-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
9 апреля 2014 г. Главному архитектору страны не понравилось то, что предлагают сделать из Соловков
Президент всероссийского Союза архитекторов Андрей Боков подписал соглашение о сотрудничестве с областным правительством. Документ предполагает участие главного архитектурного сообщества страны в обустройстве Соловецкого архипелага.
К визиту Бокова было приурочено заседание регионального архитектурно-художественного совета, на котором обсуждался план застройки поселка Соловецкого. Главный областной архитектор Дмитрий Яскорский представил планировочные решения главного острова архипелага. Основная документация уже была разработана и ждала принятия.
В архитектурном решении, предложенном местным ведомством, были обозначены необходимые инфраструктурные и социальные аспекты. Так, предлагалось снести не украшающие общий вид сакрального места строения, перенести хозяйственные постройки в отдельную зону, также предполагалась зона, предназначенная для стоянки частного хозяйственного транспорта селян, спланировано место под огороды. Отдельно представили проект поселковой поликлиники, которая на картинке выглядела чем-то вроде швейцарского шале. Этот проект, кстати, вызвал одобрение собравшихся зодчих, поскольку его наглядная простота и «ландшафтность» – это как раз то, что органично вписывается в стилистику не только острова, но и прекрасно выглядело бы в любой северной деревне. Однако в деревнях пока ничего, кроме коробок из силикатного кирпича или древесных срубов, похожих на бараки, не предлагают. А вот морской вокзал на Тамарином причале «закидали помидорами». По мнению специалистов, размах архитектурной мысли как-то не очень-то подходит уникальной соловецкой стилистике.
Особого внимания была удостоена дорожная инфраструктура, аэродром и причальные сооружения, предназначенные не только для местных, но и по большей части для предполагаемого наплыва туристов со всех концов мира.
Оказалось, все не так просто, как планировалось. По словам приглашенного эксперта Бокова, «Никто из нас не имеет права на ошибку, когда речь идет о Соловецком архипелаге. Соловки – это та ценность, которая полностью исключает безответственное и непрофессиональное отношение».
Чтобы сразу исключить все безответственное и непрофессиональное, архитектора Бокова совершенно не устроили некоторые пункты планировки острова и инфраструктурные проекты.
– Планировочные документы в последнее время в России страдают одним и тем же заболеванием – они не имеют ни начала, ни конца, – пояснил глава профессионального сообщества. – В данном случае я увидел, что они не опираются на точное представление о потребностях жителей Соловков. Документы должны дать понятные и внятные ответы: что можно строить и где строить. Так, документы планирования в Европе содержат строжайшие требования и ограничения по всем архитектурно-строительным параметрам. Например, по использованию в строительстве тех или иных материалов. Попробуйте в Испании покрасить новостройку не тем цветом – вас просто «разденут», и строительство станет не по карману.
Впрочем, речь шла не столько о цветовой гамме проектируемых домов для жителей острова, сколько о предлагаемой инфраструктуре.
В частности, Боков сильно усомнился в необходимости строительства на острове новых дорог, поскольку, по его мнению, недостаточно эффективно используется существующая транспортная сетка.
Возведение промышленных объектов, которые могут нанести островному ландшафту непоправимый ущерб, Боков также счел излишним и ненужным, высказав предпочтение альтернативным способам обеспечения острова энергией.
Так, если, по словам заместителя губернатора по развитию Соловецкого архипелага Романа Балашова, прокладка кабеля по дну Белого моря и строительство мощных энергоблоков является хоть и дорогим, но оправданным способом энергообеспечения острова, то глава архитектурного сообщества настаивает на использовании менее затратных, но более эффективных, по большей части альтернативных технологий.
– Надо заканчивать строить заводы по производству тепла, очистке воды… Нужны скромные энергоблоки, работающие на самых разных видах энергии. Я думаю, что в любом случае двадцать процентов потребностей можно обеспечивать за счет альтернативных источников.
Необходимость выделения отдельной индустриальной зоны для хозяйственных сооружений и техники селян Боков также поставил под сомнение:
– Если у мужичка в хозяйстве пять тракторов, то да, будь любезен, храни всю технику на специальной территории. А если у него в работе один тракторишко, то не надо человека гонять – пусть живет, как живет, только следует установленным правилам.
Предложенные к строительству типовые проекты домов для жителей Солвецкого также восторга у архитектора не вызвали:
– Строить совсем барахло нельзя, – заявил Боков, окончательно добив предложенный план благоустройства острова.
В любом случае, архитектор заверил, что Союз готов оказать властям Поморья всестороннюю помощь в развитии Соловецкого архипелага, в том числе и на этапах подготовки конкурсной документации.
Тип: Публикации о Соловках
Место: Соловки
Издание: Газета «МК в Архангельске» от 9 апреля 2014 г.