Новости

Опубликован проект резолюции международного туристского форума, включающего положения по развитию Соловков

12 июня 2013 г.
Опубликован проект резолюции международного туристского форума, включающего положения по развитию Соловков

18–21 июня 2013 года в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» (2013–2020 годы) пройдет II Архангельский международный туристский форум «Северный вектор развития туризма».

На сайте мероприятия опубликован проект резолюции, который будет предложен участникам форума для обсуждения и подписания.

Поддержку мероприятию с российской стороны оказали: аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо–Западном федеральном округе, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму, Российский Союз Туриндустрии, администрации субъектов Северо–Западного федерального округа, Ассоциация туроператоров России. С иностранной стороны АМТФ–2013 поддержали: Всемирная туристская организация Организации Объединенных Наций, Совет Министров Северных Стран, Объединенная Рабочая группа по туризму в Баренцевом/Евроарктическом регионе (БЕАР).

В рамках АМТФ–2013 под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, при поддержке Правительства Архангельской области и Русской православной церкви 19–21 июня 2013 года организован Международный форум по перспективам приграничного сотрудничества в сфере культуры и туризма на Соловецких островах.

В мероприятиях АМТФ–2013 приняли участие более 200 представителей исполнительной и законодательной власти, туристской индустрии, сферы гостеприимства, учреждений культуры, научного сообщества, общественных организаций, средств массовой информации из 12 субъектов России и 10 зарубежных стран, обсудивших наиболее актуальные вопросы развития туристской индустрии на территории Северо–Запада России и Баренцева региона.

По мнению участников АМТФ–2013, эффективность развития сферы туризма зависит от решения ряда конкретных вопросов на национальном и региональном уровнях. Общемировые тенденции развития туристского сектора обуславливают необходимость объединения органов государственной власти, туристского бизнеса и научных кругов для выработки и решения общих задач. Среди важнейших направлений практического взаимодействия: создание международных и межрегиональных туристских кластеров, объединяющих туристские ресурсы, разработка совместных трансграничных турпродуктов, создание единой туристской карты и открытие электронной информационной площадки БЕАР, расширение сети транспортного сообщения внутри Баренцева региона и упрощение визового режима между Россией и странами Европейского Союза. В целях сотрудничества необходимо активно использовать инструменты приграничного и Баренцева сотрудничества.

Север с его отличительными особенностями открывает широкие перспективы для развития морского круизного, экологического, научного, познавательного, делового, детско–юношеского,паломнического и других видов туризма. Однако система управления и развития туризма на Севере в современных условиях рынка требует особых, инновационных подходов, которые позволят сохранить уникальное природное многообразие и традиционный уклад жизни жителей Севера. Для организации эффективного использования этого потенциала требуется определение общих направлений работы в целях обеспечения роста экономического, социального и культурного благосостояния населения северных территорий при сохранении уникального природного многообразия и традиционного уклада жизни. Требуется создание концепции развития туризма на Европейской части Русского Севера.

Несомненным перспективным направлением кооперации является международный морской круизный туризм. Участники АМТФ–2013 обращают внимание на значительный нераскрытый потенциал. От органов исполнительной власти требуется: обеспечение открытости российских портов для захода иностранных пассажирских судов, снижение установленных портовых сборов, создание современной инфраструктуры по приему различных типов судов и обслуживанию пассажиров, введение режима 72–часового безвизового пребывания для пассажиров различных типов судов. Продвижению международного водного туризма в России будет способствовать создание условий по открытию Беломоро–Балтийского канала, соединяющего Балтийское и Белое моря, для захода иностранных яхтенных судов.

Отдельное внимание участники Форума уделяют развитию Соловецкого архипелага — объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, мирового центра православия и уникальногоисторико–архитектурного комплекса. Принимая во внимание особую значимость Соловков, участники АМТФ–2013 поддерживает предложение Правительства Архангельской области о необходимости разработки для Соловецкого архипелага отдельного статусарелигиозно–исторического места федерального значения, который позволит обеспечить устойчивость развития территории. Для эффективного решения данной задачи также важны: гармонизация взаимоотношений между государственной властью и Русской православной церковью, распределения антропогенной и экологической нагрузки на архипелаг посредством создания условий для круглогодичного регулируемого туризма, ориентированного на сохранение богатейшего природного наследия на фоне увеличения вклада туристской отрасли в экономику территории. В этой связи поддерживается необходимость реализации в ближайшие годы федеральной целевой программы по развитию Соловецкого архипелага.

Соловки являются одной из наиболее привлекательных туристских объектов Северо–ЗападаРоссии, местом остановок в маршрутах иностранных морских судов, прибывающих на Русский Север. Для развития морского круизного туризма с использованием потенциала городов и поселений побережья Белого моря (г. Онега, Кий–остров, о. Мудъюг, поморские деревни) требуется обеспечить открытость портопункта «Соловки» (порт Онега) для захода иностранных судов. Существующая разрешительная система снижает привлекательность архипелага для иностранных круизных и туристских операторов. Повышению доступности Соловецкого архипелага будет способствовать организация регулярных круизных линий из г. Архангельска, а также введение 72–часового безвизового режима для туристов, прибывших авиационным сообщением. Также участники АМТФ–2013 полагают перспективным включение Соловецкого архипелага в реализацию проекта «Серебряное ожерелье России».

Межрегиональный инфраструктурный проект «Серебряное ожерелье России» представлен участникам АМТФ–2013, и рассмотрен в качестве инструмента для повышения инвестиционной и туристской привлекательности северных территорий. Для этих целей проект должен предусматривать формирование единого качества и объединяющих стандартов обслуживания туристов на территории реализации проекта. Представители субъектов Северо–Западногофедерального округа, участвующие в АМТФ–2013, выразили заинтересованность в подготовке предложений по проведению совместных мероприятий в рамках проекта.

Активное освоение Арктики туристами из разных стран мира имеет большое значение для мировой экономики и для Российской Федерации, занимающей самую большую арктическую зону. Несмотря на огромный туристско–рекреационный потенциал, туризм в российской части Арктики находится на стадии становления, далекой от возможности обеспечить массовые туристские потоки. С учетом необходимости равномерного распределения антропогенной и экологической нагрузки требуется принятие взвешенных решений, возможных путем усиления межрегиональной и трансграничной кооперации, разработкой совместных экспедиционных маршрутов, в том числе с использованием Северного морского пути. Архангельск как историческая столица Севморпути может стать центром развития арктического туризма.

В связи с переходом к инновационной экономике возрастает необходимость прикладных научных разработок с целью создания условий для практического решения назревших проблем, связанных с устойчивостью развития туриндустрии на Севере. Для своевременного реагирования на изменения рынка необходимы системные маркетинговые исследования с привлечениемнаучно–образовательных учреждений, имеющих успешный опыт деятельности в сфере туризма. Межрегиональная и международная конкуренция на туристском рынке, диверсификация продуктов и повышение качества предоставляемых услуг требует принципиально нового подхода, связанного с модернизацией, информатизацией, повышением доступности и способностей к саморегулированию образовательных программ, которые должны обеспечить сферу туризма и гостеприимства нужными квалифицированными кадрами.

Практический опыт органов исполнительной власти субъектов России и зарубежных стран показывает, что вопросы формирования и реализации региональной маркетинговой и информационной политики осуществляются, прежде всего, туристскими информационными центрами. Для участников АМТФ–2013 очевидна необходимость формирования единых подходов к организации и деятельности туристских информационных центров, введения единых стандартов информирования туристов, активизации взаимодействиямежду туристско–информационными центрами.

В ходе обсуждения вопросов расширения внутреннего и международного туризма, участникиАМТФ–2013 отмечают необходимость преодоления сезонного характера туризма на Севере путем повышения многообразия предоставляемых туристских услуг. Перспективным являетсядетско–юношеский туризм, имеющий неоценимое значение не только для увеличения внутренних туристских потоков, но и патриотического воспитания детей и молодежи. В рамках транграничной кооперации представляется особенно перспективным развитие делового и событийного видов туризма через проведение значимых международных культурно–массовых,спортивных, детско–юношеских событий, деловых мероприятий по обмену экспертным опытом и практическому сотрудничеству. С этой целью, участники АМТФ–2013 предлагают обеспечить регулярное (раз в два года) проведение Архангельского международного туристского форума как площадки для практического межрегионального и международного диалога по вопросам сферы туризма.

Принимая во внимание информацию по наиболее актуальным направлениям развития сферы туризма на территории Баренцева региона и Северо–ЗападеРоссии, участники АМТФ–2013 полагают целесообразным рекомендовать:

В целях развития международного сотрудничества Объединенной рабочей группе Баренцева/Евроарктического региона по туризму:

1.1. Обеспечить реализацию мероприятий Плана по развитию туризма на территории Баренцева региона до 2020 года.

1.2. Проработать возможность создания в Баренцевом регионе международной организации для разработки решений по ключевым вопросам развития сферы туризма.

1.3. Внести предложения министерствам иностранных дел стран БЕАР для установления безвизового режима для участников проектов и мероприятий Баренцева сотрудничества.

1.4. Установить партнерские связи с Региональной рабочей группой Баренцева региона по транспорту и логистике и Объединенной рабочей группой Баренцева региона по образованию и научным исследованиям для подготовки совместного плана действий в целях развития сферы туризма.

1.5. Проработать возможность создания отдельной web–страницы Объединенной рабочей группы по туризму на сайте Баренцева/Евроарктического Совета (www.beac.st).

1.6. Посредством создания партнерских сетей с привлечением исследовательских организаций и образовательных учреждений осуществить проведение совместных исследований развития сферы туризма, а также разработку международных образовательных программ, направленных на совершенствование подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства.

1.7. Делегировать Архангельской области полномочия по председательству в Объединенной рабочей группе Баренцева региона по туризму в 2014 году.

В целях развития въездного и внутреннего туризма Министерству культуры Российской Федерации, Федеральному агентству по туризму, Российскому Союзу Туристской Индустрии:

1.1. В части совершенствования действующего российского законодательства в сфере туризма:

1) подготовить пакет предложений по внесению изменений в Федеральный законот 24.11.1996 № 132–ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части: расширения понятийного аппарата, закрепления определений по видам туризма; разделения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти в сфере развития туризма; введения обязательной классификации гостиниц на территории России;

2) подготовить пакет предложений по внесению изменений в гл. 5 Федерального законаот № 114–ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в части возможности безвизового въезда и нахождения на территории Российской Федерации в течение 10 суток без виз иностранных граждан, пребывающих в Россию для участия в мероприятиях, проводимых в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3) подготовить пакет предложений по внесению изменений в Федеральный законот 03.11.2006 № 174–ФЗ «Об автономных учреждениях» для дополнения перечня направлений деятельности автономных учреждений сферой туризма.

1.2. В части совершенствования системы подготовки кадров для сферы туризма: разработать предложения по внедрению профессиональных стандартов для совершенствования системы подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства (совместно c Министерством образования Российской Федерации).

1.3. В части развития информационного сотрудничества в сфере туризма: сформировать экспертную рабочую группу с включением представителей субъектов Северо–Западногофедерального округа для разработки предложений по развитию информационного сотрудничества в сфере туризма, разработки единых стандартов информирования туристов, и проработки вопроса по созданию ассоциации туристско–информационных центровна Северо–Западе России в целях организации общероссийской системы навигации для туристов и продвижения туристских ресурсов регионов.

1.4. В части развития детско–юношеского туризма: разработать нормативно–правовой документ о финансировании из федерального бюджета на конкурсной основе мероприятий по организации экскурсионных и туристских поездок учащихся на условиях софинансирования из бюджетов регионов и внебюджетных источников, установлению на федеральном уровне системы льгот для субъектов туристской индустрии, осуществляющих деятельность в сфере детского (до 14 лет).

1.5. В части развития международного и внутреннего морского круизного туризма: подготовить предложения о возможности распространения безвизового режима въезда в Россию и пребывания в России на иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Россию на срок до 72 часов в туристских целях на спортивных парусных и прогулочных судах, на транзитных пассажиров морских судоходных линий, авиационным сообщением.

1.6. В части создания других условий для развития внутреннего и въездного туризма на территории России:

1) осуществить разработку концепции развития туризма на Европейской части Русского Севера с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Северо–Западногофедерального округа;

2) содействовать развитию конкурентных туристских кластеров на территории Северо–ЗападаРоссии с учетом особенностей и потенциала северных территорий в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011–2018 годы)»;

3) создать рабочую группу по разработке механизма реализации проекта межрегионального инфраструктурного проекта «Серебряное ожерелье России» с включением предложений органов исполнительной власти субъектов Северо–Западного федерального округа;

4) проработать возможность проведения всероссийского конкурса по определению лучших туристских событий для их дальнейшей поддержки.

Министерству регионального развития Российской Федерации:

1.1. Оказать содействие разработке обновленной программы Европейского Союза и Российской Федерации «Инструмент Европейского соседства и партнерства — приграничного сотрудничества “Коларктик”», предусматривающей возможности развития сотрудничества по направлениям сферы туризма.

1.2. Подготовить пакет предложений по внесению изменений в Федеральный законот 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части наделения органов местного самоуправления полномочиями в сфере развития туризма.

1.3. Согласовать включение в федеральную целевую программу по развитию территории Соловецкого архипелага мероприятий, направленных на развитие базовой туристской инфраструктуры, с учетом оптимальной антропогенной и экологической нагрузки на архипелаг.

Министерству экономического развития Российской Федерации:

1.1. Провести работу по включению в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности отрасли «туризм» в качестве отдельной группировки (ОКВЭД).

Министерству транспорта Российской Федерации:

1.1. Предусмотреть установление пониженного коэффициента к ставкам портовых сборов для пассажирских судов, прибывающих в морские порты Архангельской области.

1.2. Внести предложения:

1) по изменению действующего федерального законодательства в части прохождения процедуры на получение лицензий маломерными судами на осуществление пассажирских перевозок, поскольку затраты на прохождение данных процедур на практике оказываются несоизмеримыми с ожидаемой выгодой от оказания услуг (ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24–ФЗ);

2) по изменению ст. 5 «Лицензирование видов деятельности на внутреннем водном транспорте» Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации(от 07.03.2001 № 24–ФЗ) в части лицензирования коммерческих перевозок на маломерном водном транспорте (ГИМС);

3) по внесению изменений в распоряжение Правительства Российской Федерацииот 05.05.2012 № 734–р по включению морских портов гг. Архангельск и Онега (портопункт «Соловки»), в перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств.

1.3. Содействовать введению транспортными компаниями льготных круглогодичных тарифов для организованных групп детей и студентов, совершающих путешествия по России.

Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации:

1.1. Согласовать возможность введения 72-часового безвизового режима для иностранных туристов, прибывающих в РФ в туристских целях на линейных и круизных судах, яхтах в портах «Архангельск» и «Онега» (включая портопункт «Соловки»).

1.2. Содействовать организации возможности прохождения пограничного и таможенного контроля непосредственно на пограничной заставе «Нагурское» на о. Земля Александры (архипелаг ЗемляФранца-Иосифа) по предложению Правительства Архангельской области.

1.3. Оказать содействие в части облегчения разрешительной системы для посещениядетско–юношескими экскурсионными группами уникальных объектов оборонно–промышленногокомплекса Российской Федерации, расположенных на территории Архангельской области (предприятий Центра атомного судостроения в г. Северодвинске, космодром «Плесецк»).

Субъектам Северо-Западного федерального округа Российской Федерации:

1.1. Содействовать совершенствованию регионального законодательства в сфере туризма с учетом современных требований федерального законодательства.

1.2. Осуществлять сотрудничество по вопросам развития и реализации межрегиональных туристских проектов и программ, разработку мероприятий по их совместному продвижению на российский и зарубежный туристский рынок, совершенствовать механизмыгосударственно-частного партнерства.

1.3. Проработать вопрос продвижения проекта «Серебряное ожерелье России», подготовить и направить совместную заявку на участие в конкурсе по проведению данного мероприятия в 2014 году в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» (раздел Программы – продвижение турпродукта).

1.4. Создать межрегиональные постоянно действующие экскурсионные и туристские программы по обмену детско-юношескими группами для посещения уникальных туристских и производственных объектов.

1.5. Развивать межрегиональное сотрудничество в целях совместного продвижения туристских ресурсов Северо-Западных регионов России.