-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
7 августа 2013 г. Соловки? Только морем! Хорошо бы…
Когда мы говорим о поездке на Соловки, даже в расчет не берем, что из Архангельска на острова и обратно можно все же пройти морем. Оказывается, морское путешествие на архипелаг возможно.
Все испытания морского пути (туда – одним маршрутом, обратно – другим) прошел наш корреспондент. Посмотрел и посчитал.
На Соловки надо приходить морем! С этим все согласны.
Самолет – это все-таки для командировок. Дорого, не каждый день и планировать надо заранее, иначе билетов не достанется. А ехать надо тогда, когда надо. И возвращаться, когда все дела на островах сделаны. И в конце концов закаты с рассветами на Белом море стоит посмотреть. А это все – путь по морю.
Но путь этот из Архангельска на Соловки для людей, не имеющих своего плавсредства, может начаться только пять раз за сезон.
Именно столько рейсов с июня по сентябрь делает теплоход «Беломорье».
Все остальные дни теплого и не очень сезона путь морских путешественников лежит на железнодорожный вокзал, а оттуда в карельскую Кемь. 15 с половиной часов в прицепных вагонах к поезду Вологда–Мурманск.
Потом такси (300 рублей) или автобус до поселка Рабочеостровск. Там находится Кемь-порт с заветным причалом, откуда несколько раз в сутки уходят катера и теплоходы на Соловки.
Но есть нюансы. Поезд прибывает в Кемь в 13.21, а теплоход «Василий Косяков» отправляется в 8 утра, «Метель» – в 11. И даже «Сапфир» из Беломорска (это чуть ближе к Архангельску) – в 8.30. Обратно, кстати, такая же картина.
С Соловков «Метель» – в 16 часов, «Василий Косяков» – в 18, «Сапфир» – в 18.30. Ходу им с островов до материка около двух часов.
А поезд из Кеми отправляется в 7.15 утра следующего дня. Что делать туристу? Можно романтично провести ночь по дороге «туда» и ночь «обратно» на вокзале в Кеми. Послушать туристские песни в наполненном рюкзаками и байдарками зале ожидания. А вообще к услугам ночующих туркомплекс «Причал». Самый простой одноместный номер 1100 рублей. Всем выгодно – и перевозчикам, и хозяевам отеля. Тем более что они хорошо знакомы и отчасти это просто одни и те же люди. Как, например, ООО «Причал», занимающееся и размещением, и перевозкой.
Я все это хорошо знал, когда мне приспичило покинуть остров Большой Соловецкий 31 июля и вернуться в Архангельск. Хоть и жалко было той тысячи с небольшим рублей за ночевку, но маршрут Соловки – «Василий Косяков» – «Причал» – Кемь – Архангельск в уме уже сформировался. 800 рублей – теплоход, 1100 – ночевка, 300 – такси, 1200 – поезд. Ну и питание в пути… Поэтому что-то во мне дрогнуло, когда у Тамариного причала сразу за «Косяковым» я увидел теплоход «Беломорье». Его тут не должно было быть. По расписанию он должен был уйти 28 июля.
Около лееров курил мужчина в бейсболке, который с готовностью сообщил, что «Беломорье» отходит одновременно с «Косяковым» в 18 часов. Что места есть, но лучше занять, бросив вещи. Из удобств – мягковатые койки в два этажа, обтянутые дерматином, откидной столик на переборке с соседней койкой, туалет и кипятильник. И что сам он не матрос, а тоже пассажир.
Кормить не будут. Белья нет. Билет 2000 рублей. Насчет еды – это было своевременно.
До отхода полчаса. До Архангельска – сутки и три часа хода. Можно и проголодаться.
Пришлось очень-очень быстро бежать в неблизкий магазин. Быстро отовариваться у неторопливой продавщицы и, размахивая пакетом с растворимой вермишелью, бежать обратно на причал. Успел. Теплоход отчалил, гуднул и развернулся носом от соловецкого берега. Очень скоро, тоже с гудком, нас по правому борту обогнал облепленный пассажирами «Василий Косяков» и, набирая скорость, пошел в Кемь.
А мы направились в Пушлахту. Это деревня на северо-западной оконечности Онежского полуострова.
«Беломорье» – не круизный теплоход. Он совершает регулярные рейсы по населенным пунктам на Летнем и Зимнем берегах Белого моря. До Пушлахты – Соловков и до Кеми соответственно. Теплоход в 2000 году был переоборудован из грузового судна грузоподъемностью 150 тонн. Проще говоря, на палубу приварили два морских контейнера, переоборудованные под пассажирские модули по 18 мест в каждом. Иллюминаторы, два выхода, электрообогреватели, упомянутый кипятильник, туалет и умывальник в каждом.
В нашем случае теплоход шел полупустым. Из-за шторма 25–26 июля он вышел из Архангельска позже и шел не по расписанию. И я вовсе не ожидал увидеть его на Соловках. К слову, на островах мне нигде не встретилось ни одного упоминания о «Беломорье». В «Центре гостеприимства», куда со всеми вопросами обращаются туристы на Соловках, тоже ни словом не упомянут прямой рейс на Архангельск. Зато повсеместно приклеено расписание «Василия Косякова» и других карельских судов.
Набегавшись по островам, я уснул через час после отхода «Беломорья» от причала и пропустил тот момент, когда знающие пассажиры брали в аренду одеяла. Стоит это 50 рублей. Еще 100 рублей – залог. Проснулся в ночи, кутаясь в свою куртку. В сумерках грохотала якорная цепь. Пушлахта.
Двое путешественников извлекают огромные рюкзаки из багажного контейнера на палубе. От теряющегося во мраке берега спешит моторка. Опустили в лодку рюкзаки, сами спустились с низкого борта теплохода. Моторка ушла к деревне. Звякая каждым звеном цепи, подняли якорь. Пошли в Золотицу.
Все время пути стоял штиль. Теплоход едва заметно покачивало на поверхности Белого моря. Еще на Соловках капитан сказал, что в Пертоминск заходить не будем, погода хорошая, поэтому в Архангельск прибудем часам к шести вечера вместо девяти. Часа в четыре утра встали на якорь у Летней Золотицы.
Погудели. Деревня спала. Никто никуда уезжать не собирался.
На Соловках была солнечная жаркая погода. Ночью в Белом море, несмотря на штиль, было очень холодно, градусов, наверное, восемь.
Пар от дыхания шел. Да еще небо заволокло тучами.
К утру в наших «пассажирских модулях» похолодало. Кто-то включил отопление.
Часам к девяти соседи запросыпались, потянулись к умывальнику и кипятильнику. Запахло вермишелью, колбасой и соловецким луком… Потом чаем с пряниками. Целый день перемещаться в контейнере по зеркально-глянцевому Белому морю довольно скучно. Пассажиры старались спать. Или читать. Или смотреть кино, пока не сядут батарейки в планшетах. У гражданина на ближайшей к выходу койке отлично получалось храпеть с перерывом только на поздний завтрак.
Меня крайне удивляет, что тихоходное судно «Беломорье» – единственная возможность без пересадок по морю добраться из Архангельска до Соловецких островов. Которые «жемчужина Беломорья» – подберите еще сами эпитеты, их много. Много было разговоров о восстановлении морского сообщения с архипелагом, но так пока ничего и не состоялось. Обычно ответ: невыгодно или: нет денег.
Но давайте посчитаем.
Вот смотрите: «Василий Косяков» каждый день завозит на архипелаг до 180 человек. Плюс «Сапфир» и «Метель». У монастыря есть свой флот, который тоже может человек 100 в сутки завезти из Кеми.
Получается, человек 500 каждый день платят деньги в Кеми, чтобы попасть на Соловецкие острова, при этом вынужденно останавливаясь в этом городке на ночевку.
Все поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Архангельска приходят в Кемь с 8.59 до 2.02. А теплоходы отправляются в 8.00 и в 11.00. Ночевка обеспечена. Больше повезло туристам из Мурманска, у них прибытие поездов с 20.22 до 8.46. То что владельцам теплоходов и отелей это крайне выгодно, – не наша забота. Видимо, в Карелии так принято.
Странно, что до сих пор никому не удается наладить удобное сообщение с архипелагом из Архангельска, не вынуждающее туристов и паломников терять время и деньги во время не нужных им остановок. Или, наоборот, помогающее туристам оставить некоторую сумму в музеях, магазинах и ресторанах Архангельска перед тем, как сесть на белый теплоход (паром? катер?) и часов через 15 (или 10, помните «Буковину» с «Татарией»?), зайдя в несколько поморских деревень или минуя их, оказаться у Тамариного причала на Большом Соловецком острове.
К слову, наше «Беломорье» на приливной волне успело в Архангельск даже раньше обещанных шести часов вечера. В 17.45 пассажиры уже перебирались по трапу на причал морского-речного вокзала Архангельска.
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Газета «Правда Севера» от 7 августа 2013 г.