Новости

День памяти преподобного Феодора Санаксарского на Соловках

4 марта 2015 г.
День памяти преподобного Феодора Санаксарского на Соловках

4 марта 2015 года братия Соловецкой обители полиелейным богослужением почтили память преподобного Феодора Санаксарского, замечательного подвижника, который был по клевете сослан в Соловецкий монастырь императрицей Екатериной II.

Все молившиеся в храме смогли приложиться к праздничной иконе святого и его племянника известного флотоводца праведного Феодора (Ушакова) с частицами их мощей. Эта икона была подарена Соловецкой обители иеромонахом Лонгином. Замечательны надписи в свитках, которые держат в руках святые. У преподобного Феодора лаконичная надпись: «Помни час смертный», – подразумевает продолжение: «и во век не согрешишь». Эта надпись поясняет, почему преподобный Феодор сам был суровым аскетом и от братии требовал полного самоотвержения. Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

В день кончины преподобного Феодора уместно вспомнить его необычное житие, как пример действия Промысла Божия, неисповедимыми путями взращивающего чудные цветы в своем саду.

Иоанн Ушаков родился в 1719 году в с. Романово, молодой образованный дворянин, воспитанный в вере и благочестии, по достижении совершеннолетия был определен на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие его вскоре произвели в сержанты. Однако Божиим попечением Иоанн уклонился от блестящей карьеры гвардейского офицера. Однажды, когда гвардейцы по обычаю собрались шумной компанией, в самый разгар веселья один из юношей внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн осознал непрочность мирского счастья. Будучи двадцати лет отроду, он избрал стезю отшельника. Более трех лет он в одиночестве подвизался в лесной чаще на берегах Сев. Двины, а затем в Площанской пустыни Орловской губернии, в отдаленной лесной келии. Как не имеющий паспорта, Иоанн был взят сыскной командой и доставлен в Санкт-Петербург. Шесть лет тяжких испытаний, лишений и скорбей изменили его неузнаваемо. Он был сух и бледен лицом, одет во власяницу, подпоясан простым ремнем. Но особенно поражала всех лежащая на нем печать глубокого смирения.

После доклада Иоанна провели к императрице Елизавете Петровне: «Зачем ты ушел из моего полка?», – милостиво спросила она. «Для удобства спасения души, Ваше императорское Величество», – с кротостью отвечал Иоанн. «Не вменяю тебе побега в проступок и жалую тебя прежним чином, вступай в прежнее звание», – сказала Государыня. На это святой ответил: «Ваше Величество. В начатой жизни для Бога и спасения моей души желаю пребыть до конца, а прежней жизни и чина не желаю». Снова спросила его императрица: «Для чего же ты тогда, не спросясь, ушел из полка? К такому деланию и от нас ты мог быть отпущен». «Если бы тогда просил я об этом Ваше Величество, то не поверили бы Вы мне, молодому и не испытавшему всей трудности монашеского жития. Теперь же, после убогого моего искуса, утруждаю Ваше Величество просьбой – дайте мне умереть монахом». Видя такую решимость подвижника, императрица спросила Иоанна, где бы желал он подвизаться. «В Саровской пустыни, Ваше Величество». Государыня согласилась, но, испытывая смирение молодого подвижника, оставила его для принятия монашеского пострига в Александро-Невской обители Петербурга.

Так, по воле Божией и согласно императорскому повелению, после трехлетнего послушнического искуса в Александро-Невской Лавре, 13 августа 1748 г. тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи с именем Феодор.

Много добродетелей было у преподобного, многих приходивших к нему за духовным советом он утешал, но венцом его подвига стало невинное страдание за правду Божию. Осенью 1773 г. темниковский воевода, не перенося справедливых увещеваний и обличений старца за притеснения, чинимые крестьянам, представил обвинительный протокол губернатору в Воронеж. Тотчас было донесено об этом деле Синоду и Императрице, которая повелела воронежскому губернатору провести расследование. Вызванный в Воронеж отец Феодор написал и подал оправдательный ответ и немедленно был отпущен обратно, однако через несколько недель вышло повеление императрицы Екатерины II: «Оного Феодора, лиша настоятельского и иеромонашеского звания, отослать яко человека безпокойного простым монахом в Соловецкий монастырь, препоручив начальнику оного монастыря неослабное за ним смотрение».

В виде снисхождения к виновному приказано было отпустить с ним в сундуках все его имение, сделав предварительно его опись. Для составления описи прибыл игумен Арзамасского Спасского монастыря Иоасаф. Но имения у проводившего нестяжательную жизнь старца никакого не нашлось. Отец Феодор показал отцу Иоасафу шерстяной войлок, жесткую подушку, овчинную шубу, мантию, рясу и сказал: «Описывайте». В этом состояло все его земное богатство.

Суд Божий не замедлил над воеводой Нееловым, главным виновником ссылки святого страдальца. Неделя прошла только по отправлении отца Феодора, как в город Темников явилась шайка разбойника Пугачева и разграбила город. Трусливо сбежав и оставив вверенный ему город на разорение, Неелов, за эти и многие прочие свои бесчинства, был подвергнут суду и штрафу и вскоре умер в городе Шацке, публично покаявшись в содеянном против старца злодеянии. Санаксарский же монастырь, молитвами святого Феодора, остался цел и неразграблен: шайка Пугачева даже не зашла в известный бедностью жития монастырь.

14 июля 1774 года о. Феодор отправился в дальний путь на Соловки в сопровождении конвоя из двух солдат. Сохранилось письмо старца от 19 июля к сестрам Арзамасского Алексеевского монастыря, который был под его руководством:

«Милость Божия да будет со всеми вами! Ныне вам объявляю, что конечное мое от вас отлучение в обитель Соловецкую совершается. Но вы, прошу вас, о том не печальтесь, но совершенно полагайтесь на волю Господню, поскольку что случается, то, конечно, не без воли Божией совершается. Я же не только тем не огорчаюсь, но даже радуюсь, что от многих печалей получил свободу и совершенное духу моему спокойствие. Вас же всех поручаю хранению Божию. Монах Феодор».

Девять лет прожил святой страдалец в Соловецком монастыре. Из Санаксарской пустыни ежегодно, по усердию к блаженному отцу и учителю, ездили по два брата навещать отца Феодора и помогать в его нуждах. Старец, находясь в самом строгом заточении, нуждался во всем необходимом. Изнемогал преподобный от холодного воздуха Соловков, страдал от угара в каменных кельях, топившихся два раза в неделю и рано закрывавшихся, так что угорал отец Феодор до потери сознания. Часто замертво вытаскивали послушники преподобного и оттирали снегом. Ученики и послушники допускались к старцу по одному и помещались в отдаленной кельи, так что старец все время подвергался опасности умереть внезапно. Но преподобный Феодор, как истинный угодник Божий, претерпевал все многолетние страдания без ропота, молясь за обидчиков, в смирении и полном послушании воле Божией.

Наконец Господь восхотел возвратить невинного страдальца в Санаксарскую обитель к ученикам, где он столь спасительно и благотворно потрудился. Один из учеников старца, монах Феофан (впоследствии архимандрит, возобновитель Кирилло-Новоезерского монастыря), будучи судьбами Божиими взят в келейные служители к митрополиту Петербургскому Гавриилу, понуждаемый совестию и любовию к старцу, постарался о возвращении отца своего. Он доложил митрополиту, что старец Феодор совершенно напрасно и долго страдает и просил оказать милость возвратить преподобного в Санаксар. По ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и Высочайшему повелению Екатерины II отец Феодор получил полную свободу и в октябре 1783 года возвратился в Санаксарскую обитель.

В любимой обители старец продолжал усердно работать Господу, одновременно окормляя и женский монастырь в Арзамасе.

Беседуя незадолго до кончины со своими духовными чадами в Арзамасе, отец Феодор с особенным умилением и слезами пространно толковал им псалом «На реках Вавилонских», говоря: «Когда сыны Израиля, лишась Иерусалима, отечества своего, и не видя себе ниоткуда нимало отрады в земле чужой, как странники при реках Вавилонских сидели и плакали, то этим плачем они прообразовали состояние всех в бедах и скорбях живущих на земли. Должно и нам в мыслях содержать, что и мы в бедственной этой жизни, как странники, всегда напастьми от врагов наших гонимые и томимые, тогда только отраду себе находим, внегда помянути нам горний Сион: помянух Бога и возвеселихся». Во время этой умиленной, как бы прощальной беседы все плакали – и настоятельница, и сестры.

Потом преподобный начал торопиться с возвращением в Санаксарскую обитель, и преподав всем благословение и прощение, выехал из Арзамаса. По пути он заезжал в Саровскую пустынь, со всеми старцами любезно прощался. По приезде его, в среду на сырной седмице после полудня, собрались к старцу в келию ученики его, и он со всеми немного побеседовав, отпустил их. Остались было у него для решения некоторых духовных недоумений два ученика из дворян, живших в монастыре, но он начал изменяться в лице и велел им уйти, сказав, что очень изнемог. Такие припадки изнеможения издавна нередко бывали со старцем от внутренней болезни, но теперь все предчувствовали, что это изнеможение было не обычное, и с горем в сердце оставили его одного.

Немного спустя после ухода братии, пришел келейный монах, служивший о. Феодору, сотворил молитву до трех раз, но не слыша ответа, вошел без благословения. Отец Феодор молча лежал в постели и умно молился. Келейник тотчас побежал и сказал братии, которые все сошлись к отходящему отцу своему. Старец уже ничего не говорил. Прошло в таком молчании около пяти часов; в десятом же часу пополудни душа преподобного старца Феодора мирно разлучилась с телом и отошла в вечные обители, к месту присного стремления сего блаженного отца.

Тело его, хотя и лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления. На могиле преподобного была положена аспидного камня плита с надписью: «Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался».

Память преподобного Феодора Санаксарского празднуется в день его кончины – 19 февраля (по старому стилю) (4 марта, а в високосный год 3 марта по новому стилю), а также в день обретения его многоцелебных мощей – 21 апреля (4 мая н. ст.).