Новости

Вступает в силу новый закон «Об объектах культурного наследия»

14 ноября 2014 г.
Фото В. Гречихин, Вступает в силу новый закон «Об объектах культурного наследия»

«Впервые в достаточной степени определено понятие территории объекта культурного наследия, которую часто путают с земельным участком объекта. Для верного определения границ будет проводиться строго регламентированная историко-культурная экспертиза, результаты которой будут находиться в открытом доступе», – рассказал на брифинге в ТАСС, посвященном основным нормам вступающего в силу 22 января 2015 года нового закона «Об объектах культурного наследия», статс-секретарь – заместитель Министра культуры РФ Григорий Ивлиев.

Территория объекта культурного наследия – это исторически связанное с памятником место, необязательно совпадающее с границами существующих земельных участков, – это могут быть и леса, и водоемы. Член Общественного совета при Минкультуры России Юрий Веденин сообщил, что при классификации ЮНЕСКО «Памятник – ансамбль – достопримечательные места» территории памятников с достопримечательными местами теперь будут правильно соотноситься.

Значимая часть закона – обременение объекта культурного наследия как объекта недвижимости. Собственник обязан сохранять и реставрировать здание. «Обременения часто в обороте терялись, новые собственники пытались сбросить с себя обязательства. Теперь обременения будут следовать за объектом вне зависимости от того, какие сделки с ним совершаются», – отметил Григорий Ивлиев. По словам замминистра культуры, в этой ситуации будет проще самим арендаторам и новым собственникам, так как они будут сразу осведомлены, с каким «наследством» к ним поступает объект, сообщает сайт Министерства культуры РФ.

Авторы закона отметили, что в нем не менее важны и частные нормы. «Наряду с достопримечательным местом мы ввели понятие религиозно-исторического места. Это позволит формировать статусы наших монастырей. Министерство культуры восстанавливает Соловки, практически восстановили Ново-Иерусалимский монастырь. Отреставрировали Новодевичий монастырь, Николо-Угрешский монастырь приведен в порядок. Таких объектов десятки, и мы сталкивались каждый раз с препятствиями к финансированию, связанными с тем, что могли финансировать только объекты нашей собственности. Теперь эти барьеры сняты, и религиозные объекты могут финансироваться с любого субъектного уровня», – сказал Григорий Ивлиев.

В законе прописаны нормы, способствующие развитию государственно-частного партнерства: введено понятие «памятник в неудовлетворительном состоянии». Такие объекты можно сдавать и продавать на льготных условиях. Механизмы стимулирования предусматривают обязательное условие – вложение средств на полное восстановление. В этом случае руинированные памятники культурного наследия могут стать привлекательным объектом для инвестирования, а для государства обеспечены гарантии сохранности.

Что касается обеспечения доступа к объектам, то здесь учтен европейский опыт, и теперь такая обязанность возлагается на собственника объекта культурного наследия.

Заместитель директора Департамента культурного наследия Москвы Сергей Мирзоян отметил, что многие проблемы с вступлением в силу нового закона будут устранены: «Для нас, как для «практиков», важны изменения по нормам госконтроля. Утверждены строгие нормы надзора, введены дополнительные, помимо непосредственных проверок на объектах, формы контроля, вводится практика систематического наблюдения за выполнением обязательств, а также постоянный мониторинг состояния объекта», – сказал Сергей Мирзоян. Он добавил, что в качестве «наказания» за неисполнение восстановительных работ, помимо изъятия объекта, в законе предусмотрен вычет средств на восстановительные работы из тех денег, которые возвращаются собственнику, купившему объект на аукционе.

Участники – замдиректора Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Георгий Сытенко, замдиректора Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Юрий Бородавка, заместитель руководителя Мосгорнаследия Сергей Мирзоян, член Общественного совета при Минкультуры России Юрий Веденин.