-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
19 декабря 2014 г. На Соловках каждый человек – это остров
Доцента САФУ Василия Николаевича Матонина на Соловках знают все. Сам он – размеренный, вдумчивый философ-романтик. Мне давно хотелось поговорить с Василием Николаевичем о Соловках – когда-то о его доме, сейчас – об исследовательской лаборатории и всегда – о месте поиска себя.
– Василий Николаевич, на Соловках планируется открыть научный центр. Что вы об этом думаете?
– Это уже потому интересный и перспективный проект, что у него есть прошлое. Очень активно с Соловецким музеем сотрудничал АГПИ. Теперь, когда создан САФУ, было бы логичным появление на его основе Соловецкого научного центра. Это исторически предопределено.
Во второй половине XIX века при монастыре было открыто училище для «безбрадых трудников» – деревенских подростков, которых родители по обету отправляли на Соловки поучиться уму-разуму. Насельники Соловецкого монастыря, хотя и были по большей части из северных крестьян, всегда со вниманием относились к достижениям научной мысли. Для перевозки богомольцев на острове появились первые пароходы, были построены первая на Севере (и третья в России) гидроэлектростанция, первая в Беломорье радиостанция. В XIX веке открыта биостанция, к созданию которой причастны известные петербургские ученые, исследующие флору и фауну Белого моря.
Создание научного и, возможно, образовательного центра САФУ не противоречит соловецкой идее, которую можно сформулировать как идею «перехода» (обретения нового качества), основанную на идеале Преображения. Если благое намерение вписывается в исторический контекст, то ему нет альтернативы. Как говорится, ветер – в паруса.
– Вы знаете Соловки от «А» до «Я». Чем молодежь может там заниматься?
– Науки юношей питают. На Соловках есть все необходимое для исследовательской работы. Через историю Соловецкого монастыря раскрываются прошлое и настоящее Русского Севера, Поморья, России. Археологические памятники, архитектура, гидротехнические сооружения, музейные фонды – все это объекты для изучения. На Соловках есть, где послушать тишину и спрятаться от суеты.
Можно обучаться музейному делу, заниматься со школьниками, читать лекции на соловецких предприятиях, что уже было когда-то в музейной практике, участвовать в экспедиционной работе, писать научные справки и статьи. Соловкам всегда нужны экскурсоводы, в том числе со знанием иностранных языков.
Неисчислимы перспективы, открывающиеся для биологов. Около трехсот видов птиц останавливаются на островах при перелетах или гнездятся на архипелаге. В Белом море обитают животные, растения и рыбы пяти географических поясов: от бореальных до арктических. На шести островах насчитывается около пятисот озер. Если кому-то дискотеки нужны, то пусть они будут на отдельном необитаемом острове.
Планируемые в ходе исполнения целевой госпрограммы реставрационные и строительные работы невозможны без инженеров, архитекторов, рабочих, художников, искусствоведов. Иначе материальные ресурсы не решают, а создают проблемы. Мне, например, очень жаль, что на Соловках прекратил работу научно-реставрационный кооператив «Палата». В течении более чем 20 лет на Соловки приезжали будущие физики и математики из МГУ, брали в руки молоточки и стучали по стенам, занимались строительной и реставрационной работой, которая не мешала им впоследствии становиться профессорами и доцентами. Что-то этим летом их не было видно. Будущие историки из МГУ приезжали в музей на практику. Природа и архитектура Соловков привлекают к себе художников. Да и островной менталитет – это что-то особенное! Каждый человек напоминает Остров и выстраивает «мосты», строит «дамбы», соединяющие его с другими «островами». Соловки являются моделью социума, характерного для материка. Думаю, что не только социологам интересно, как происходит это взаимодействие. На Соловках, как в большом ковчеге, был когда-то представлен весь Советский Союз.
– В том году мне удалось познакомиться с такими «островами». Я побывала на спуске яхты «Святой Петр» на Соловках и тогда поняла, что это место притяжения удивительных, необычных людей со всего мира. Кто эти люди, которые всегда так стремятся на Соловки? Случайный человек ведь вряд ли там окажется…
– Однажды на призыв Товарищества северного мореходства к волонтерской деятельности откликнулись студенты ГИТИСа, и приехала к нам группа будущих актеров. Мы давно хотели восстановить исторический деревянный крест в бухте Благополучия. Он когда-то стоял на том месте, где мель обрывается в глубину, и не только освящал пространство бухты, но был и навигационным знаком. В советское время крест убрали и суда, которые приходили к Царской пристани, садились на мель, если капитан не знал фарватера. Восьмиметровый крест, весивший около тонны, за год до приезда студентов был уже изготовлен и лежал на берегу. А вот как его поставить? И с приехавшими молодыми людьми, будущими актерами, мы начали собирать камни, грузить валуны на понтон, перевозить и бросать в воду, чтобы потом на фундаменте маленького рукотворного острова поставить сруб и установить крест. Работа была тяжелой, но радостной. Крест ставили всем миром. Это происходило зимой, на Крещение, с большим праздником для жителей поселка. Теперь уже невозможно представить бухту Благополучия без этого креста.
Позднее наши друзья и бывшие студенты создали в Москве новый профессиональный и очень хороший театр. Они все состоялись как личности и профессионалы высокого уровня: стали известными актерами и режиссерами. Мы поддерживаем дружеские и деловые отношения. А в прошлом году режиссер Анастасия Имамова приезжала со своими артистами на Соловки, чтобы показать местным жителям спектакль по рассказу А. Платонова «Житейское дело».
– Василий Николаевич, а вы помните, когда первый раз приехали на Соловки?
– Пожалуй, лет в 15. Тогда можно было приехать на остров по профсоюзной путевке за 36 рублей. Позднее я приезжал на Соловки в составе труппы Архангельской экспериментальной театральной студии. У нас были творческие сборы со Школой-студией МХАТ, организованные Виктором Петровичем Пановым. В 1982 году мы с женой и ребенком переехали на остров, чтобы жить здесь постоянно. Я работал в Соловецком музее и в школе двенадцать лет. Это было нелегкое, но счастливое время.
– Вы тогда начали писать стихи?
– Стихи я начал писать в детстве и продолжил в юности, но влияние на творчество Соловецкого «ледникового» периода в моей жизни переоценить невозможно.
– А что делать на Соловках зимой?
– Я скучаю по соловецкой зиме. Это хорошее время для сосредоточенности и молитвы. Нам кажется, что мы выбираем то или иное место для жительства, но на самом деле место выбирает нас. Если у человека есть свое дело, ему полезно пожить на заснеженном острове. Море у берега замерзает. Люди в поселке становятся ближе друг к другу. Вспоминаются задушевные разговоры на кухне, песни под гитару. Для кого-то изолированность от суетной городской жизни невыносима, а мне она по душе. Соловки – это монастырь, куда «со своим уставом не ходят», но его Святые ворота открыты для «мира».
Тип: Публикации о Соловках
Место: Соловки
Издание: Газета Архангельска «Арктический вектор» (спецвыпуск) № 5(42) от 15 декабря 2014 г.