-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
29 июня 2013 г. Дмитрий Сергеевич Лихачев и Соловки
Интервью с заместителем директора Соловецкого музея-заповедника по экспозиционному и информационному обеспечению Олегом Геннадьевичем Волковым.
– Олег Геннадьевич, не могли бы Вы рассказать о том, как судьба Дмитрия Сергеевича Лихачева связана с Соловками?
– Самым тесным образом. Еще совсем молодым человеком, в возрасте 22 лет, он был арестован в Ленинграде за участие в студенческом кружке «Космическая Академия наук», осужден по ст. 58 п. 2 УК РСФСР и в конце 1928 г. направлен в заключение в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился до ноября 1931, когда с основной частью соловецких заключенных он был переведен на строительство Беломорско-Балтийского канала (ББК), организованного в качестве подразделения Соловецкого лагеря.
На Соловках Дмитрий Сергеевич участвовал в деятельности Соловецкого общества краеведения (СОК), работал в Криминологическом кабинете (КримКаб), помогал создавать первую в стране внутрилагерную трудовую колонию для подростков. В условиях лагерного заключения он занимался научной работой и опубликовал свои первые научные статьи «Воровской обычай игры в карты», «Черты первобытного примитивизма в уголовной среде», «Арготические слова профессиональной речи» в лагерном журнале «Соловецкие острова». Позднее Дмитрий Сергеевич не раз подчеркивал, что считает Соловки своим главным университетом, предоставившим ему возможность общаться с выдающимися учеными, деятелями культуры, архипастырями Русской Православной Церкви, находившимися в заключении на Соловках. Глубокий интерес Дмитрия Сергеевича к истокам русской культуры и словесности во многом был порожден опытом пребывания в стенах одного из древнейших и значительных российских монастырей.
Уже став маститым ученым, возглавив сектор древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом), Дмитрий Сергеевич одним из первых в Советском Союзе поднял вопрос о возрождении памятников Соловецкого архипелага. В июле 1966 он участвовал в научной конференции в г. Архангельске «Памятники культуры Русского Севера», на которой выступил с докладом «Задачи изучения Соловецкого историко-культурного комплекса». В этом докладе была предложена программа изучения Соловецких островов, природных и историко-художественных ценностей архипелага. Итоги этой работы были подведены в коллективной монографии, вышедшей под общей редакцией Д. С. Лихачева (Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980). Дмитрий Сергеевич стоял у истоков создания Соловецкого музея-заповедника, передал в фонды музея свои личные вещи, принял живейшее участие в научном и профессиональном становлении первого директора нашего музея – Светланы Васильевны Вереш.
– Соловецкий музей-заповедник сегодня рассказывает своим посетителям о той роли, которую Д. С. Лихачев сыграл в становлении музея и о месте, которое Соловки заняли в судьбе самого Дмитрия Сергеевича?
– Вещи, подаренные Дмитрием Сергеевичем нашему музею, показываются на экспозиции «Соловецкий лагерь и тюрьма. 1923–1939», открытой несколько лет назад в одном из лагерных бараков. К сожалению, тематическая структура этой экспозиции, целью которой, по замыслу ее авторов, являлось представление общих исторических, хронологических и статистических данных о Соловецком лагере, и ограниченность экспозиционного пространства не дали возможности рассказать о судьбах отдельных заключенных – ведь через Соловецкий лагерь прошел цвет нашей нации. Мы постарались восполнить этот пробел, по крайней мере, по отношению к Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, посвятив ему большой раздел на нашей передвижной выставке «Соловки. Голгофа и Воскресение. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем России», которая экспонируется в регионах России. Этот раздел был создан с помощью Института русской литературы РАН, Фонда им. Д. С. Лихачева, Музея истории школы Карла Мая и Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В нем представлены архивные документы, фотоматериалы, личные вещи великого петербуржца, связанные с пребыванием на Соловках и его заботой о возрождении Соловецкого наследия, демонстрируется фильм «Крутые дороги Дмитрия Лихачева», в котором Дмитрий Сергеевич рассказывает о своем пребывании на Соловках. Благодаря нашей выставке, о глубоких связях Дмитрия Сергеевича с Соловками узнали тысячи жителей Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Сарова, Петрозаводска. Сейчас наша выставка демонстрируется в Государственном музее А. С. Пушкина в Михайловском (Пушкинские Горы).
– Сотрудники нашего музея отыскали т.н. «Лихачевский камень» – большой валун, на котором Дмитрий Сергеевич и другой соловецкий заключенный, Короленко, выбили свои имена в конце 1920-х гг. – об этом Дмитрий Сергеевич написал в своих воспоминаниях.
– Кроме того, я думаю, что лучшей памятью великому российскому ученому является продолжение его научного дела, которое он начал, организовав Сектор древнерусской литературы в Институте истории русской литературы РАН. Мы поддерживаем самые тесные научные связи с Сектором. В 2005 году на Соловках проходило выездное заседание Сектора древнерусской литературы, организованное Институтом русской литературы РАН и Соловецким музеем-заповедником при поддержке Фонда им. Д. С. Лихачева. В 2010 г. Соловецкий музей-заповедник и Соловецкий монастырь провели на Соловках научную конференцию «Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого монастыря», в которой приняли участие многие сотрудники Сектора древнерусской литературы. В будущем, 2014 году, Соловецкий музей-заповедник и Институт русской литературы РАН организуют на Соловках научную конференцию «Соловки в русской литературе и фольклоре» – ее хронологические рамки раздвинутся по сравнению с прошедшей конференцией, и в ней смогут принять участие исследователи русской литературы18–20 вв.
– Олег Геннадьевич, как бы Вы хотели видеть разработку темы «Д. С. Лихачев и Соловки» Соловецким музеем-заповедником в будущем?
Надеюсь, что когда-нибудь, когда у нас появятся новые экспозиционные площади, мы сможем организовать на Соловках тематическую экспозицию, посвященную памяти Дмитрия Сергеевича. Лучше всего это было бы сделать в 2016 году, когда будет праздноваться 110 годовщина рождения великого российского ученого. Надеюсь, что будут расширяться наши научные и творческие связи с Институтом русской литературы РАН и Фондом Д. С. Лихачева, с которыми мы предварительно договорились подписать комплексный Договор о сотрудничестве. А может быть (почему бы и нет?), когда-нибудь претворится в жизнь мечта Дмитрия Сергеевича, которой он не раз делился в частных беседах, о создании на Соловках Института соловецкой цивилизации.
Тип: Соловецкие лагерь и тюрьма
Место: Соловки
Издание: Сайт Соловецкого музея-заповедника