-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
8 апреля 2013 г. Большинство людей живет верой, но вера бывает разная
1 апреля 2013 г. в Художественной галерее г. Сарова открылась выставка «Соловки: Голгофа и Воскресение». Среди почетных гостей присутствовал митрополит Архангелогородский и Холмогорский Даниил, который незадолго до открытия экспозиции ответил на предложенные ему вопросы.
– Ваше Высокопреосвященство, каково Ваше отношение к Соловкам?
– Этот остров суровый, холодный, но, вместе с тем, величественный. И если он климатически суровый, то духовно он – теплый. Поэтому народ и приезжает туда для того, чтобы напитаться благодатью Божией, которая обильно почивает на этом острове. И кстати, не только потому, что там здесь страдало множество мучеников. Мы знаем, что еще до переворота 1917 года русский народ имел традицию приезжать в это Святое место.
Для меня Соловки – это духовный оазис, настоящая Северная Фиваида. Соловки – это не только камни, но и братия, которая добровольно несет послушание в этом особом месте. Большая часть насельников приехала в монастырь издалека, и несет здесь подвиг, зачастую против своей природы. Вы только задумайтесь, человек родился и вырос в Молдавии, там, где виноград, солнце, фрукты… Но он приезжает на Север, и добровольно живет в месте, которое отнимает у него здоровье. Как с этим мириться?
Если мы спросим людей, живущих вокруг нас: что такое смерть, то 90% ответят, что это потеря. А апостол Павел говорил, что «для меня жизнь – это Христос, и смерть – приобретение» (Фил 1. 21). Он говорил не в тон тому настроению, которое сопровождает современного человека. Для большинства смерть – это потеря, для апостола Павла – это приобретение. Почему приобретение? А потому, что он знал, что после смерти соединится с Богом, потому что земная жизнь – это «юдоль плачевная», а пребывание с Богом приносит духовную радость.
Многие святые отцы, например, свт. Игнатий Брянчанинов, писали о том, «земная жизнь есть не собственно жизнь, но непрестанная борьба между жизнью и смертью». Наша жизнь это место, где человек проходит школу. А в школе тяжело учиться. Я даже по-другому скажу, не школу проходит человек, он преодолевает «полосу препятствий», как солдаты в армии. И на этой полосе тебе не дадут отдохнуть, для того, чтобы ты показал хорошие результаты. Вся наша земная жизнь – это труд, скорби, страдания.
А та жизнь, небесная, там ничего этого нет. Этим и объясняется то, что приезжают монахи на Соловки из самых разных уголков, из весьма благополучных в климатическом плане земель, и заточают себя здесь. Потому что, с точки зрения духовности, десять лет больше, десять лет меньше – это ничто. Самое главное – как человек живет. Если он живет с Богом, то он может прожить и небольшую жизнь, но ее результатом может стать – ВЕЧНОСТЬ. А можно жить без Бога. Но, даже, если человек будет жить как Адам и его первые потомки по несколько сотен лет, что толку будет от этой жизни?
Я еще раз хочу повторить, что Соловки – это не только благодатное место: камни, храмы… Это, прежде всего, те люди, которые населяют этот Святой остров. Их присутствие указывает на то, что и в нашем XXI веке есть место для духовного подвига, есть место для жертвенности. Соловецкие монахи, приносят себя в жертву Богу, России и людям.
– Приезжая в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру каждый раз поражаешься тому, как на пустом диком месте появилась величайшая обитель, плодами, духовным продолжением которой, стало множество других монастырей. Приезжая на Соловки или в другие места, в туже Лавру или Саров, куда мы с Вами направляемся сейчас, поражаешься тому, что слава о Соловецких подвижниках, храмы в их честь можно встретить в самых разных уголках нашей страны. Скажите несколько слов о духовных и материальных плодах монашеского делания, для которого нет ни расстояний, ни временных ограничений. И если можно, расскажите о своей деятельности по благоукрашению и преображению вверенной Вам церковной территории.
– По традиции каждый епископ старается возрождать то, что было на нашей земле, и, прежде всего, веру. Потому что, именно вера – основа жизни человека. Каждый человек живет верой. На протяжении всех лет моего пастырского служения мне приходится объяснять это людям. Бывает, заходишь в поезд, и спрашиваешь попутчиков: во что веруете? А в ответ слышишь: я не верующий человек. Этому уже не верю я, и всегда привожу пример, связанный с деятельностью патриарха Алексия I. Находясь за границей в годы хрущевщины, он привел иностранных журналистов в состояние шока, когда отвечая на вопрос: много ли верующих живет в Советском союзе, ответил, что: у нас все верующие. Потом, комментируя свои слова, он пояснил, что одни верят в то, что Бог есть, другие в то, что Бога нет, и это тоже вера.
Хочется добавить, что человек живет не знаниями, а верой. Просыпаясь утром, он верит, что доедет до работы, садясь в свой автомобиль, он верит, что доживет до отпуска… К нему кто-то приходит, что-то рассказывает, а человек всему верит… Мы редко что-то проверяем, у нас просто нет времени на проверку, мы все воспринимаем на веру. Мы включаем телевизор, где показывают тот или иной сюжет, но мы не знаем, так ли это на самом деле. Часто проходит время, и мы узнаем, что все было иначе, а мы верили. Человек живет верой, если у него не будет веры, он не будет ничего делать: зачем строить дом, если я не верю в то, что я его дострою, зачем рождать детей, если я не верю в то, что я их выращу?
Большинство людей живет верой, но вера бывает разная. Есть вера, а есть суеверие – суетная, пустая вера, которая не дает человеку ничего.
А те наши памятники, которые остались от наших верующих предков, говорят об их правильной вере. На Руси говорили так: «Завтра умирать, а рожь – сеять». С точки зрения атеистов, христиане – это те, кто живет отвлеченными понятиями, призрачным и неизвестным будущим. Это неправда. Мы видим, что самые лучшие дома у нас на Севере, создавались в то время, когда человеческое сердце было наполнено верой в Бога. Человек уже здесь на земле создавал отражение Горнего мира в архитектуре, произведениях искусства, во всех творениях своих рук. На территории одного из приходов Архангельской области стоит конюшня. У нее уже давно разобрали крышу, а стены стоят такие, что их можно разрушить только тракторами: монолит, прочность, кирпич к кирпичу – вот как делалось, на века. Сейчас так не делают. И это показывает то, что люди знали, да, наше будущее отечество там, но здесь наша малая земля, малая церковь, малая семья, малое отечество – поприще, на котором мы должны трудиться на все 100%.
Именно эта идея формировала не только личность отдельного человека, семьи, монастыря, эта идея формировала целую страну, государство. Люди жили по законам, главным из которых был Закон Божий. Если многие считают, что закон можно нарушить незаметно, то, Христианство утверждает, что этого делать нельзя. Бог видит не только дела и слова человека, но и все его помыслы. Поэтому псалмопевец и говорит: «Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися» (Пс 37. 10). Господь слышит наши воздыхания и желания, и часто дает человеку просимое, если это принесет пользу. Человек думает, что это произошло случайно, но ничего случайного нет.
Мы видим, что сейчас идет постепенное возрождение веры. Нам хотелось бы большего, но после того, когда человек выйдет из реанимации, ему очень тяжело восстанавливаться. Бывает так: вот мы сейчас едем в машине – доля секунды и, – авария, человек травмируется, и восстанавливается он очень долго, и это физически. А духовное восстановление происходит еще медленнее, на это может уйти жизнь целых поколений. Сейчас мы переживаем период восстановления мировоззрения, сознания, нашей веры и тех устоев, плоды которых поражают нас и сегодня. Надеемся, что этот процесс будет продолжаться.
– Вы уже были на соловецкой выставке в Архангельске, видели ее на Соловках. Расскажите об этом проекте и необходимости подобных начинаний.
– Я вспоминаю слова Цицерона, он говорит, что «история – наша лучшая учительница». И действительно, когда проходят такие выставки, ты видишь масштабность разрушения нашей веры, и по-новому осознаешь подвиг исповедничества. Понимаешь, что если бы наши предки жили так, как живут многие из нас, идущие на поводу рекламы, которая предлагает положить потребление в основу своей жизни, то исповедников просто не было бы. Многим из них, и священнослужителям, и верующим мирянам, предлагали отречься от веры, признать, что она «буржуазная утопия», вред, обещая за это хорошую карьеру, спецпаек и или хотя бы свободу от тюремного или лагерного заключения. А люди говорили, что не отрекутся от веры, даже на словах, они не шли ни на какие компромиссы, и в результате оказывались на Соловках, на нашем Севере. Когда видишь эту крепость духа, понимаешь, что эти люди, эти святые посеяли семя веры, а мы – лишь ростки.
Хочется, чтобы эти важные мысли, которые выражены в соловецкой выставке, стали понятны людям, чтобы как можно больше людей приобщилось к подвигу своих предков. Это и происходит в действительности, ведь никто не уходит отсюда равнодушным. Отдельные экспонаты, экспозиция в целом, это зерно, которое западает в сердце, прорастает в душе и поднимает людей на новую ступень нравственной жизни.
Важно, чтобы посетители отличали «темное пятно», которое оставили в истории России палачи и мучители, и яркий указатель, который оставили нам исповедники. Период гонений показал, что наша Церковь самая правильная, ее учение самое высокое, самое чистое.
Часто я привожу такой пример. Идут боевые действия, победу в которых одерживает армия войска под управлением полководца. Начинают интересоваться и выясняют, что он окончил такое-то военное училище. Спрашивают другого победителя, и узнают, что и он вышел оттуда. А потом оказывается, что и третий известный военачальник воспитывался именно там. И когда заканчивается война и встает вопрос: куда отдать мальчишек, чтобы из них выросли настоящие герои, непобедимые воины, все понимают, что именно в это прославенное училище.
Периоды испытаний многое показывают. События недавней истории указывают на то, что самое замечательное «училище» у нас – это Русская Православная Церковь! Она дала огромное число святых. Ни какой век, ни какая страна не дали, столько мучеников и исповедников, которые не отреклись от своей веры и пронесли свой крест до конца. Это подтверждает мысль о том, что наша Церковь имеет самое правильное устроение, догматику, богослужение. В нашей Церкви содержится все необходимое для спасения. В этом «училище» есть все для того, чтобы из него выходили самые лучшие воины.
Цель этой выставки – показать разрушенное былое и сегодняшнее величие Церкви. В Церкви люди немощные, слабые, но Церковь способна из этих людей сделать лучших воинов.
Место: Саров