-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
14 декабря 2015 г. Сюда возвращаются настоящие хозяева
Недавно совет депутатов поселка Соловецкий утвердил генплан архипелага, который принимался на фоне критики в СМИ и соцсетях. Вопросы вызвал перевод некоторых земель лесного фонда в «земли поселений», чтобы на этих участках монастырь вел свою уставную деятельность. Новый генплан прокомментировал руководитель областного агентства по развитию Соловецкого архипелага Роман Балашов.
– На мой взгляд, с принятием именно этого варианта генплана будет заложен один из краеугольных камней, которые определят весь облик Соловецкого архипелага на ближайшие 50–100 лет. Этот документ, как и принцип «пяти ключей» – наиболее важные инструменты для того, чтобы Соловки могли полноценно развиваться как территория, где сакральное, духовное находится в теснейшей связке с мирским, и где сакральное задаёт вектор и логику движения мирского.
Соловки стали Соловками благодаря подвижнической работе, которую столетиями вели там монахи. За всем этим стоит громаднейший труд, основанный на молитве. Именно молитва позволяла братии Соловецкого монастыря преобразовывать природу, улучшая её. Именно молитва позволяла братии Соловецкого монастыря, затрачивая громадные физические усилия, создавать шедевры каменного зодчества. Именно молитва позволяла братии Соловецкого монастыря создавать уникальный тип ландшафтов, уникальный тип производств, где природное было очень органично вписано в хозяйственную деятельность человека.
Мы прекрасно понимаем, что восстановить в полном объёме былую хозяйственную деятельность монастыря сейчас невозможно. Поэтому Русская православная церковь, руководство Соловецкого монастыря в результате глубокого и длительного раздумья определили те точки роста в Соловецком монастыре, с которых и должно начаться возрождение не только Соловецкой обители, но и возрождение всего архипелага.
Монастырь столетиями был хозяином этой земли, и теперь он обратился к государству, к жителям Соловков: «Дайте нам малую толику того, что было, чтобы отсюда мы могли вместе с вами, на новых условиях, на новом этапе начинать совместную деятельность по восстановлению утраченного».
Естественно, мы пошли навстречу Русской Православной Церкви, потому что никто не знает, как восстановить свой дом, лучше хозяина, который вложил в него и труд, и душу, и самого себя. На Соловки, слава Богу, возвращаются настоящие хозяева. Это хозяева, которые не отделяют себя от жителей архипелага. Более того: всё, что ими делается, делается в интересах Соловков, в интересах соловчан, в интересах России.
Я очень внимательно прочитал замечания, которые были высказаны представителями культурной общественности, очень уважаемыми экспертами. К сожалению, я вижу, что здесь есть определённый элемент недоверия к Церкви. Почему-то предполагается, что наша Церковь, придя на эти территории, начнёт делать что-то, что нанесёт вред Соловкам. Это невозможно! Так же как невозможно, чтобы родитель наносил вред дому, где жили его предки, где живёт он сам, и где будут жить его дети. Это невозможно в принципе!
К сожалению, у части деятелей культуры сформировался такой взгляд, что лучшим способом сохранения наследия является его мумификация, создание неких статичных объектов, не имеющих внутренних источников развития, на которые надо просто смотреть. Это противоречит самой идеологии возрождения Соловков.
Мы, создавая на Соловках статус религиозно – исторического места, как одной из разновидностей достопримечательного места, говорим о том, что одним из важнейших объектов охраны Соловков является монашеский уклад, прерывавшаяся традиция молитвы и монашества, которая существовала там несколько сотен лет. Эта традиция неотделима от созидательной деятельности монастыря по восстановлению утраченного.
Я абсолютно уверен, что везде, куда придёт посох монаха, мы получим только улучшение. Я очень много езжу по Соловкам, по всем скитам… Там, куда приходит государство, а это и ко мне относится, мы зачастую видим долгострой, видим недостроенные объекты, видим объекты, которые вызывают справедливую критику по качеству проводимых работ. И наоборот: там, где приходят монахи, они делают всё с любовью, потому что они делают это для вечности. Это совсем другая мотивация к труду.
При обсуждении возведения на Соловках новых построек, зачастую допускается неверная трактовка статуса ЮНЕСКО. Новый генплан никак не угрожает статусу объекта исторического и культурного наследия ЮНЕСКО по единственной причине: каждый объект нового строительства на Соловках должен пройти процедуру, предусмотренную распоряжением заместителя председателя правительства России Ольги Голодец, которая базируется на международных обязательствах, которые взяла на себя Россия.
Что бы и где бы мы не строили на Соловках на любой категории земель, мы обязаны проводить длинную и сложную процедуру оценки воздействия новостройки на объект ЮНЕСКО. Мы это делаем даже в отношении таких объектов реконструкции, как соловецкая баня.
Принятие нового генплана дает монастырю возможность начинать развивать то, что составляло важнейшую часть духовного наследия. Многие люди, приходя в монастырь, будь это монахи или послушники, ищут затворничества, ищут уединения. Они хотят пойти в скиты. И мы хотим, чтобы в скитах восстановилась полноценная жизнь. Но человек не может жить в скиту просто так. Ему нужны условия для проживания, для хозяйственной деятельности.
У монастыря громадная программа по восстановлению сельскохозяйственных промыслов, которые просто рухнули на Соловках. Для всего этого мы должны создать необходимые условия.
Отвечая на критику, которая звучит в социальных сетях, в средствах массовой информации, я хочу сказать: «Дорогие деятели культуры, люди, искренне болеющие за наши Соловки. Давайте мы не будем пытаться превратить Соловки в некое подобие Египетских пирамид. Соловки – живой организм. Давайте не будем убивать живые ростки, которые там сейчас возникают. Давайте совместно с властью, с общественностью, с братией Соловецкого монастыря думать, как использовать имеющиеся у нас механизмы для конструктивного взаимодействия».
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Газета «Правда севера» от 14 декабря 2015 г.