-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
6 мая 2012 г. Новый облик монастырского причала: за и против
В бухте Благополучия на большом Соловецком острове завершена реконструкция причала «Монастырский». Однако среди соловчан нет единого мнения о новом облике исторической пристани.
Гавань Благополучия - это целая система небольших морских губ (заливчиков) и стоящих на их берегах гидротехнических сооружений, служб, гостиничных корпусов и исторических памятников. Она формировалась на протяжении всей истории Соловецкого монастыря и может рассматриваться как единый архитектурно-ландшафтный комплекс. В нее входят комплекс зданий на Сельдяном мысу, Архангельская и Преображенская гостиницы, монастырский сухой док с памятными стелами, набережная с причалами и часовнями у западной стены кремля. В начале XX века гавань обслуживала обширное морское хозяйство монастыря: пароходство, парусный флот, маломерные промысловые суда, здесь ремонтировали приходящие на Соловки суда.
Как и все Белое море, гавань Благополучия достаточно мелкая, поэтому местные мореходы должны обладать определенной сноровкой и опытом, чтобы успешно обойти все мели, сманеврировать между многочисленными островками и лудами (Песья, Парусный, Бабья, Игуменский и другими) и благополучно пристать к причалу «Хета», к одной из пристаней Сельдяного мыса или Монастырскому причалу около Преображенской гостиницы, к царской пристани напротив Святых врат монастыря или отшвартоваться в Сухом доке. Более крупные суда не заходят в бухту, а встают у Тамариного причала, расположенного в северной части поселка. Круизные лайнеры бросают якорь на рейде.
Монастырский причал у Преображенской гостиницы был построен вместе с ней в 1860 году, под ним лежит причал более ранний, XVII-XVIII веков, а ниже, реконструкции старого монастырского причала начались пять лет назад.
В соответствии с проектом причал полностью реконструировали: все сваи из дерева заменили на стальные, вместо деревянного покрытия сделано бетонное, установлены гранитные парапеты ограждения и новые фонари.
Как рассказал начальник отдела эксплуатации флота и причалов Соловецкого музея Станислав Дробышев, основные работы на причале были завершены осенью 2011 года. Планируется использовать причал для швартовки судов, осуществляющих доставку людей и грузов из Кеми, а также для отправки туристов на морские экскурсии. В навигацию причалом будут пользоваться не менее шести судов: «Печак» и «Пассажир», принадлежащие музею, два монастырских судна и еще два из Кеми. Общая длина причальной стенки составляет 120 метров. Освещение обеспечивается 12 фонарями.
Сейчас завершен монтаж системы видеонаблюдения. По словам электромонтера ООО «СМП-пожавтоматика» Сергея Лобоза, организация более десяти лет выполняет подобные заказы для музея. На шести объектах установлено от 5 до 16 камер, на причале их будет девять.
Кстати, 12 мая на Соловках планируется открытие навигации для маломерных судов. И если «Печак», стоящий у нового причала, несмотря на своей немалый возраст (в этом году ему исполнится 50 лет), готов выйти в море, то «Пассажир» пока находится на ремонте в Архангельске. При этом проведение необходимых работ обходится недешево - почти в 7 млн рублей, тогда как за прошлую навигацию оба теплохода заработали только 6 млн рублей.
Обновления ждет не только флот музея. Преображенская гостиница, которую путешественники в XIX веке описывали как не уступающую по комфорту лучшим отелям Европы, смотрит боты по реконструкции причала, планировалось восстановление всего комплекса: пристани и гостиницы. Начали с причала в связи с особенностями строительных работ в процессе его реконструкции - активное воздействие на грунт могло сказаться негативно на состоянии отреставрированной гостиницы. В ней провели противоаварийные работы, завершен проект восстановления здания.
Однако многих соловчан беспокоит, что работы по воссозданию облика Преображенской гостиницы повторят историю с реконструкцией причала.
- У нас шутят: «Монастырский причал «офонарел», - рассказывает жительница Соловков, историк СЛОНа Антонина Сошина. - На мой взгляд, чугунные фонари и цепи совсем не вписываются в архитектурный облик и ландшафт острова. И где гарантия, что при восстановлении Преображенской гостиницы ее, например, не обошьют пластиком?
Разделяет это мнение и наместник Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря архимандрит Порфирий. Еще в прошлом году на пресс-конференции в Архангельске в качестве примера крайне неудачной реставрации он назвал восстановление монастырского причала, который, как отметил отец Порфирий, в нынешнем виде скорее похож на мавзолей.
- В деле восстановления соловецких памятников нужна крайняя осмотрительность. Задача возрождения Соловков - это в том числе сохранение и восстановление памятников, всего соловецкого наследия. Главный принцип, которым следует руководствоваться при выполнении этой задачи, - «не навреди», - считает наместник монастыря, который сейчас также является директором Соловецкого музея-заповедника.
Тип: Публикации о Соловках
Место: Соловки
Издание: Спецвыпуск «Соловецкие вести» газеты «У Белого моря» № 17 от 4 мая 2012 г.