-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
12 декабря 2015 г. Реплика на интервью архимандрита Порфирия
Соловки – безусловно, уникальное место во многих своих проявлениях. Это место средоточия святости и греха, твердости духа и слабости искушения, величия архитектуры и мерзости запустения. Во всей этой противоречивой уникальности они следуют своим промыслительным путем, каждым днем своего существования, отражая в себе нас самих, ставя нас перед осмыслением и выбором. Это место, где до крайности обостряется восприятие реальности, а вместе с этим проявляются амбиции и гордыня. Может быть, именно поэтому вокруг Соловков постоянно кипят страсти. Очередное недавнее обострение соловецких страстей, выплеснувшееся на информационные просторы, связано с появлением на свет нового Генплана архипелага.
Впервые, насколько я понимаю, с момента ликвидации монастырской жизни на Соловках, Церковь была приглашена участвовать в разработке технического задания на проектирование наряду с администрацией Архангельской области и прочими заинтересованными структурами. Я немного знаком с предварительными этапами работы над техническим заданием на проектирование, т.к. нас – участников Товарищества северного мореходства (ТСМ) привлекали для осмысления этой задачи и формулирования предложений по каким-то локальным участкам. В частности нам было предложено, опираясь на удачный опыт создания Соловецкого морского музея, сделать предложения по музеефикации объектов Сельдяного мыса. Поэтому могу засвидетельствовать, что путь к формированию ТЗ на проектирование был не быстрый и не легкий, а предложенный Генплан далеко не первый. Больше всего времени ушло на формирование методологии подхода к проектированию и понимание задачи, как из всего многообразия интересов вычленить центральную идею, которая стала бы «градообразующим стержнем» проекта. Всемирное наследие ЮНЕСКО, федеральные памятники архитектуры, развивающийся монастырь, поселок и местные жители, флора и фауна, туристы и паломники, Карелия и Архангельская область, федеральные и областные структуры и бюджеты… Из всего этого многообразия смыслов нужно было выявить главный.
Для участников ТСМ этот смысл был прочувствован уже давно. Соловки – это место для общения человека с Богом. Поэтому все, что делается на островах в рамках этого понимания – органично, все, что этому противопоставляется или мешает – неуместно и чуждо. Причем под общением с Богом мы понимаем и молитвенное делание, и наполненный высшим содержанием труд, и созерцание красоты природы, и познание истории и культуры, и даже самопознание… Конечно всем этим можно заниматься где угодно, но на Соловках это происходит с какой-то особенной пронзительностью и контрастностью. В этом – их главная миссия. Как нам кажется, люди, которые делали Генплан, пытались эту идею из абстрактно-философской сделать прикладной. Насколько удачно получилось – следующий этап обсуждения.
Есть категория мыслителей и писателей, позицию которых я бы назвал установочной. У них есть изначальная «стойка» на все церковное. Ну не любят они все, что охватывается явлением именуемым Церковь, поэтому все, что там происходит по их установочной реакции – это зло, обман и лицемерие. Не берусь анализировать причины возникновения этой нелюбви, хотя тема очень интересная для осмысления во всех аспектах, но не является темой настоящей реплики. Отмечу только, что «религиозно-социальный» диапазон носителей таких идей и текстов весьма широк и разнообразен – от язычников до атеистов. Оппонировать такой позиции не вижу особого смысла, т.к. при априорном подходе не стоит задача поиска лучшего варианта развития ситуации.
Менее безнадежна позиция людей, которых я бы назвал «околосоловецкой» интеллигенцией, к которой в том числе относится и наше Товарищество. Это люди, которые в свое время связали свою жизнь с Соловками, поехали туда работать в том или ином качестве, писали о Соловках книги и научные работы. Кто-то из них долгое время жил или живет на Соловках, кто-то приезжает сезонно, но для них всех Соловки значимая часть жизни. Они не просто живут Соловками, они их нежно, но каждый по-своему, любят и неравнодушны ко всему, что происходит с предметом их искренних чувств. Именно в этой среде и проходит основное осмысление современных соловецких процессов и формирование неких идей, которые потом выплескиваются в информационное пространство. В отличие от первой категории тут есть шанс поговорить. Дорогие коллеги, обсуждая любой документ о Соловках, ответьте себе и окружению честно на один вопрос: вы хотите, чтобы Соловки были возвращены Церкви? Я даже специально не уточняю, в каком объеме управления, полномочий и территорий – сформулируйте эти параметры сами. Или не хотите? После ответа на этот вопрос, если ответ положительный, можно переходить к поиску оптимальных путей, как это сделать. Если ответ отрицательный, можно разойтись в разные общественно-политические формирования, но при этом продолжать мирно пить чай в кают-компании Соловецкого морского музея.
Свою позицию мы излагали и аргументировали неоднократно, поэтому здесь повторю только вывод. Соловки должны быть возвращены Церкви в максимально возможном объеме управления, территорий, прав, земель, недвижимости и т.п. Этот вывод сформировался у нас в ходе познания и осмысления соловецкой истории, в том числе новой и новейшей, в ходе постижения Соловков как историко-культурного, духовного и природного явления. Насколько я понимаю, предлагаемая версия Генплана есть шаг в направлении реализации этой идеи с учетом возможностей имеющегося законодательства. Если у кого-то есть идеи лучше – предлагайте, если кто-то видит какие-то риски, давайте обсуждать.
Кстати, как я заметил, изучая материалы СМИ по Генплану, позиция Соловецкого монастыря по вопросу Генплана достаточно гибка и открыта для обсуждения. Монастырь, конечно, является одним из главных Заказчиков проектирования, но у него нет готовых рецептов. Именно поэтому он постоянно обращается к мнению экспертного сообщества. В каком-то смысле предлагаемый вариант Генплана – это результат многолетнего поиска именно экспертным сообществом ответа на вопрос, как Соловки вернуть Церкви. Пока в рамках существующих законодательных возможностей найден такой ответ. Понятно, что он промежуточный и в каком-то смысле полумера, но я очень надеюсь, что наше государство найдет в себе силы и разум потратить время на разработку специального законодательства для такого уникального явления как Соловки. И целью этой работы должна стать разработка механизмов по возвращению Соловков Церкви.