-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
21 августа 2015 г. Самопровозглашённая история – что палёная водка
Будучи недавно на Соловках и прогуливаясь вечером вокруг местного кремля, мы заметили экскурсионную группу. Вроде всё как обычно: несколько взрослых, дети, эмоциональный экскурсовод, рассказывающий о непростой соловецкой истории… И вдруг до нас донеслось дикое словосочетание, вылетевшее из уст гида: «Православный фашизм». Фраза, сказанная в нескольких десятках метров от православной святыни, где в советские времена были замучены тысячи священнослужителей, звучала шокирующе…
Мы заглянули в местное экскурсионное бюро, чтобы узнать, кем утверждаются тексты ходящих по Соловкам многочисленных экскурсий. Работники музея заверили, что все их гиды – профессионалы своего дела, а тексты экскурсий должны быть разрешены музейным советом. Но это – государственный музей. А вот за многочисленных «независимых» гидов, тут и там предлагающих свои услуги, никто не в ответе. Поэтому любой приезжающий на архипелаг турист (за исключением тех, что составляют чётко организованные и окормляемые монастырём паломнические группы) может попасть на «самопровозглашённого» экскурсовода и узнать от него то, что тот считает истиной в последней инстанции. Как рассказали в музее, таким «гидом» легко может стать, скажем, местный водитель. А в сделанных мной фото человека, обронившего оскорбительную фразу, сразу опознали одного из местных следопытов, известного своими антиправославными взглядами.
…Мы живём в мире, где историю собственной страны часто не принимают такой, как она есть, а подбирают подходящий вариантец под цвет собственных взглядов и их колебаний. Благо предложений на рынке «исторических услуг» в избытке. Один мой знакомый, потомок Авраама, несколько лет назад вдруг заявил, что на самом деле он… поморский шаман. С тех пор, одетый в шкуры, он усердно бьёт в собственноручно разрисованный бубен на разного рода «народных» праздниках – и что с того, что, согласно объективной этнографии, у русских поморов никогда не было шаманов?.. Выглядит это, в общем, достаточно мило, но несколько нелепо.
Ещё один пример – живущий в Минске знакомый, бурят по национальности, который вдруг ни с того ни с сего объявил себя белорусским националистом…
Но вернёмся к случаю на Соловках. Этот духовный сад посреди полярного моря когда-то создали монахи, прибывшие сюда на утлых лодках. И помимо фотографий и воспоминаний туристы увозят отсюда своё восприятие истории этого кусочка суши, сыгравшего такую большую роль в российской истории. Увозят в памяти в том числе то, что им рассказали экскурсоводы, подчас «альтернативные» по отношению к истории как таковой. Но есть ли смысл вкладывать миллионы в восстановление памятников, если о них рассказывают чушь? Может, пора уже ввести лицензирование на «исторические услуги»? Ведь если разобраться, вреда от подобного рода «истории» больше, чем от палёной водки…
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Газета «Невское время» от 19 августа 2015 г.