22 ноября 2024 года в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась Всероссийская научная конференция «Монастыри и монашество в истории Русской Церкви». Ежегодное мероприятие на этот раз было посвящено ставропигиальным обителям, сообщается на сайте Николо-Угрешской семинарии.
В президиуме присутствовали: епископ Егорьевский Мефодий, наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, ректор ПСТГУ; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; иерей Владимир Алешков, и.о. проректора по научной работе Николо-Угрешской духовной семинарии; протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат богословия, кандидат филологических наук, профессор Николо-Угрешской духовной семинарии.
В рамках научного форума прозвучал доклад иерея Владимира Алешкова «Деятельность соловецкого архимандрита Досифея (Немчинова; 1826–1836) по возрождению Голгофско-Распятского Анзерского скита», который был подготовлен в соавторстве с кандидатом исторических наук научным сотрудником Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника А.В. Алешковой.
Рассказав историю строительства скита преподобным Иовом Анзерским по повелению явившейся старцу в видении Царицы Небесной, иерей Владимир подчеркнул, что уже при самом создании в начале XVIII века скит по своему уставу отличался особой строгостью монашеской жизни. После кончины преподобного настал долгий период запустения. Радикальные изменения произошли в 1826 году, когда настоятелем Соловецкого монастыря стал архимандрит Досифей (Немчинов). Его тщанием скит был возобновлен и стал перестраиваться в камне (интересно, что при этом архимандрит Досифей сохранил деревянную церковь, с которой скит начался, – «спустив» ее с вершины горы к подножию и сделав кладбищенской). Докладчик уделил внимание описанию архитектурных особенностей новых строений скита – Голгофо-Распятской церкви и иных построек, выдержанных в едином классическом стиле, отметив, что ансамбль скита стал украшением всего Соловецкого архипелага. Будучи внимательным к духовной жизни братии, отец Досифей возродил и особо строгий подвижнический устав скита; с фрагментами этого устава иерей Владимир познакомил аудиторию конференции.