Новости

Состоялась работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXX Международных образовательных чтений

23 мая 2022 г.
Состоялась работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXX Международных образовательных чтений

23 и 25 мая 2022 года состоялись заседания монашеского направления XXX Международных образовательных чтений. Тема юбилейного форума, перенесенного, как и год назад, из-за январских эпидемиологических ограничений на послепасхальный период: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

За два дня работы направления было зарегистрировано более 260 участников, среди которых 16 архиереев, наместники, игумены и игумении, насельники монастырей из 125 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Казахстанского митрополичьего округа, Православной Церкви Молдовы, РПЦЗ.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла работу направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» организует Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви во главе с председателем, митрополитом Каширским Феогностом, викарием Святейшего Патриарха, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы; ответственный секретарь направления – игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Заседания проходят в режиме видеоконференции,транслируемой на YouTube-канале и в видеочате Telegram-канала СОММ; трансляция осуществляется из ставропигиального женского монастыря Москвы Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Пленарное заседание возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Куратором выступила игумения Иулиания (Каледа). В президиуме присутствовала настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова).

Совершив молитву и пропев пасхальный тропарь, участники приступили к слушаниям заявленных докладов.

Выступление митрополита Тульского и Ефремовского Алексия носило название «О неотмирности монашеского жительства». Владыка Алексий с самого начала сделал акцент на связи темы доклада с пророческими словами Спасителя об «узком пути» (Мф. 7:14) самоотвержения, о необходимости волевого преодоления своих страстей теми, кто последует за Ним в подвиге любви и смирения. Отказ от мира есть вхождение души в саму себя, сосредоточенность, восстановление всего духовного существа, возвращающегося к общению с Богом. Монашество как способ осуществления идеала христианской духовной жизни знаменует собой высшую ступень такого состояния, сказал митрополит Алексий, сославшись на мысль В.Н. Лосского и процитировав высказывания на эту тему преподобного Иоанна Лествичника и святителя Григория Паламы. С опорой на святых отцов древности и подвижников более близких к нам времен высокопреосвященный владыка поделился суждениями о силе молитвы, связывающей человека с Создателем, и о плоде молитвы – Божественной любви, совершенствующей человеческую природу. Особый путь монашества – тройственное единство молитвы, воздержания и любви. Этот вектор направлен от соблазнов и страстей мира, через отречение и смирение – к Богу. «Любовь к Богу доказывает себя любовью к людям, смирение перед Ним обретает дыхание в молитве, отречение от мира для Него отрекается от зла в воздержании. Если человек возлюбил своего Господа, то так же искренно он пойдет к этим трем образам совершенства, сознавая их как единый путь к Нему», – сказал в завершение митрополит Алексий.

Затем выступил с докладом митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Тему «Монастыри как хранители чистоты веры и предания Церкви в истории Святой Руси» владыка раскрыл как в аспекте историческом, так и с точки зрения духовной сути монашества, которая имеет основанием «неотмирность» христианской Церкви в целом. Его Высокопреосвященство остановился на подробном рассмотрении двух ярких периодов развития миссии русских монастырей через призму иноческого служения и подвига двух угодников Божиих, просиявших на древней Смоленской земле, а именно – преподобного Авраамия Смоленского и преподобного Герасима Болдинского.

Преподобный Авраамий подвизался в конце XII –начале XIII века, в период наивысшего расцвета Смоленского княжества, когда оно было одним из культурных центров Руси. Учительство и просвещение паствы в вере стало главным призванием преподобного Авраамия, который на этом поприще не только снискал благодарность современников, но и претерпел жестокие гонения. Духовное наследие одного из первых православных святых доныне бережно сохраняется и изучается на Смоленщине: наряду с церковным почитанием преподобного регулярно проводятся научные конференции, посвященные его памяти.

Вторым «исполином духа», о котором рассказал митрополит Исидор, был преподобный Герасим Болдинский (первая половина XVI в.), выдающийся подвижник и основатель четырех монастырей. Главной из этих обителей стал Свято-Троицкий Болдин монастырь, который в минувшем году отметил 490-летие основания и 30-летие возрождения. Преподобный Герасим, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, первый распространитель почитания Игумена земли Русской, а также ученик и соратник святого Даниила Переславского, – является ярким выразителем русского идеала святости. Благодаря таким личностям, подчеркнул владыка Исидор, идеал Святой Руси смог сохраниться в недрах народного сознания и в наступивший позднее период церковных реформ, гонений на монашество, внедрения секулярной культуры. «Духовная сущность и миссия русского иночества, которую Святая Русь стяжала подвигами сонма святых угодников Божиих, до сего дня остается главной духовной силой Православия», – этим утверждением владыка митрополит завершил свое выступление.

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата Московского Патриархата, посвятил доклад главному монашескому деланию, о чем свидетельствовало само его название «Монастырь – место молитвы». В согласии с мыслями, прозвучавшими в предыдущих выступлениях, владыка Порфирий подчеркнул: цель жизни в монастыре – это соединение с Богом через молитву.

Однако молитва невозможна без послушания духовнику и братии; хорошим монахом не сможет стать человек, не расположенный к смирению и отсечению своей воли. В наше время эти добродетели подвергаются большим испытаниям в силу господствующих в миру жизненных установок. Поэтому очень важно, чтобы настоятель и старшая братия показывали новоначальным пример послушания, любви, доброго отношения друг к другу. Его Преосвященство напомнил в связи с этим, как бережно и терпеливо относился к своим духовным чадам архимандрит Софроний (Сахаров), следуя духу своего старца – преподобного Силуана Афонского. Истинный духовник прежде всего берет на себя труд молитвы за окормляемых им людей, несет тяготы их грехов и ошибок и одновременно стремится взрастить в них видение небесной правды и красоты, которое освобождает человека от «плена миру».

После перерыва работа продолжилась на заседании секции «“Царство мое не от мiра сего” (Ин. 18:36): о хранении монашеских обетов в условиях современного мира». Ее возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Игумен Иероним (Миронов), наместник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря в своем выступлении «О внешнем и внутреннем отречении от мира в современных монастырях» напомнил, что высшим выражением иноческого жития является постриг в Великую схиму («сугубое умерщвление от мира»). Это означает, что в монашеском подвиге определяющее значение имеет именно отречение от мира, что закреплено и в постановлениях Церковных Соборов. Важным способом достижения этой добродетели является соблюдение внешних правил (воздержание от разговоров на мирские темы, воспоминаний о прежней жизни, родственниках и др.), но особенное значение имеет внутреннее отречение от мира, как отречение от греха. Ведь ни пустыня, ни монастырь не спасают, если зло мира остается в сердце инока.

Затем докладчик рассказал о составляющих монашеского делания, требующих отречения, без которых непредставима жизнь инока. Среди них – молитва, внутреннее безмолвие, воспитание воли, которую монах призван направлять к Богу… Далее отец Иероним акцентировал внимание участников на том, что подлинное освобождение от рабства плоти, от того, что ниже человека по естеству, происходит именно в монашеской общине, в Церкви, понимаемой как мистическое Тело Христово (по апостолу Павлу). И что путь духовного исцеления есть в тоже время и общественное делание, ибо духовно исцелившийся человек становится общественно полезным, а возрожденный Божественной благодатью – полезен особенно. Богатством же и опорой в деле духовного исцеления является наш ум, пребывающий в Боге.

Завершая свое выступление, игумен Иероним сказал, что отречение от мира вовсе не является бегством от мирских проблем, а напротив – наиболее действенным способом их преодоления, а монастырь, который населяют преображенные Божественной благодатью иноки, преображает и окружающую его внешнюю среду.

Тема доклада митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия «Не любите мира, ни яже в мире», стала поводом для важного разговора об обмирщении монашеской жизни. По мнению владыки, сегодня этому процессу во многом способствуют современные информационные технологии, с помощью которых инок, оставивший мирскую жизнь, легко может в нее вернуться, даже не выходя из кельи. Помимо новых вызовов, по-прежнему опасными для иночества остаются соблазны нарушения монашеских обетов, уменьшение строгости монашеской дисциплины, духовное расслабление вместо подвига. Все это – различные формы обмирщения, которые приводят к полному разладу монашескую жизнь и разрушают инока.

Владыка напомнил, что монашество начиналось с практики решительного отречения от мира. Позже возникла иная форма – общежитие или киновия, которая, однако, тоже требовала прекращения контактов с людьми за исключением братии. Выражением отречения было и принесение монашеских обетов.

С проблемой обмирщения, то есть с попыткой снизить высоту монашеского подвига и вернуть инока в мирские дела и заботы, монашество столкнулось с самых ранних времен своей истории. Примерами из жизни современных монастырей митрополит Георгий проиллюстрировал вызовы, с которыми сталкивается монашество сегодня. Особо владыка остановился на факторах, которые могут при отсутствии к ним должного внимания со стороны руководителей монашеских общин, становиться причинами обмирщения в наши дни. Но сам факт существования монашеских обителей в XXI веке, по мнению председателя Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия, свидетельствует о том, что монашество – это подлинный и завещанный Христом путь достижения высшего совершенства. Иночество не просто сохранилось, а стало центром духовной жизни Православной Церкви, и произошло это благодаря тому, что во все времена находились подвижники благочестия, которые возгревали огонь монашеской молитвы. Заканчивая свое выступление, митрополит Георгий призвал причастных к монашеской традиции поддерживать здоровый дух в собственной жизни и жизни тех, кто вверен Богом попечению руководителей монастырей, ведь именно монашество дает христианину возможность достичь цели христианской жизни в ее наиболее совершенном виде.

Первый день Чтений в рамках монашеского направления завершил доклад игумении Евпраксии (Инбер), настоятельницы Свято-Вознесенского монастыря города Орша Тверской епархии: «О нестяжании и хранении общежительного устава в монастыре».

Напомнив, что сейчас практически все возрожденные и новые монастыри в России устраивают свою жизнь по общежительному уставу, игумения Евпраксия в своем выступлении сосредоточила внимание на монашеском обете нестяжания. Матушка Евпраксия отметила, что общежительный монастырь дает монаху особую возможность исполнять этот обет, поскольку там он избавлен от необходимости самому заботиться о жизнеобеспечении – эта забота возложена как послушание на настоятеля и его помощников.

Насельнику монастыря важно понимать, какова цель нестяжания. По слову преподобного Иоанна Кассиана Римлянина и других святых отцов, эта цель – чистота сердца и неразрывно связанная с ней добродетель смирения. Тем самым нестяжание становится неотъемлемой частью духовной жизни монаха, внутреннего его устроения. С этой точки зрения становится более понятна и взаимосвязь всех трех монашеских обетов: послушания, нестяжания и целомудрия.

Если же рассматривать обет нестяжания сквозь призму главной цели монашества – стяжания Духа Святого и обожения, то он является отказом, от всех «накоплений», собранных в миру, в пространстве душевной жизни, подверженной страстям. Монаху нужно стать по-настоящему нищим духом, освободив свое сердце для Бога, – что невозможно без постоянной внутренней борьбы с образами мира сего, которыми нагружен практически каждый человек, приходящий ныне в монастырь. В монашестве и предстоит человеку все это отбросить как ненужный, отработанный материал, чтобы не вливать вина нового в мехи ветхие, отметила игумения Евпраксия.

Вывод, который сделала матушка в конце своего доклада, звучал так: единственное, на стяжание чего монах имеет право, – благодать Духа Святого, это и есть цель и задача исполнения обета нестяжания.

По окончании выступлений докладчики ответили на вопросы участников форума.

25 мая 2022 года участники монашеского направления XXX Международных образовательных чтений продолжили работу в режиме видеоконференции, которая транслировалась из ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Утром открылось заседание секции «“Вы есте свет мира” (Мф 5. 14). Миссия монастырей: история и современность». Председательствующий – митрополит Тверской и Кашинский Амвросий после пасхального приветствия и молитвы приступил к изложению своего доклада, озаглавленного «Жизнь по заповедям как основная проповедь Евангелия». Поставив вначале вопрос: как в условиях отстраненности монахов от мира, от общества может быть исполнена заповедь Спасителя о повсеместной проповеди Евангелия, владыка Амвросий отметил, что не прямое учительство, не словесная форма являются проповеданием благой вести, а прежде всего – образ жизни человека. Устремленность ко Христу, к жизни по данным Им заповедям проявляет в людях божественный свет благодати, который выделяет их из толпы, через них являет красоту добродетели, чистоту сердца и в конечном счете – присутствие Самого Христа.

Монашеская община должна быть тем местом, про которое можно было бы сказать прииди и виждь (Ин. 1:46), монастырь должен сам стать в некотором смысле Евангелием, доступным всякому, кто решится в него заглянуть, сказал митрополит Амвросий и поделился воспоминанием о греческом женском монастыре, где ему довелось побывать. Одного взгляда на сестер было достаточно, чтобы ощутить в полной мере духовную красоту христианства. Но при этом важно, как выяснил владыка, что это видимое совершенство любви, которым буквально светились лица сестер, было терпеливо взращено ими по послушанию духовнику, начиная с малого – с приветливости, умения с улыбкой и радостью встречать друг друга и каждого приходящего в обитель. Этот пример может дать еще одно подтверждение тому, что Христос, даже требуя от нас, на первый взгляд, неисполнимого, – готов Сам войти в наше сердце и исполнить требуемое, если только мы откроем Ему сердце, и всех себя готовы будем отдать Его благой воле.

Далее владыка Амвросий пригласил выступить с докладом игумению Сергию (Конкову), настоятельницу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Выступление матушки Сергии носило название «Монастырское богослужение как источник духовного назидания и утешения». Вступительная часть доклада была посвящена многообразным примерам того, что молитвенное предстояние в храме является, прежде всего, одним из могущественных средств для духовно-нравственного роста человека. В храме мы приобщаемся многовековому опыту общения с Богом. Монахи, даже уже утвердившиеся на пути спасения, нуждаются в общей молитве на богослужении не меньше других христиан, что неоднократно было отражено в житиях таких подвижников, как Макарий Великий, Григорий Палама, Серафим Саровский и др.

Затем игумения Сергия познакомила слушателей с составом ежедневно совершаемых в Дивеевской обители служб, сделав акцент на их богословском и мистическом содержании, которое дает особый духовный настрой молящимся и обогащает их духовный опыт. «Чтобы проникнуть глубже в смысл слов Христа, надо внимательно вслушиваться в них, сопоставлять читаемое с тем, что происходит во время богослужения и какие события церковной жизни связаны с тем или иным отрывком. Так внимательный богомолец достигает того, что слова Божии начинают проникать в его сердце. Он будет носить их в себе и каждый день, каждый момент собственной жизни привыкнет ставить в связь с бытием Бога», – сказала матушка игумения.

Настоятельница прославленной обители также поделилась практическими советами, помогающими во всей полноте получить благодатную пользу от присутствия на богослужении. Среди них – обязательное участие в службах игумении монастыря, привлечение монашествующих к пению, чтению, несению послушаний алтарниц, церковниц, уставщиц. Закрытые службы, только для монашествующих, укрепляют единство сестер, которых в этом случае ничто не отвлекает от молитвы. Было высказано и немаловажное «техническое» замечание: для того чтобы каждое слово было слышно и понятно молящимся, в больших монастырских храмах, по примеру Дивеева, желательно устанавливать современные системы усиления звука.

Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы в докладе «Возрождение и хранение традиций как необходимый аспект просветительской деятельности монастырей» обосновал необходимость возрождения такой важной монашеской традиции как занятия богословием. Докладчик предложил участникам форума поразмышлять над следующими вопросами: какова роль богословия в монастырях, исчерпывается ли она пределами формального духовного образования и рядом внешних компетенций монашествующих, остается ли среди других монастырских послушаний место и пространство для богословия и богословствования. Опираясь на утверждение о том, что главной духовной задачей монашествующих является стремление к обожению, которое невозможно без занятий богословием (в докладе были рассмотрены несколько значений термина «богословие»), игумен Дионисий напомнил, что идти самим к святости и приводить к ней окружающих путем духовного просвещения – это обязанность и призвание иноков. Монахов называют «равноангельными», а ангелы – согласно учению святителя Григория Богослова – вторые светы при Первом Свете Самом Боге. Это означает, что и монахи могут иметь в себе свет, в том числе вероучения, который они смогли бы передать окружающим.

Наместник Андреевского монастыря выразил уверенность в том, что в обителях необходимо возрождать занятия богословием, которые полезны как для духовного просвещения насельников, так и для просветительской деятельности наших монастырей среди православных и шире – в разных аудиториях, которыми столь богата современность.

После перерыва состоялся круглый стол на тему: «Что означает “жизнь во Христе” для современных монашествующих? (из практического опыта игуменов и игумений)», председательствовал на котором епископ Солнечногорский Алексий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы. Куратором выступила игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. В президиуме присутствовали игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, и настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова).

Первым прозвучал доклад игумена Кирилла (Никитина), наместника мужского монастыря святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Светловграде (Ставропольская епархия): «Непреходящие ценности Евангелия в построении монастырской и монашеской жизни во Христе».

Путь монашеского жития является наиболее благоприятным для следования за Христом, и монастырь – лучшее место для достижения цели, заповеданной Спасителем, Который главным условием поставил человеку отвергнуться себя, – сказал отец Кирилл. Выполнение этого условия – задача чрезвычайной трудности, особенно для новоначального, и чтобы выстоять в борьбе с собой, ему необходимо, в первую очередь, чуткое, мудрое руководство духовника-игумена, а затем – любовь и понимание братии как его новой семьи. Отец игумен отметил наиболее частые искушения, встречающиеся в начале монашеского поприща. Среди них – надрыв или переутомление в молитвенном делании. Здесь со стороны духовного руководителя должен проявляться индивидуальный подход к определению келейного молитвенного правила и соблюдение разумного баланса в побуждении инока к аскезе и подвигам.

Часть выступления отец Кирилл посвятил задачам игумена, причем не только по отношению к братии, но и по отношению к самому себе. Игумен должен хранить крепость своего духовного состояния, поскольку является опорой всего монастыря; ему необходимо заботиться и о себе, питать себя молитвой, чтением и причастием Святых Христовых Таин, подкреплять советами опытных игуменов, отцов и братьев, то есть стремиться самому проводить жизнь в евангельском свете. И при этом избегать абсолютизировать собственные правила и традиции, так как это может привести к такой болезни, как духовная самодостаточность, и, как следствие, к замкнутости и изолированности всего братства. Противоположной и не меньшей опасностью является для монашеской семьи обмирщение, которое в наши дни использует гораздо большее, чем прежде, количество способов проникновения в монастырь, в том числе благодаря новым технологиям.

Главное же, о чем надлежит помнить игумену, – что ни многопопечительность, ни ревность к процветанию обители, ни внимание к послушаниям и разнообразным работам не должны отвлекать братию от главного – молитвы и жизни во Христе. Это и есть те непреходящие евангельские ценности, которые были положены в основание устроения жизни древних отцов и на которых должно строиться существование современного монашества.

Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского монастыря Санкт-Петербургской митрополии в своем сообщении о непреходящей ценности Евангелия и жизни во Христе обратила внимание собравшихся на то обстоятельство, что качество богослужения, которое, несомненно, является главным событием монастырской жизни, во многом зависит от того, насколько монашествующие бывают включены в него. Ошибки часто бывают связаны не с тем, что участники соборной молитвы чего-то не знают, а с тем, что в нужный момент оказываются душой вне богослужения.

Внутреннее наполнение себя смыслом богослужебных текстов и приобщение благодати Божией в таинствах дает возможность жить во Христе – как в храме, так и за его стенами. Монашеский устав реализует эту глубинную мысль. Продолжение непрестанного богослужения осуществляется вне храма через служение Христу в лице ближних, исполнение евангельских заповедей в трудах послушания. Матушка отметила также, что прилежание только о внешнем благолепии богослужения приводит к обмирщению, десакрализации происходящего в храме в сознании участников службы.

Игумения Илариона поделилась с собравшимися некоторыми полезными выводами об улучшении качества богослужения, вынесенными из личного опыта. В их основе – необходимость понимания монашествующими смысла богослужебных текстов. Изучение Священного Писания, догматики, истории Церкви, обучение чтению и пению, духовное общение, чтение святоотеческой литературы, еженедельное общение игумении (игумена) с сестрами (братией) и личный пример руководителя монастыря, по мнению матушки, способны научить восприятию богослужения как события, которое совершается в духовном мире. Однако всего этого может оказаться недостаточно при отсутствии у человека личного усердия, благоговения, внимания, очищения и оживления ума и сердца.

Свои размышления о сути выражения «жизнь во Христе» предложил участникам круглого стола игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни Серовской епархии Екатеринбургской митрополии. Отец Петр построил свою речь на нескольких, отчасти парадоксальных, параллелях монашеской жизни с тем, что может волновать и занимать любого мирского человека. Мирской человек, как правило, ближе всего к сердцу держит образы своих родных, семьи, носит с собой их фотографии, ради них готов терпеть скорби. Тот, кто живет в миру, испытывает потребность в собеседнике, чтобы делиться с ним радостью, печалью, различными впечатлениями. Монах же всегда имеет с собой образ Христа. С Христом он делится радостью и скорбями жизни. Ближний и самое дорогое существо для монаха – Бог, который живет в его сердце, нужно только научиться Его призывать. Монах не должен об этом забывать, несмотря на то, что значительную часть монашеского бытия, особенно в наши дни, занимает разнообразное служение.

Отец Петр образно представил эти две стороны монашеского существования в виде канатоходца, идущего с шестом на высоте. С одной стороны каната – обязанности служения обществу, внешнему миру, с другой – общение с Богом. И важно удержать шест, помогающий не потерять равновесие и не упасть. Впереди же – всегда призывающий к себе Христос. Зов Христа особенно слышен, когда монах испытывает скорбь, но не отчаивается, потому что, слыша этот зов, может наполниться радостью. Монаха можно тогда уподобить солнечной батарее, впитывающей Солнце Правды – Христа, с тем, чтобы в нужное время он мог отдавать эту энергию, делиться ею.

На вопрос, заданный затем игумену Петру о пятисотнице, о том, чем полезно «механическое молитвенное делание», настоятель Свято-Косьминской пустыни ответил также метафорой. Этот молитвенный труд он сравнил с работой гончара: бесконечно вращая круг, тот формирует на нем из куска глины сосуд, который в конце концов становится возможно наполнить драгоценным маслом. Так и постоянное повторение молитвы способно «вылепить» человека как сосуд для наполнения божественной благодатью.

Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенского Свято-Георгиевского мужского монастыря «Святые кустики» Уфимской епархии Башкортостанской митрополии озаглавил свое выступление «О важности личной молитвы для духовного возрастания монашествующих».

Рассуждая о том, как монаху преуспеть в молитве, архимандрит Варлаам сказал, что такое преуспеяние есть дар Божий, как и прочие добродетели, и поэтому всецело зависит от духовного состояния человека, от того, насколько он готов подвизаться, чтобы принять этот благодатный дар. «Возможно ли возрастать в молитве, если ты не справляешься со своим характером, не подвизаешься в стяжании добра, любви, смирения через отсечение своих воли и мудрования?» – заметил отец Варлаам. Духовное возрастание монаха начинается тогда, когда он показывает все большую ревность в совершении монашеских добродетелей, с большей любовью и готовностью желает послужить ближнему. Тогда он достигает и все более чистой молитвы.

Основа личной молитвы монаха – покаяние. Человек, осознавший это, являет готовность пострадать ради Христа. Но «страдание» в данном случае означает прежде всего отказ от эгоизма и послушание как отсечение своей воли и разума – что в общежительном монастыре представляет для большинства немалую трудность, вполне сопоставимую с подвигом, как говорил старец Эмилиан Симонопетрский.

Архимандрит Варлаам затронул также вопрос о более тщательном отборе кандидатов при приеме в монастырь. Несмотря на очевидную потребность в увеличении численности насельников (для исполнения многих трудовых послушаний), критерием все же должно быть стремление к духовной молитвенной жизни. Именно такие братья, являющиеся для других маяками, должны становиться золотым фондом монастыря.

Современные монашествующие не отличаются избытком не только духовных, но и физических сил, что должен учитывать игумен при назначении послушаний. Ослабевший человек и в молитве не сможет принести никаких плодов. И в целом задача игумена – установить в обители благоприятный духовный климат, оберегать насельников от проникновения мирской атмосферы, всегда делая выбор в пользу не материального, а духовного преуспеяния.

Игумения Тамара (Гончаренко), настоятельница Александро-Невского женского монастыря в с. Маклаково Московской епархии и игумения Алексия (Петрова), настоятельница Владычнего Введенского монастыря в Серпухове в рамках предложенной темы, посвященной необходимости использования современных технологий в монастырях, поделились своими наблюдениями о том, как минимизировать духовный ущерб, причиняемый насельникам, чьи послушания связаны с необходимостью общения с миром и работой в интернете.

Отказ монастырей от общения с миром и использования современных технологий в наши дни почти не представляется возможным. Однако, как сегодня, так и в прежние времена, неизменными остаются цели и задачи приходящего в монастырь человека. Если цель монашеской жизни понятна иноку, то и средства ее достижения должны быть для него очевидными. Суета, обмирщение, многопопечительность, потеря мира душевного, опустошенность – эти и другие искушения приходится сегодня преодолевать тем, кто вынужденно погружен в общение с миром посредством технологий или по роду деятельности на послушании. Но разве не эти же трудности описаны в святоотеческой литературе и трудах подвижников благочестия? И древние подвижники первых веков монашества были вынуждены ходить в города, чтобы продавать сплетенные ими корзины или циновки. Игумения Алексия напомнила, что «минимизировать вред интернета можно только регулярно напоминая сестрам об идеалах монашества и об опасности невнимательной духовной жизни, призывая их к трезвению и хождению перед Богом». Матушки также поделились практическими советами о том, как помочь иноку сохранить внутренний мир и желание жить духовной жизнью, исполняя послушание, связанное с работой в интернет-пространстве.

Завершая работу круглого стола, епископ Алексий поблагодарил докладчиков за искренность, за то, что все они, раскрывая выбранную тему, затронули актуальные проблемы, волнующие современное монашество.

Следует особо отметить, что и в ходе секции, и на круглом столе от онлайн-аудитории поступало немало вопросов, на которые докладчики давали интересные неформальные ответы, руководствуясь личным опытом управления обителями, а также знаниями, полученными в общении с хранителями традиции, подвижниками Церкви наших дней и недавнего прошлого.

Подводя итог двум дням работы монашеского направления Международных образовательных чтений, епископ Алексий от имени всех участников выразил глубокую сыновнюю и дочернюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, благословившему проведение подобных встреч и собраний, и молитвенную надежду на возможность личного общения монашествующих с Предстоятелем на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое планируется в сентябре 2022 года. Владыка Алексий поблагодарил за организационные труды и молитвенную поддержку председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста и всех принимавших участие в подготовке и проведении этого направления форума.