Новости

Открытие девятого сезона в Соловецком Морском музее

11 июня 2015 г.
Открытие девятого сезона в Соловецком Морском музее

13 июня 2015 года открывается девятый сезон в Соловецком Морском музее. Помимо постоянной экспозиции «Соловецкое море: морская практика жителей Русского Севера и Соловецкий монастырь» музей представляет две новые выставки – результат экспедиционной и архивной деятельности его сотрудников.

Первая выставка «Забытый остров: Воспоминание о Николаевском ските Соловецкого монастыря на Кондострове» рассказывает о короткой и удивительной истории последнего соловецкого скита на беломорском острове, расположенном в ста километрах южнее Соловков. Переданный обители в самом конце XIX века, этот необитаемый остров за десять с небольшим лет преобразился: на нем возникла каменоломня и различные промыслы, корпуса для братии и паломников, причалы и навигационные знаки, приют для поморов, застигнутых штормом, дороги. Но главное – над дикими скалами поднялся сказочной красоты деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца. Прямое отношение к истории «Кондостровских Соловков» имели император Николай II, министр финансов С.Ю. Витте, архиепископ Тихон (Никаноров), ныне почитаемый Церковью как священномученик, а также предпоследний настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Иоанникий (Юсов). История возникновения Кондостровского скита – характерная страница прошлого Соловецкой обители. Издревле научившиеся широко хозяйствовать в крае, умевшие и любившие работать своими руками, соловецкие монахи развили в себе особое отношение к труду. Постоянный и напряженный телесный труд был условием выживания на берегах холодного моря и воспринимался ими как один из аскетических подвигов наряду с молитвой и постом, как «дело святое», как «работа Богу и Преподобным». В советское время скит был закрыт, а на острове разместилось одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа. Ныне там царит запустение. И лишь воспоминания живут на этом суровом и живописном клочке земли посреди моря. Автор выставки Алексей Лаушкин, художники – Рустем Каримов и Светлана Рапенкова.

Вторая выставка «Peter Kniphof и Гришка Дудин: встреча на краю океана. Камень с автографами моряков XVIXX веков на острове Большой Аникиев в Баренцевом море» знакомит с таким уникальным памятником эпиграфики как Аникиев камень. Из-за возникшей традиции выцарапывать на нем своё имя и год посещения островка, сланцевая плита на Аникиеве-острове размером 6 х 5,8 м превратилась в диковинную гостевую книгу, пополнявшуюся с конца XVI по XX век записями мореплавателей из Германии, Голландии, Дании, Норвегии и России. Аникиев камень – важный источник для изучения международных контактов на севере Европы в эпоху позднего Средневековья и последующее время. И хотя открыт учёными он был давно, его изучение, по сути, только начинается. Нет даже научной публикации вырезанных на нем текстов, не говоря уже об атрибуции всех людей, оставивших там свои автографы. Желая содействовать изучению Аникиева камня, Соловецкий Морской музей в 2013 году впервые провел его полную фотофиксацию. На выставке – тоже впервые – представлена фотография всего Аникиева камня в высоком разрешении, а на сайте музея для свободного использования специалистами и всеми интересующимися выложен графический файл, позволяющий рассмотреть памятник в натуральную величину. На выставке вокруг изображения Аникиева демонстрируются фотографии, рассказывающие о его «географическом контексте» – хребте Муста-Тунтури, полуостровах Средний и Рыбачий, самом Большом Аникиеве острове и, конечно, Баренцевом море. Авторы выставки – Владимир Бурсин, Алексей Лаушкин и Светлана Рапенкова, художник – Рустем Каримов.