Новости

Наместник и игумен Соловецкого монастыря епископ Порфирий представил доклад на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви

24 сентября 2022 г.
Фото свящ. Игорь Палкин, Наместник и игумен Соловецкого монастыря епископ Порфирий представил доклад на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви

23 сентября 2022 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви.

В собрании приняли участие 500 игуменов и игумений монастырей из 135 епархий Русской Православной Церкви. Участники заслушали 5 докладов. После выступлений докладчики ответили на вопросы, поступившие из зала.

Перед началом собрания в нижней Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя была совершена Божественная литургия, сообщает сайт Московской Патриархии.

Богослужение совершили: председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы митрополит Каширский Феогност; председатель Комиссии по организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; наместник Екатерининского ставропигиального мужского монастыря г. Видное Московской области епископ Видновский Тихон; председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы епископ Луховицкий Евфимий; ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев; столичное духовенство. За богослужением молились участники собрания, которые по окончании Литургии проследовали в Зал церковных соборов.

Места в президиуме заседания заняли: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы митрополит Воскресенский Дионисий; митрополит Каширский Феогност; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа).

В собрании приняли участие ряд архиереев, игумены и игумении монастырей из епархий Русской Православной Церкви.

Открывая заседание, митрополит Каширский Феогност приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла от лица всех собравшихся.

Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с основным докладом.

Затем с докладом «Опыт деятельности Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества за последний период (2016–2022 г.). Актуальные вопросы» выступил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Наместник и игумен Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря епископ Озерский Порфирий представил доклад на тему «Организация внутренней жизни монастыря как фундамент для духовного возрастания монашествующих». Во время своего выступлени владыка напомнил о том, что совокупность установленных многовековой традицией монастырских порядков и действий, одни из которых побуждают и поощряют, а другие ограничивают и пресекают, имеет одну цель — собирание монастырского братства по образу Святой Троицы. Преподобный Сергий посвящал свой монастырь имени Святой Троицы «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Именно в этих словах, по мнению епископа Порфирия, заключена формула взаимосвязи между духовным возрастанием монахов и монастырским уставом.

Драгоценное сокровище монашеской общины – ее духовное единство. Единством жизненных целей и ценностей собравшихся братий, казалось бы, должно быть обеспечено главное условие для преодоления «ненавистного духа мира сего», ведь все пришли сюда с целью обрести спасение во Христе через совместное служение Ему. Однако богопротивная брань просачивается, несмотря на это, и в монастыри.

Для ответа на вопрос, как противостоять ей, владыка посоветовал подумать, как чуждый дух проникает в братство. Единство монашеской общины терпит урон, когда невнимательный к движениям своего сердца брат оказывается увлечен неприемлемыми для общины мнениями или заботами. Лишенные благословения монастырского Священноначалия, подобные увлечения проникают в сердца наиболее слабых иноков через решение их собственной воли.

В благоустроенном монастыре, по мнению наместника Соловецкой обители, для уврачевания духовного недуга и возвращения брата к состоянию единства существует целая система внутренних установлений, которую можно представить в виде трех ступеней: собственный духовный и покаянный труд инока; обращение к духовнику – покаянная исповедь, и помощь игумена и духовного собора, в том случае, если духовник видит, что не может помочь брату. Однако все это не заменяет и не отменяет главного – верности и терпения как основ духовного характера монаха.

Епископ Порфирий назвал грехами особого рода грехи, вносящие в общину раскол и разобщение. Осуждение, ропот, гнев, ложь, неприязнь, вражда, оставленные без должного внимания, могут увлечь в свою пагубную сеть и других насельников монастыря. Особая ответственность в преодолении этого недуга лежит на духовном пастыре. В завершение владыка напомнил святоотеческие изречения о главной цели христианина – привести человеческое естество в единение с самим собой и Спасителем ради обновления в нем образа и подобия Божия и во славу Пресвятой Троицы. Наиболее удобные условия для достижения этой цели созданы в монашеской общине.

После доклада епископа Порфирия Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы, поступившие из зала. Вопросы зачитал митрополит Каширский Феогност.

В завершение первой части заседания митрополит Феогност сердечно поблагодарил Святейшего Владыку от лица всех присутствующих за содержательные ответы и доклад, отметив их особое духовное значение для монашествующих.

Святейший Патриарх Кирилл напутствовал собравшихся в Зале церковных соборов:

«Благодарю Вас, владыка! Благодарю вас, Преосвященные владыки, отцы игумены, матушки игумении, все, кто здесь присутствует!

Для меня всегда очень приятно общаться с вами – руководителями нашего монашеского воинства. С вами, потому что вы на самой передней линии той борьбы, которую Церковь ведет с силами зла. За вашей спиной – монашествующие, опять-таки выражаясь военным языком, передовой отряд Церкви. Поэтому сохраняйте сознание особой ответственности, в первую очередь – за вверенные вам человеческие жизни – за монахов и монахинь, иноков и инокинь. С любовью относитесь к тем, кто пришел в обитель. Однако любовь не является синонимом слабости, любовь не должна быть синонимом слабости, потому что иногда нужна и разумная строгость. Но в этой строгости никогда не проявляйте чувство злобы и раздражения. Строгость и раздражение – это антиподы, потому что в раздражении проявляется наша греховная самость, некая попытка самоутверждения, и это уже греховно. А в строгости, в первую очередь к самому себе и к тем людям, которые в таковой строгости нуждаются, всегда должно проявляться наше смиренномудрие.

Боюсь утомить вас своими рассуждениями, поэтому, может быть, я бы уже завершил. Всех сердечно благодарю за участие. Еще раз хотел бы подчеркнуть важность трудов, которые каждый из вас несет для Церкви. А нам с вами, особенно в наступившие непростые времена, нужно хранить как зеницу ока единство нашей Церкви, единство нашего монашеского братства и сестричества, быть очень открытыми к людям, с любовью к ним относиться. Неизвестно, какие испытания нас ждут. И Церковь должна быть не только местом, где осуждается грех, но Церковь должна быть в первую очередь местом, где на людей изливается любовь Божия – через нас, немощных и слабых, но имеющих ответственность за души человеческие.

Вот давайте таким образом и будем нести свое служение – каждый на своем месте. Что касается различий в положении, в звании, в должностях, – так человеческое общество устроено, но ведь пред Богом мы все равны. И там не будет никаких ссылок ни на положение, ни на звания, ни на цвет клобука, ни на наличие креста или панагии. Там мы будем не физически, а духовно обнажены пред Господом. И эту картину предстояния пред Богом, когда никакие наши знания, регалии, положение, властные полномочия не будет играть никакой роли, мы должны иметь в своем духовном зрении, чтобы избегать тех ошибок и грехов, которые могли бы помешать нам с чистой совестью предстоять пред лицом Божиим. Помогай вам всем Господь в ваших трудах!»

Затем был объявлен перерыв в заседании, после которого Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви продолжило свою работу.