20 августа 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.
В поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождают: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Наро-Фоминский Никандр, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла епископ Раменский Алексий, руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега), заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин.
В аэропорту Соловки Святейшего Владыку приветствовали: губернатор Архангельской области А.В. Цыбульский, наместник Соловецкого монастыря епископ Озерский Порфирий, председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Гуц, заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин, глава муниципального образования «Приморский муниципальный район» В.А. Рудкина, сообщает сайт Московской патриархии.
Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл направился в Соловецкий монастырь. У святых врат обители Предстоятеля встречали председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност и братия обители.
Святейший Владыка проследовал в Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, где поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к архипастырям, насельникам монастыря и паломникам:
«Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья, сестры!
Всегда с особым чувством вступаю под своды этого храма и вообще в обитель Соловецкую. Многие из вас знают, что я лично очень связан с этим местом – через пребывание здесь моего деда, благочестивого русского человека, который за свою борьбу против обновленчества был сослан сюда и чудом остался живым после пребывания в течение долгих дней на Секирной горе. Не буду повторять, потому что уже говорил об этом не раз, но все это воскрешается в моей памяти – и дед-страстотерпец, и все его рассказы о страданиях, которые здесь претерпевали архипастыри наши, пастыри, верующий народ.
Соловки – это русская Голгофа, одна из Голгоф, но, наверное, самая-самая высокая. И климат тяжелый, и условия жизни были невероятно тяжелыми, и количество архиереев, иереев, диаконов, которые здесь страдали, нельзя сравнить ни с одним другим местом. Потому что гонители специально направляли именно сюда, в святое место, тех, от которых хотели бы освободиться навсегда, и по отношению ко многим им удалось достичь своей цели. Но были и те, кто, пройдя все страдания, остался в живых. И еще раз хочу сказать: с особым чувством вспоминаю своего деда, который, даже пройдя через Секирную гору, остался живым.
Молитвами всех соловецких страдальцев – и причисленных к лику святых, и не причисленных – да хранит Господь землю Русскую, особенно в это очень непростое время, когда многие ополчишася на нас. Действительно ополчились – не потому, что мы какие-то плохие, а только потому, что мы другие. Оставаясь европейцами, мы другие, мы не принимаем тех диавольских ложных ценностей, которые навязываются сегодня западным людям и которые усваиваются ими как некая новая норма человеческих отношений.
Покуда будет стоять Русская земля, в том числе в своей верности Господу, покуда будет твердо стоять – неразделенной, ничем не оскверненной – наша Церковь-мученица, будет надежда и для Отечества нашего сберечь свои ризы непосрамленными. Может быть, в каком-то смысле, это и залог освобождения от греховного плена многих других. По крайней мере, обо всем этом мы должны молиться, памятуя, что живем в особое время – время, которое во многом предопределит будущее. У нас с вами нет ни политической, ни экономической силы, но у нас есть сила, превышающая и ту, и другую. Это сила молитвы, которая проистекает от искренних сердец, и это способность совершать духовные подвиги, для того чтобы приблизить благодать Божию и силу Божию и к нам самим, и ко всем, за кого мы молимся.
Молитвами святых соловецких страстотерпцев, мучеников, преподобных да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу и сию святую обитель. Аминь».