Новости

Подведены итоги Летней школы САФУ на Соловках

22 октября 2014 г.
Подведены итоги Летней школы САФУ на Соловках

21 октября 2014 года состоялась защита проектов по результатам работы первой Летней школы Северного (Арктического) федерального университета на Соловках, сообщает сайт САФУ.

Проект САФУ «Летние школы на Соловках» направлен, прежде всего, на развитие и долгосрочное сохранение интереса к историко-культурному и природному наследию Соловецкого архипелага. Кроме того, как отметила одна из руководителей летней школы Светлана Тюкина, к.ф.н., доцент, это также отличный опыт для студентов и преподавателей. «Они смогли прочувствовать Соловки, заболеть ими и прониклись идеей развития архипелага», – уточнила Светлана Львовна.

Школа носила междисциплинарный характер. Ее участниками стали девять преподавателей САФУ; студенты, магистранты и аспиранты: 14 слушателей естественнонаучного направления (руководитель – директор Института естественных наук и технологий Людмила Морозова) и 14 – гуманитарного (руководитель – директор Института социально-гуманитарных и политических наук Наталья Кукаренко). Фокусом проведения школы стало формирование активной позиции студенческой молодежи в отношении сохранения и продвижения природного и культурного наследия своего региона. Студенты и молодые ученые должны были разработать проекты.

В подведении итогов работы школы приняли участие заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Роман Балашов, заместитель руководителя агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области Евгений Тютюков и начальник Научно-исследовательского управления САФУ Александр Гурьев.

«Для нас проект очень важен, – отметил Роман Балашов. – Во все времена Соловки были не только мощным духовным центром, но и местом формирования характера, бережного отношения к природе. Развивать архипелаг, безусловно, очень важно. По распоряжению правительства для небольшой территории разрабатывается комплекс мер по развитию реставрационного и природоохранного блока. Но нам, конечно, нужна помощь от тех, кто там бывает, нам нужны свежие идеи молодежи».

Во время работы летней школы участники сформировали три рабочих группы: биологи-экологи, историки и культурологи, которые начали готовить на Соловках свои проектные идеи, а теперь – вышли на защиту с доработанными предложениями.

Культурологи работали над возможностями развития гражданской инициативы. Проект «Я – соловчанин» направлен на составление ментальной карты поселка Соловецкий, выявление существующих проблем и возможности их решения.

«Для нас важно понять, что монастырь, поселок и музей – это все части одного целого организма. Решать существующие проблемы можно, только принимая это во внимание», – считает доцент кафедры культурологии и религиоведения САФУ Антон Полуэктов.

Для дальнейшей работы по этой теме необходимы более глубокие социологические исследования: мониторинг сельского населения, опросы общественного мнения, которые помогут выявить необходимые ресурсы для дальнейшего развития – сотрудничества с возможными партнерами, привлечение бизнеса и грантового финансирования.

Естественно-научный блок подготовил комплексный проект предложений: развитие сети экологических троп на Соловецких островах как природоохранного элемента архипелага, создание волонтерской группы для работы в Ботаническом саду и проведение регулярного мониторинга как основы природоохранной деятельности и научно-исследовательских работ школьников и студентов.

Студенты поделились своими наблюдениями и выразили готовность принимать участие в дальнейшей работе над проектом. Возможно расширение круга участников проекта, так для планируемых плотницких работ могут быть привлечены стройотряды САФУ.

Историки представили зрелищный и хорошо проработанный проект – создание проектов модульных экскурсий, посвященных различным эпохам истории России с использованием интерактивных методов.

Студенты предложили примеры тематических блоков. Один из таких блоков связан с историей Крымской войны. Он был разработан как возможная экскурсия. Кроме того, была создана пробная страница сайта и эскиз диафильма, рассказывающего об основных вехах истории Соловков.

Подводя итоги школы, заместитель губернатора Роман Балашов поблагодарил участников летней школы и предложил продолжить сотрудничество с университетом, ориентируясь на предложенные идеи развития Соловков.

Директор Института естественных наук и технологий САФУ Людмила Морозова выразила уверенность, что влияние федерального вуза на развитие Соловков со временем станет еще более весомым.

«Мы хотим восстановить активное взаимодействие с архипелагом и принести пользу. Мы организовали летнюю школу, ее участники разработали ряд проектов. Надеюсь, мы сможем их реализовать». В команде были и школьники. Мы смотрели, понравятся ли им экскурсии, лекции «в полях» и игровые занятия. Теперь, мы знаем, эти формы интересны разным возрастным группам. Главное – каждый из нас сможет принести реальную пользу«, – считает Людмила Владимировна.

Напомним, САФУ имеет большой опыт и традиции реализации научно-образовательных проектов на Соловках. Студенческий отряд экскурсоводов «Биармы» был сформирован в 1980 году, на базе историко-филологического факультета Архангельского государственного педагогического института. С 1990–х гг. действовали курсы подготовки внештатных экскурсоводов на базе исторического факультета ПГУ им. М.В. Ломоносова. С 2003 г. ведется совместный мониторинг природной среды Соловков, был реализован проект «Создание на базе Ботанического сада Соловецких островов центра по сохранению их биоразнообразия». С 2005 г. действует Археологическая экспедиция ПГУ (САФУ). Традиционным стало проведение Соловецкого форума.