Новости

В Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

26 июля 2019 г.
Фото пресс-служба СОММ, В Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

24–25 июля 2019 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга прошел круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мероприятии принимают участие монашествующие епархий Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, а также члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству.

Организаторами круглого стола выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, Комиссия Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга.

Божественную литургию в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря перед началом работы круглого стола возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

В президиуме собрания присутствовали: епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Солнечногорский Алексий; епископ Петергофский Силуан; игумен Варлаам (Дульский), руководитель отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии; игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга, секретарь Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга.

Вступительное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в первый день работы круглого стола зачитал епископ Петергофский Силуан. Обращаясь к монашествующим, глава митрополии напомнил о значении молитвы для избравших иноческий путь, отметив, что церковная и келейная молитва, а также возлагаемые на каждого насельника монастыря послушания должны быть распределены таким образом, чтобы сил и времени хватало на обе необходимые составляющие монашеского подвига. Молитвенное правило инока является литургическим продолжением церковной службы, но оно должно соответствовать духовному устроению человека и усиливаться по мере возрастания его как монаха. В завершение своего обращения к участникам круглого стола Его Высокопреосвященство пожелал им плодотворной работы.

Затем епископ Петергофский Силуан представил собранию свой доклад «Богослужения суточного круга как основной “средообразующий” фактор монастырской жизни». Владыка напомнил историю установления правила о совершении монашеских молитв, восходящую к Уставу преподобного Пахомия Великого (IV век). Жизнь монашествующих уже тогда всецело регламентировалась и упорядочивалась, в первую очередь, богослужениями суточного круга, притом, что примерно в то же время возникло и обязательное келейное правило. Постепенное формирование чинопоследований богослужений суточного круга находило все более яркое и подробное отображение в монастырских уставах, – отметил докладчик. Участие в богослужениях оказывалось тесно связанным с определенным послушанием монахов: например, по уставу преподобного Феодора Студита, в стихословиях Псалтири на службе не участвовали те, кому еще надлежало изучить эту священную книгу. Характерно, что для древнерусских монашеских общежитийных монастырей обязательное участие монашествующих в богослужениях суточного круга являлось настолько само собой разумеющимся, что даже не было необходимости специально отражать это в уставе. В XIX же столетии выполнение трудовых, хозяйственных послушаний уже позволяет братии, по благословению, пропускать часть служб. Участие в богослужении дисциплинирует и укрепляет монашеское братство, гармоничное распределение времени между послушанием и молитвой за богослужениями суточного круга уберегает жизнь инока от опасных крайностей, – подытожил свое выступление владыка Силуан.

Тему значения богослужения в развитии и благоустройстве жизни монашеских общин продолжил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил в докладе «О внутреннем приготовлении к богослужению». Доклад владыки был прочитан игуменом Варлаамом (Дульским), руководителем отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии.

Высокопреосвященнейший Даниил привлек внимание участников круглого стола к двум основным группам проблем, связанных с приготовлением священномонашествующего к богослужению. Первая проблема – «слишком будничное, автоматическое отправление богослужений». Монастырские богослужения должны служить для всех образцом. Для того чтобы этого достичь, братия монастырей, проходящих становление, должна иметь возможность посещать другие обители, где существует традиция, и участвовать в образцовых службах, где на деле «происходит одухотворение богослужения христианским духом». Служба должна быть «внутренне согретой» – это дает возможность братии почувствовать свое единение во Христе, – особо подчеркнул владыка. Благодаря усилиям, которые прилагает Синодальный отдел по монастырям и монашеству, ситуация замкнутости монастырей начинает постепенно меняться. Но, не имея подобного живого общения, в монастырях практически не знают, чем живет православное иночество и в мире, и даже в других епархиях. Очень важно, чтобы архиереи, игумены и игумении приглашали в обители людей со значительным духовным опытом, которые в беседах с насельниками могли бы «возгревать тепло и желание участия в службе», – отметил митрополит Даниил.

Вторая проблема – внутренние неустройства, препятствующие монаху отнестись к совершению службы как к центральному делу своей жизни. Владыка назвал среди них пренебрежение психологической совместимостью при установлении богослужебной чреды и назначении сослужащих; невнимание к физическому состоянию клирика, порой перегруженного тяжелыми послушаниями в дни совершения служб и не имеющего возможности внутренне подготовиться. Сама же подготовка должна обязательно включать в себя погружение в духовный смысл происходящего, а также грамотно поставленную исповедь, так как не секрет, что многие монашествующие в священном сане годами не исповедуются. С этим связано и формирование в монашеской общине обстановки доверия друг к другу. Последнее, на чем остановился владыка Даниил, – важность для неслужащей братии по возможности часто причащаться за Литургиями ежедневного круга.

Настоятель Свято-Косьминской пустыни Серовской епархии игумен Петр (Мажетов) свое выступление «О воспитании литургической культуры или о возрастании в познании Литургии как Таинства Царства» посвятил размышлению о том, что Литургия – это явление Христа. Молящиеся входят в общение с Ним и являются не зрителями, а участниками Таинства. Для иноков Литургия – это молитвенное раскрытие Таинства. Келейно монах приносит себя в жертву Христу, чтобы постичь сердцем Жертву, которую принес Спаситель за человека.

Отец Петр обратил внимание собравшихся на аспекты, касающиеся жертвоприношения иноков, которые созвучны Заповедям Блаженства. Своим монастырским служением – послушанием, отсечением воли – монах в течение дня по сути уготавливает себе право келейно принести себя в жертву Христу (блаженны нищие духом.., плачущие и кроткие)… Но мало иметь право, надо еще и возжелать быть принесенным в жертву (блаженны алчущие и жаждущие правды). Однако человек почти всегда чем-то пресыщен – радостями монастырской жизни или работой – и редко бывает голоден сердцем, но именно поэтому у него нет сил на молитву. По мысли отца Петра, для инока очень важно оставлять сердце алчущим Богообщения, не позволять ему пресытиться заботами и радостями дня. Ведь если человек не испытывает жажды, у него не появляется способности напрягаться ради внимательной молитвы или поклонов. Желание порождает способность, и нужно быть способным жаждать Божественной правды, желать Самого Христа в молитве.

Следующий аспект, рассмотренный докладчиком, связан с пониманием того, что такое жертва в молитве. У святых отцов много сказано о внимательной молитве. Способность молиться без помыслов, мечтаний и фантазий помогает человеку почувствовать, что он помилован после прошения «Господи, помилуй». Помыслы отходят, и сердце переживает состояние блаженства – блаженны чистые сердцем.

Еще один важный момент постижения взаимопроникновения Жертвы Христа на Литургии и жертвоприношения монаха – это решимость. Каждому из монашествующих в свое время Господь задал вопрос: «Чашу, которую Я пью, будешь пить?» – и тот, кто стал иноком, ответил на него утвердительно. Эта решимость неизбежно возводит человека на вершину Заповедей Блаженства, и он начинает понимать, что означает блаженны миротворцы, постигая мир внутри и вокруг себя. А пережив чувство близости с Богом, испытывает внутреннюю готовность быть изгнанным за правду или пройти через поношения от ближних.

Все это позволяет иноку раскрыть для себя Таинство Евхаристии, но часто он не может ответить Христу взаимностью, потому что его сердце холодно, а ум рассеян. Не может так признаться в любви Богу, как Бог признается в любви человеку. Христос ждет человека каждый день, но человек приходит к Нему раз в неделю и зачастую лишь для того, чтобы о чем-то попросить.

Подводя итог сказанному, игумен Свято-Косьминской пустыни подчернул главную мысль – монашествующие должны жить по-другому. По мнению докладчика, иноки – ближайшие родственники Христа, и если создать в монастыре подобающие условия жизни, душа каждого насельника в свое время сможет исполнить Заповеди Блаженства и насладиться Богообщением. Именно этому должны способствовать монастырская жизнь, келейное правило и Божественная литургия.

После выступлений участники круглого стола смогли задать вопросы докладчикам.

Во второй половине дня обсуждение вопросов монастырской жизни продолжилось в формате дискуссии на тему «Особенности монастырского богослужения: практические аспекты». В президиуме присутствовали епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря Москвы; иеромонах Давид (Легейда), начальник Смоленского скита Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря; иеромонах Феодорит (Саржинский), настоятель Санкт-Петербургского подворья Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря; игумения Антония (Минина), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря, игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря.

В своих сообщениях выступавшие рассмотрели вопросы, касающиеся современной практики совершения суточного богослужебного круга и Литургии, особых богослужебных чинов и их места в жизни монастырей, рассказали об особенностях уставов своих обителей и тех традициях, которые были восприняты монастырями, где сегодня подвизаются участники круглого стола. В ходе дискуссии присутствующие поделились положительным опытом формирования монашеских общин и высказали ряд предложений, касающихся развития современной монастырской жизни.

Второй день работы круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» начался с дискуссии по теме «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях».

В президиуме присутствовали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; епископ Солнечногорский Алексий; игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

Вел дискуссию митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор представил собранию доклад «О формировании “богослужебного сознания” монашествующих». Одной из центральных тем, затронутых владыкой, стала неразрывная связь монастырского богослужения с духовной жизнью подвижников.

«Именно в кельях монахов мы можем увидеть зарождение и развитие монастырского богослужения, – отметил архипастырь. – И ныне, говоря о содержательной стороне жизни монаха, мы вновь возвращаемся из храма в келью. Невозможно со всей серьезностью подходить к богослужению, не имея твердой основы в правиле келейном. Более того, то духовное сокровище, которое инок износит из храма, должно быть приумножено им в своей частной молитве, о чем прямо сказано в Положении о монастырях и монашествующих: “Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой”. Это развитие и стремление к более глубокому погружению в молитву есть наиважнейший столп, на котором строится духовное здание новоначального. Таким образом, богослужение неразрывно связано с духовной жизнью подвижника. Последняя немыслима без первого, как и первое без последней. Так, церковная служба является важнейшей частью мистической жизни инока, которая глубоко укоренена в литургическом опыте, переживаемом в богослужении».

Владыка Исидор напомнил слушателям слова преподобного Паисия Святогорца: «Церковь – это корабль. Кто-то может на нем спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он все равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперед и все пассажиры. Главное – находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме». Его Высокопреосвященство пожелал, чтобы это наставление было начертано на сердцах всех людей, желающих приобщиться к ангельскому житию в этой земной жизни.

Доклад епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава познакомил участников дискуссии с опытом организации монастырского распорядка дня на примере ряда обителей Тихвинской епархии. В самом начале владыка Мстислав подчеркнул, что монастырские правила, регламентирующие жизнь обителей и их насельников, имеют смысл только в том случае, если ими руководствуются исключительно для спасения души, для приведения братий и сестер к любви и духовному преуспеянию. Ни в коем случае они не должны быть направлены на подавление и уничижение личности монашествующего. Основой монастырской жизни является молитвенное и покаянное делание, этому должны быть подчинены все послушания, которые возлагаются на насельников, и не должны противоречить миссионерская, социальная, духовно-просветительская и иные виды внешней деятельности монастыря. Время для келейного правила необходимо четко прописывать в распорядке дня обители и в ее уставе.

Послушание также следует воспринимать как духовное делание, от которого зависит внутреннее преуспеяние монашествующего. Все послушания исполняются исключительно ради общей пользы, чтобы братство могло обеспечивать себя и имело необходимые средства для развития.

Молитва монашествующих не должна ограничиваться лишь временем богослужения и келейным правилом, – заметил архипастырь, рассказав в связи с этим об афонской Ватопедской традиции творения вслух Иисусовой молитвы на общих послушаниях. Подобная практика применима и в наших монастырях, но только под руководством опытного духовника.

Затронув в завершение тему монастырских подворий, епископ Мстислав высказал мнение, что любому подворью нужно быть по внутреннему и внешнему своему устроению настоящим монастырем – первой ступенью для желающих ради Бога отказаться от суеты мира, местом прохождения необходимого искуса.

Выступивший в ходе дискуссии игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии, поделился опытом решения проблемы соотнесения молитвы и трудовых послушаний в обители. Как игумен, отвечающий, прежде всего, за духовное преуспеяние братии, отец Исаакий старается внутримонастырские послушания приурочивать ко времени между богослужением, чтобы братия могла полноценно участвовать в монашеском правиле, а для работ, приходящихся на часы богослужений, приглашать наемный персонал. Так, на время повечерия с канонами, вечерними молитвами и ежевечерней исповедью братии (в данной обители такая регулярная исповедь соединяет и покаяние, и совет с духовником) братские послушания отменяются, на этих правилах должны присутствовать все насельники.

Серьезные вопросы отношения к личности каждого конкретного человека в братстве затронул настоятель мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь Серовской епархии игумен Петр (Мажетов). Задача руководителя монастыря, – сказал отец Петр, – чтобы каждый человек в монастыре раскрылся, насколько возможно. Здесь очень важно уйти от общих категорий, от обезличивающего подхода. В связи с этим возможно обратить внимание на некоторые не очень распространенные или забытые монашеские традиции. Например, при несении тяжелых, утомительных послушаний не разбивать молитвенное правило на утреннее и вечернее (на что зачастую современного человека ни физически, ни психологически не хватает), а соединить его в одно «ядро» и исполнять в наиболее благоприятное время. Или использовать практику чередования молитв и отдыха в течение ночи. Также существенным было замечание отца Петра, что монаху часто не удается быть духовно активным на богослужении. Чтобы избежать пассивного «отстаивания» Литургии или погружения в некое эстетическое созерцание, можно прибегнуть к совету, данному еще преподобным Серафимом Саровским: молиться на богослужении Иисусовой молитвой. Это будет, как сказал игумен Петр, – прямым исполнением Гефсиманской просьбы Христа – бодрствуйте и молитесь со Мною.

Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии в докладе «Создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре» сделала, как сказала сама матушка, попытку системно изложить названную проблему. Игумения Илариона предложила разграничить понятия монашеского устава – как единого общецерковного монашеского предания, и монастырского устава – как свода принятых правил и порядков каждого конкретного монастыря. Докладчица очень подробно, с глубоким богословским проникновением в суть вопроса изложила смысл и значение келейной молитвы в отношении единого монашеского устава, подчеркнув, в первую очередь, определение данной молитвы как личного молитвенного труда монаха, неразрывно связанного с литургическим богослужением и послушаниями. Если плоть устава – внешние формы служения Богу, то душа его – непрестанная внутренняя молитва. Цель келейной молитвы – достижение чистой, свободной от помыслов, внутренней молитвы. Это личностное проявление человека в отношении к Богу, вследствие чего келейная молитва не может быть упразднена или заменена другими видами монастырского богослужения.

В структуре келейной молитвы автор доклада различает молитвенное правило и личную молитву, которые существуют, тем не менее, в неразрывном двуединстве, объединяющим началом которого становится Иисусова молитва. Мера келейной молитвы индивидуальна и основывается на духовном рассуждении и опыте наставника.

Игумения Илариона на основании исторических источников рассмотрела различные примеры совершения молитвенного правила, как соборного, в храме, так и индивидуального, подчеркнув, что молитва в келье не есть проявление индивидуализма, но особым образом продолжает соборное делание монашеского братства. При этом именно келейное уединение является необходимым для совершения личной молитвы. Исходя из всего вышесказанного и нужно создавать в обители условия для келейной молитвы.

Вторая часть доклада была посвящена практическим моментам создания таких условий. От игумена, игумении здесь зависит организация жизни монастыря как единого молитвенного пространства; духовное руководство братией, сестричеством; личный пример и опыт при постоянном обращении к святоотеческому и подвижническому опыту; мудрость в индивидуальном подходе к каждому брату, сестре с учетом их духовного возраста и душевного устроения. От насельников же требуется готовность к послушанию, к отказу от индивидуалистического понимания личного молитвенного делания. В заключение матушка Илариона заметила, что ее рассуждения не являются призывом к созданию неких идеальных условий келейного пребывания. Вершины личной молитвы часто достигались в весьма стесненных и жестоких условиях, так как главным в этом случае всегда остается желание всецелого молитвенного устремления к Богу.

Подводя итоги дискуссии, митрополит Георгий предложил собравшимся еще раз поразмышлять над тем, в каких случаях у иноков не остается сил на молитву и всегда ли силы бывают растрачены на монастырские послушания или иные полезные для души инока занятия. Его Высокопреосвященство напомнил, насколько важно для монашествующих оставлять на отдых и восстановление сил то время, которое зачастую уходит на ненужное общение с миром. Владыка пожелал всем игуменам и игумениям помощи Божией и духовного трезвения в управлении монашескими общинами.

Затем участники круглого стола обсудили проект документа Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества «Священнослужение монахов на приходах».

Среди наиболее важных аспектов проблемы священнослужения монахов на приходах участниками дискуссии был отмечен тот факт, что монаху важно сохранять связь с обителью, в которой он принял постриг, принимать участие в жизни братства, окормляться у монастырского духовника. Живя вне общины, монах лишается необходимой части жития иноческого. С другой стороны, в реальной жизни нередко объективные условия определяют необходимость священнослужения монашествующих на приходах. Среди них – развитие церковной жизни в удаленных от центральной части России епархиях,  тюремного служения и служения в Российской Армии; организация приходских общин за рубежом и др. Но и во всех этих случаях необходимо помнить,  что священнослужение иноков на приходах сопряжено для таковых с опасностью потери монашеского устроения, и ответственность за пребывание монаха вне стен монастыря лежит на архиерее. В ходе обсуждения проекта документа участники круглого стола поделились  личным опытом решения проблем, связанных с несением послушания священноиноков в приходских храмах. 

Подводя итоги круглого стола, участники выразили глубочайшую благодарность Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести  монашеский форум, а также Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому за возможность собраться  для проведения круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

По окончании собрания монашествующие совершили паломничество в Александро-Невскую Лавру, на Смоленское кладбище и в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь.

В мероприятии, организованном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, Комиссией Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества и Воскресенским Новодевичьим монастырем Санкт-Петербурга, приняли участие 113 человек: 5 архиереев, 11 архимандритов и игуменов, 21 игумения, монашествующие епархий Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, а также члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству.