пустыни, Орловской епархии в память о чудесном спасении в железнодорожной катастрофе семьи императора Александра III. В дальнейшем эта икона принадлежала младшему сыну императора – Великому князю Михаилу Романову.

Икона эта являет «меру и подобие» чтимого с начала XVII века чудотворного образа Божией Матери «Казанской-Площанской», подаренного монахам пустыни первым Царем династии Романовых Михаилом Федоровичем, и утраченного при разорении монастыря в 20-е годы прошлого столетия. Таким образом, если бы не этот сбереженный чудесным образом список, мы на сегодня не знали бы, как выглядела та особо чтимая на Орловской и Брянской земле, да и во всей средней полосе России икона Божией Матери «Казанская-Площанская».

В 1917 году при разгроме дворца Великого князя Михаила Александровича в Петрограде революционными матросами, его молельная икона была спасена от поругания управляющим дворца Пименовым Степаном Никитичем, моим прадедом, и в дальнейшем тайно сберегалась в нашей семье, во флигеле дворца.

Как известно, Великий князь Михаил Александрович первым из царской семьи принял мученическую кончину 12 июня 1918 года, в Перми.

В 1959 году икона была пожертвована нашей семьей в Серафимовскую церковь, что на Серафимовском кладбище Санкт Петербурга.

Познакомившись ближе в ходе написания книги с личностью Великого Князя, с историей жизни этого замечательного человека и его удивительным внутренним миром, я понял, что совершенно необходимо рассказать об этом несколько подробнее. Знакомство с окружением Великого Князя и духовной основой мировоззрения этих людей лишь укрепило в решимости постараться приблизиться к тому, ныне безвозвратно потерянному, миру лучших представителей России, миру людей, выросших и воспитанных в тысячелетней традиции Православной веры.

Потому, называя эту книгу «Икона Великого Князя», я под словом «Икона» имел в виду уже нечто большее, чем лишь упомянутый выше образ Божией Матери Казанская, принадлежавший Дому Романовых.

«Икона», – как сама суть духовного мира Михаила Александровича, как его нравственный идеал и объект глубоких сердечных привязанностей, как некий обобщенный образ веры и смысла жизни человека.

Книга дает обширный материал для формирования новых маршрутов паломничества к местам почитания памяти Великого князя и дорогих ему людей. Это, конечно, в первую очередь касается возможности поклонения Романовской «Казанской-Площанской» иконе Божьей Матери, что прибывает в правом пределе Серафимовской церкви, что на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Это и место проживания Великого князя в Санкт-Петербурге, – дворец на Английской набережной, дом 54, ныне Дом культуры всероссийского общества глухонемых, покровителем которого Михаил Александрович являлся до революции.

Большая степень почитания памяти Великого князя отмечается сейчас на Брянской и Орловской земле. Имение князя в Брасово в Брянской области до революции представляло собой обширный образцовыйсельскохозяйственный и промышленный комплекс со множеством производств. Необычайной красоты парк с развитой системой прудов и изящных строений.

В непосредственной близости от Брасово находится и знаменитый мужской монастырь Казанской Богородицкой Площанской пустыни, Орловской епархии благодетелем которого являлся Великий князь Михаил Александрович. В этом монастыре в свое время подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик преподобного Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин), будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), будущий святитель Игнатий (Брянчанинов). В день памяти Великого князя 12 июня стало традицией проведение Крестного Хода по маршруту от монастыря до места имения Князя. В прошлом году на месте сгоревшего в Великою Отечественную войну дворца был установлен памятный камень с надписью и отслужена панихида.

Отдельная тема почитания памяти Великого князя связана с местом его мученической кончины под Пермью в районе Мотовилихинских заводов. В ночь с 11 на 12 июня 1918 года Михаил Александрович был похищен из гостиницы Королёвские номера в Перми и убит вместе со своим секретарём и другом Николаем Джонсоном группой местных чекистов и милиционеров. В Перми проходит традиционная ежегодная научно-историческая конференция, посвященная памяти Великого князя, а также многотысячный Крестный Ход в день его мученической кончины.

Возрастает память о Великом князе как о командире легендарной «Дикой дивизии» – Кавказской туземной конной дивизии, сформированной с началом войны 1914 года из добровольцев-мусульман, уроженцев Кавказа и Закавказья, которые по российскому законодательству не подлежали призыву на воинскую службу. Героический путь этой «самой боеспособной фронтовой единицы (1915 г.)» неразрывно связан с ее бесстрашным командиром, в которого были влюблены все всадники-горцы. Осенью прошлого года в благодарность своим героическим предкам нынешняя ингушская власть установила большой конный памятник Ингушскому полку Дикой дивизии в мемориале памяти и славы г. Магаса. Впереди с шашкой наголо ведет в атаку своих всадников брат царя Великий князь Михаил Александрович.

«Я до конца моих дней буду гордиться тем, что был начальником горных орлов Кавказа, отныне столь близких моему сердцу», – писал с фронта Великий князь Михаил.

Есть еще одна точка на карте Европы, где память Великого князя может быть достойно почтена – это Париж.

Дело в том, что мы так и не знаем достоверного места последнего упокоения Великого Князя Михаила Александровича Романова, где можно было бы почтить его память. Неоднократные поиски захоронения, предпринятые в районе Пермской «Мотовилихи», результатов не дали.

Но у нас есть могила его законных жены Натальи Сергеевны и сына Георгия – его плоти и крови. Для каждого христианина Таинство церковного Брака означает «венчание в плоть единую». Другими словами, Михаил и Наталья, соединившись в Браке, стали «два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10. 8–9).

Потому статус могилы на кладбище Пасси, что близь площади Трокадеро, много выше, чем тот, о котором свидетельствует надгробная надпись. Здесь, в центре Парижа, мы можем полноценно поклониться не только самым дорогим для Великого Князя людям, но и самому Михаилу Александровичу Романову. Кто знает, может быть, в том и состоит Промысл Божий, не открывающий нам места могилы на Сибирском тракте Перми и призывающий всех приехать и помолиться здесь, в Пасси.

И, конечно же, еще раз вспомним о молельной иконе Великого Князя, «Казанская-Площанская», что ждет к себе каждого радетеля памяти Семьи Романовых, и никто не уйдет от нее не утешенным. Вспомним этот удивительный ее трехсотлетний путь от первого царя Дома Романовых Михаила I, благословившего этой иконой Площанскую пустынь, до последнего царя Дома Романовых Михаила II, молившегося у этого образа до самого убытия своего Крестным путем к мученической кончине.

Тип: Рождественские чтения
Место: Москва