-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
9 апреля 2013 г. Точка отсчета для Сарова – Соловки
3 апреля для студентов и преподавателей СарФТИ НИЯУ МИФИ состоялась лекция соавтора выставки «Соловки: Голгофа и Воскресение», историка, исследователя Соловецкого наследия, Вячеслава Павловича Столярова – «Соловки в современной культуре».
В Сарове 1 апреля открылась выставка «Соловки: Голгофа и воскресение». В. П. Столяров – ее создатель, автор большей части контента. Исследованию духовного и культурного Соловецкого наследия посвятил значительную часть жизни. С начала 2000-х защищал Соловки от превращения во «всемирный туристический рай», убеждая власть имущих, что Соловки – это, в первую очередь, русская святыня.
Лектора, своего друга, представил аудитории член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, помощник директора РФЯЦ-ВНИИЭФ, Дмитрий Владимирович Сладков. В СарФТИ Вячеслав Павлович читал второй раз. Только между лекциями получился большой промежуток – почти семь лет. Хотя разговор, по сути, один и тот же – о традиционных ценностях. О том, что знать их необходимо, что они для нас – точка отсчета, позволяющая ориентироваться в современной жизни.
Сама я – человек уже взрослый, поколение мое – где-то посередине между Вячеславом Павловичем и студентами, к которым он пришел. И человек я верующий и воцерколенный, как и он, а среди собравшихся только пятеро открывали Библию (так показал опрос в начале лекции). Поэтому восприятие происходящего, конечно же, разнилось. Мне показалось, что лекция была стройной и логичной, что главная ее тема была хорошо раскрыта, что лектор применял интересные и неординарные подходы. Студентам же (хочется надеяться – не всем) показалось иное. Вот, например, такие слова: «Не понравилось… Информация изложена сумбурно и не систематизировано. При прочтении любого источника в Интернете количество полезной информации было бы больше».
Что тут спорить, ведь у всех разные критерии полезности. А они потому и разные, что отличаются точки отсчета. О чем и повел речь необычный лектор.
В. Столяров коснулся книги Бытия – истории первого братоубийства Каином Авеля, за что был проклят. Рассказал о том, чем во многом является монастырь – «инструментом восхождения к Богу». Об основателях Соловецкой обители и о том, как монастырь на заброшенных островах – «на краю жизни и смерти» – стал просветителем сурового северного края, фактически присоединив эту территорию России. И территорию немалую, равную двум областям или одной республике.
«Как управлять таким государством, с суровым климатом, с жителями, говорящими на разных языках (на побережье Белого моря жили саамы, финны, ненцы, а шведы и норвеги тоже считали эту землю своей)?» – спросил лектор. «Строить крепости!» – ответ из аудитории. «Ну, тогда ты будешь сидеть в крепости, вокруг которой враги», – реагирует Столяров. Монастырь поступает иначе. Он защищает северные народы от вторжения иностранцев, желавших их научить азартным играм и споить – выходят указы (Царя Иоанна Грозного по предложению игумена Соловецкой обители свт. Филиппа Колычева) «не играть в зерн», «вышибать торговцев спиртными напитками». Идет строительство церквей по побережью. Дети северных народов обучаются в монастыре грамоте, иконописи, строительству и другим полезным профессиям. Все народности начинают общаться на русском языке, приобщаются к православной культуре. Север крепнет. Поморы доходят на своих судах до Америки.
Трагична русская история. Этих страниц также коснулся В.Столяров. Он затронул темы – опричнины и гибели свт. Филиппа, Соловецкой осады и церковного раскола – очень кратко, поскольку каждая заслуживает отдельного рассмотрения. Но они были необходимы в контексте лекции. Каждый человек получает воздаяние за свои поступки. И особо велика ответственность помазанника Божия – Царя, поскольку от Бога ему вручена судьба народа. Поэтому печальны последствия правления Ивана Грозного царя для его потомков (пресечение династии). И для императора Петра Первого, который, запретив судостроение и принятие иностранных флотов в портах Беломорья, фактически разорил русский север и поморские народы. Духовника своего – будущего святого Иова Голгофского – слушаться не хотел, сослал его на остров Анзер Соловецкого архипелага. Итог – ранняя смерть, сестры и супруга насильно пострижены в монахини, сын Алексей умер в тюрьме. Династия под угрозой, в России зарождается революция.
И все-таки духовная мощь Соловецкой обители так высока, что монастырь разоренный после «соловецкого бунта», снова возрождается. В 19 веке на «острова спасения» стремится попасть каждый, как на Афон, как на Святую землю. К началу 20 века на Соловках работает своя метеостанция, судостроительный док, типография, художественные мастерские, гидроэлектростанция. У Соловков своя печать, свои флаги. Это целая духовная республика. Однако приходит революция. Это новая страница. Это СЛОН (соловецкий лагерь особого назначения). Кровавая мельница.
Вячеслав Павлович постарался донести до аудитории, в чем корни революции, которая смела многие достижения российского государства, уничтожила миллионы жизней, причем лучших людей… Он подошел к этому с позиций Библии. С тех незапамятных времен, когда Каин убил своего брата и земля возопила об этом к Богу, когда Каин был обречен скитаться, так как не мог уже питаться от земли, человечество разделилось на сынов Каина и сынов Божиих. На тех, кому не дорога родная земля (вернее никакая земля не родная), кто паразитирует на труде других, и иных – тех, кто может обрабатывать землю, кто способен затосковать по родине, кто ищет высший смысл бытия и стремится жить по заповедям Божиим.
Непростой вопрос, соглашусь. Племя Каиново и племя сынов Божиих… Одна культура борется с другой культурой. Можно ли утверждать, что все человечество делится на эти две противоположные по внутреннему устроению души группы? Тогда, если ты родился в роду Каиновом, уже обречен быть таким? На мой взгляд, это разделение не по крови (не по родству), а по духу. В каждом из нас живет Каин, но мы можем стать сынами Божиими, если принимаем иной взгляд на мир.
Итак, Соловки – как точка отсчета. Точка отсчета для чего? Для понимания мировоззрения наших предков, для понимания святыни вообще и обретения своей святыни в частности. Этим и завершилась лекция – Вячеслав Павлович обратил внимание слушателей на то, что происходит в нашем родном городе: саровская святыня лежит, рассеченная пополам. Дорога через монастырь прошла в советское время, но и сейчас по ней ездят машины. Содрогается уникальный подземный комплекс. Но главное – воспроизводится то, советское, отношение к святыне – попрание ее. На примере Соловков В. Столяров показал, что излучаемый монастырем духовный свет может преображать все вокруг, укреплять, развивать, возносить. А что может поруганная святыня? Ведь сначала Свет должен накопиться, налиться, как вода в чашу. Но чаша – разбита.
Многие саровчане против того, чтобы замкнулся контур монастыря, потому что «не удобно будет ездить». Но это – логика каинова племени, как ни неприятно это осознавать. А не хочется быть в их числе…
Так что лекция, особенно ее концовка, вызвала неоднозначную реакцию. На мой взгляд, аудитория была неоднородна, мнения разделились. Были, например, такие вопросы:
«Кто сегодня скупает Соловки?» – «Сегодня уже никто – отбились, но опасность все же есть».
«Как распространяется свет от монастыря?» – «Как вода переливается из переполненной чаши».
«Правда, что на Соловках выращивали виноград?» – «Не только виноград, но и дыни, и арбузы, и различные реликтовые растения с Тибета».
«Вы считаете, что проезд через наш монастырь надо закрыть, все храмы построить и запустить паломников?»
Вячеслав Павлович ответил следующим образом: «Храмы строить – это вопрос. А замкнуть контур надо. Тогда в Сарове мы получим точку отсчета. Для всех. А те люди, которые сегодня живут здесь и страдают от техногенной среды (в кварталах – каменных джунглях) найдут в монастыре место, где сможет отдыхать и приходить в себя их душа. Ведь монастырь – это духовная лечебница…»
Лекция завершилась. А как ответит на этот вопрос каждый из нас?
Тип: Публикации о Соловках
Место: Саров
Издание: Сайт Православный Саров