-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
25 июня 2014 г. Не заслоняйте Соловки!
Что мы знаем о Соловках? Что там есть монастырь. Что в 1920-х здесь всем заправлял УСЛОН – Управление Соловецких лагерей особого назначения, и сидело там до 20 тысяч человек, среди которых и покойный академик Дмитрий Лихачев. Если говорить общо, это остров мученичества. Да, еще то, что на реверсе 500-рублевой купюры изображен Соловецкий монастырь: Вот, пожалуй, и все.
Это в 70-е годы было признаком хорошего тона ездить в Кижи, на Валаам и Соловки. Сейчас хороший тон ушел, а скандалы тем не менее случаются. Последний – со строительством в охранной зоне ансамбля Соловецкого монастыря нового и весьма масштабного музейного комплекса, нарушающего все мыслимые нормы федерального законодательства, которое жестко регламентирует подобные проекты. Невероятное же в этой истории – что его проект был утвержден и получил добро на строительство от самого Минкульта РФ.
Особую скандальность ситуации придает то обстоятельство, что решение об этой сомнительной соловецкой «стройке века» было принято чиновниками от культуры в худших традициях отечественной бюрократии: без консультаций с экспертным сообществом, минимального анализа композиционных и визуальных связей нового объекта с ансамб-лем монастыря и с комплексом зданий городка УСЛОН, которые расположены всего в двух десятках метров (!) от площадки нового строительства. Может, поэтому ряд ведущих отечественных экспертов в области архитектуры и охраны культурного наследия и представители нескольких весьма авторитетных в этой сфере общественных организаций обратились именно к министру культуры РФ Владимиру Мединскому – для начала решили донести до него свое просвещенное мнение, призвать его одуматься и забрать свое «добро» назад.
«Ситуация, в которой инициатором и организатором подобного строительства выступает Министерство культуры, представляется нам абсурдной», – пишут министру авторы письма, в числе которых президент Союза архитекторов России Андрей Боков, гендиректор ЗАО «Росреставрация» Владимир Брянов, глава Комиссии по сохранению культурного наследия Общественного совета Минкульта РФ Юрий Веденин, заместитель гендиректора НИИ «Спецпроектреставрация» (Санкт-Петербург) Михаил Мильчик, координатор «Архнадзора» Константин Михайлов, председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло.
Они убеждены: если музей будет построен на месте, указанном в проекте, и в проектных габаритах, он неизбежно войдет в совершенно неуместное визуальное соперничество с монастырем, исказит исторические панорамы архитектурного ансамбля и Святого озера. Более того, новое здание столь значительных размеров просто взорвет пространство, центром которого является сегодня монастырский ансамбль. И причина этого очевидна любому специалисту: строительство столь масштабного здания не соответствует допустимым по закону параметрам регенерации в охранной зоне памятника архитектуры, которые вовсе не с потолка были взяты.
Впрочем, абсурдность проекта этим не ограничена. Его авторы, а вслед за ними и его чиновные апологеты, забыли одно ма-а-ленькое обстоятельство, которое должно бы при государственном подходе к делу похоронить его на корню: на Соловецких островах нет ни достаточной транспортной, ни необходимой инженерной инфраструктур, без которых и новый музей, и новые социальные объекты – школа и поликлиника, строительство которых также предполагается, – не то что не смогут функционировать – в принципе не могут быть возведены! А теперь спросим себя (и министра): можно ли одобрять, да и просто называть термином «проект» это недоразумение, в котором нет ни слова ни о системах энерго- и водоснабжения, ни о водоотведении и канализации, ни даже об уборке и утилизации мусора, не говоря уж обо всем этом в жестких историко-охранных рамках?
Напомним, что ранее свою обеспокоенность проектом нового строительства возле Соловецкого монастыря выражали наблюдательные миссии ЮНЕСКО: их возмутила даже сама идея строительства нового диссонирующего объекта в буферной зоне объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, которое «нанесет ощутимый ущерб его восприятию и может стать поводом для лишения Соловецкого архипелага этого статуса». Что, очевидно, нисколько не помешало Министерству культуры утвердить этот проект даже без ставшего вроде бы традиционным обсуждения на Общественном совете при нем самом.
Захар Прилепин, писатель, автор романа о Соловках «Обитель»:
– Не могу вам передать свои ощущения от Соловков, от здешней северной природы, это очень сложно выразить словами. Можно сказать, они пронзительные, но и это только одна какая-то грань. Наверное, все мои чувства так или иначе в романе выражены. Хотя, с другой стороны, Павлу Флоренскому, сидевшему на Соловках, не нравилась соловецкая природа, он считал, что жизнь русского духа на Соловках замерла после того, как в 1676 году один из монахов показал тайный лаз царским стрельцам, они там прошли и перебили камнями монахов, многих из которых не удалось потом даже похоронить. Флоренский считал, что тогда произошел надлом, и святость ушла, хотя многие считают совершенно по-другому. Вообще нельзя сказать, что на Соловках есть какое-то точное ощущение происходящего, оно скорее там плывущее. Там властвует такой морок природы, тишины, струящегося воздуха. Такое «морочное» состояние русского мира кажется мне характерным для всей нашей страны, и на Соловках оно каким-то образом отражается.
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Газета «Труд» от 25 июня 2014 г.