Новости

Пеший ход к Соловецкому монастырю стартует с Красной площади столицы 1 июня

25 мая 2015 г.
Фото Н. Гернет, Пеший ход к Соловецкому монастырю стартует с Красной площади столицы 1 июня

«Мы должны проложить этот путь как богомольный путь для паломников. Второе – этот путь важен для тех, кто является поклонником здорового образа жизни», – рассказал участник похода, путешественник Дмитрий Сагалаков на пресс-конференции Москве. Поход посвящен 1000-летию со дня кончины святого князя Владимира, крестившего Русь, а также 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Маршрут повторит Великий русский северный путь, которому больше тысячи лет, сообщает Интерфакс. Протяженность похода составит 1500 километров. Маршрут путешественников пройдет от Москвы через Радонеж, Хотьково, Сергиев Посад, Александров, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Вологда, Кириллов. Между двумя крайними точками. В каждом городе, через который пройдет маршрут, к походу будут присоединяться новые путешественники: историки, археологи, студенты, добровольцы. Всего до Соловецкого архипелага, рассчитывают организаторы, доберутся сотни человек. Путь займет два месяца – группа вернется назад 1 августа. Из Москвы стартуют около 40 человек, которые пройдут по семи российским регионам. По пути к основной группе присоединятся другие участники из местных жителей. 

«На Соловецких островах я узнал, что этот путь существует, огромное количество людей – самолетов тогда не было - шли пешком для того, чтобы изменить свою судьбу», – заявил путешественник.

«Великий русский северный путь является богомольным путем русских правящих династий Рюриковичей и Романовых и представляет собой древний маршрут на север от Москвы до Соловецких островов», – рассказала вице-президент Фонда содействия развитию спорта и культуры мира Татьяна Багаутдинова. Она отметила, что несмотря на отсутствие большого числа исторических источников, рассказывающих об этом пути, «можно уверенно говорить о его существовании». Такими источниками служат очерк Сретенского монастыря, мемуары публициста Петра Богатерева, издание историка Александра Филюшкина «Василий III». Участники похода планируют собрать новый материал для научных исторических работ.

«Сам тот факт, что наши современники готовы пройти такой длинный путь, показывает не только физическую готовность, но и стремление к духовному подвигу», – считает глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

«Многие идут (в этот поход) с целью что-то изменить в своей жизни», – уверен он. Клирик отметил, что «проставлять Бога нужно и душой, и телом». «Наши чувства, наше мировоззрение во многом определяется тем, что делает наше тело», – уверен священнослужитель.

Вместе с тем, он призвал ограничить «дикий» туризм на Соловках и назвали неуместной развлекательную деятельность на архипелаге, сообщает РИА Новости.

По его словам, еще в позднесоветское время на Соловках сложилась «традиция дикого туризма», когда «устраивались фестивали с громкой музыкой» и приезжие «обустраивались на берегах того или иного острова, разбивали там стихийный лагерь, жгли костры, употребляли спиртные напитки, устраивали какие-то полустихийные «хеппенинги».

«Мне кажется, что виды развлекательной деятельности, которые могут вестись на Соловках, нужно серьезно регламентировать. Это место молитвы, это памятное место, это место скорби, место, где погибли безвинно многие люди, в том числе виднейшие представители российской интеллигенции. Развлекательная деятельность в таком месте вряд ли уместна», – сказал священник.

Он добавил, что различные культурные мероприятия на Соловках, безусловно, могут проводиться, так же как и развиваться туристические учреждения, однако – «с учетом того, что это особое место и для верующих людей, и для тех, кто связывает с этим местом историческую память».

Священнослужитель напомнил, что в российском законодательстве недавно появилось такое понятие, как «религиозно-историческое место». Те места, которые подпадают под это понятие (в их числе и Соловки), предполагают, отметил он, «с одной стороны, культовую деятельность, то есть деятельность христианской общины, и с другой стороны – разумность в организации туризма и разной торгово-развлекательной деятельности».

«Сегодня мы пытаемся вместе с министерством культуры РФ найти некие параметры того, что будет означать на уровне подзаконных актов понятие “религиозно-историческое место”. Оно уже есть в законе об объектах культурного наследия, теперь нужно его раскрыть. Это понятие было введено именно для того, чтобы устранить проблемы, которые возникали с учреждениями и культурно-историческими объектами другого статуса – заповедниками, заказниками и так далее», – пояснил отец Всеволод.