-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
11 декабря 2015 г. По части озабоченности общественности проектом предполагающейся передачи в участков лесного фонда в категорию земель населённых поселений
Не являясь специалистом по части земельных регламентов и охранных зон, но ознакомившись с некоторыми материалами по существу споров, в самой краткой форме выскажу своё мнение.
Прочтя ответы на волнующие вопросы Наместника и игумена Соловецкого монастыря Архимандрита Порфирия, не могу не согласиться с его мнением о плодотворной деятельности обители на Соловках и с его намерением её улучшить. Замечу только, что перевод земель из лесохозяйственного регламента Соловецкого лесничества в категорию земель населённых поселений, несмотря на преобладание интересов собственно монастыря создаёт прецедент их не целевого (в пользу монастыря) использования. Предшествующая история Соловецкого музея-заповедника знает многие попытки, внедриться на территории архипелага с собственными корыстными интересами чиновников из-за чего неоднократно пересматривалась территория заповедных зон, целью постройки базы отдыха и даже вертолётной площадки. Управители, корыстные инвесторы не преминут воспользоваться своими возможностями, а они у них огромны, и начнётся новая борьба с ними, от которой уже устали Соловки. Сейчас она затихла, территория подконтрольна органам охраны, находится под ведением просвещённого игумена. Но что если через некоторое время обстановка измениться, придут другие руководители, дошлые коммерсанты – что будет с Соловками? Если лесной регламент не препятствует монастырю почти беспрепятственно вести свою деятельность на территории островов, то его лучше оставить. Документы, подготовленные по Азерскому скиту, указывают на возможность вести полноправную религиозную деятельность, возводить здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения в условиях существующего регламента.
Замечу одновременно, что Соловки, прежде всего, славны своим прошлым, особой исторической духовной средой, постройками, которые были возведены много веков назад и при которых монастырь был самодостаточным. Смотреть на старину, обращаться к устоявшимся духовным ценностям едут люди на Соловки, и чем меньше новаций, и особых удобств – тем лучше. Не столько развитие, сколько восстановление и охрана должны заботить нас. Сейчас идёт работа по воссозданию прошлого, и в случае полного восстановления по описаниям и древним изображениям монастыря, скитов и промысловых урочищ их будет достаточно и для современных нужд. Взять хотя бы гостиницы, часть которых в руинах, а часть занята под жильё. Количество посетителей сейчас примерно столько же, как и в прошлые века. Удобства внутри могут быть другими, но зданиям лучше придать исторический статус. Приезд на Соловки – откровение, а не отдых в отвечающих современным комфортных условиях, с обилием дополнительных развлечений и разнообразного питания.
Ссылаясь на интервью игумена, не могу не согласиться с его мнением по части сохранения прав местных жителей, но, одновременно, их частичного ограничения воспитания, точнее, формирования у людей отношения к своей малой родине, как к уголку живой традиции. Больше того, все мы знаем, что рядом с монастырями всегда существовали слободы, из которых со временем органично вырастали целые города, где проживали, работавшие на монастырь люди. Вокруг обителей, таким образом, складывалась специфическая инфраструктура и система взаимоотношений, позволявшая всем участникам этих отношений вести дружественное созидательное сосуществование. Время изменило состав жителей. Но было бы лучше, и для места, и для местных жителей, и для посетителей архипелага, что бы рядом с монастырем проживали любящие его и старающиеся ради него люди, а не вынужденное оставаться здесь по каким-либо социальным или экономическими причинам население. Всем, кого не устраивают местные условия лучше предоставить (несмотря на затраты) возможность жить на материке. Приезжая сейчас на острова поражаюсь количеству ревущих моторов частных жителей и на дорогах и на море. Где тишина, торжество духа лишь за стенами монастыря? Вокруг всё больше коммерсантов, разбитых дорог, собирателей грибов и ягод, рыболовов. Ограды в данном случае просто необходимость.
Конечно, не хватает на Соловках монашества, подлинных владельцев островов, организующего начала всей жизни обители. Бывший придел мечтаний для подвижников мало населён, создаётся впечатление, что они здесь гости. Но именно их существование на фоне многочисленных скитов, пустынь и даже промыслов в прошлом наполняло жизнь особой атмосферой, естественным высшим порядком, когда все прочие были кратковременными и слабыми духовно гостями и получали нужное наставление. Как это исправить не знаю, но наличие иноков, как в прошлом, в количестве 250–350 человек во многом бы способствовало и порядку и духовности.