-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
21 декабря 2015 г. Генплан Соловков – документ на основе общественного согласия
О недавно утвержденном соловецкими депутатами генеральном плане Соловков и о его критике рассказал главный архитектор Архангельской области Дмитрий Яскорский.
– Соловецкий архипелаг получил первый в своей истории документ территориального планирования, который охватывает всю его территорию архипелага. Естественно, что этот системный, комплексный документ явился предметом споров и дискуссий самого разного характера.
На протяжении последних трёх лет органы исполнительной власти Архангельской области, федеральные органы власти, муниципальная власть и Русская православная церковь искали на концептуальном уровне решения, определяющие дальнейшую судьбу Соловков. Эти решения должны отражать наличие безусловного общественного согласия. Документом, где это сформулировано стала «Стратегия развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия», принятая в 2013 году.
Задача генерального плана – формирование системы расселения, которая должна обеспечить, во-первых, сохранение муниципального образования как такового. А ведь были предложения вплоть до выселения населения с Соловков. В этом разговоре поставлена жирная точка.
И Русская православная церковь, и правительство Архангельской области, и муниципалитет пришли к единому пониманию, что необходимо иметь все компоненты этого уникального природного, архитектурного и исторического наследия. Это наследие не может жить в отрыве в отрыве от реальной повседневной жизни. Население должно оставаться, должно развиваться. Мы должны получить благоустроенный полноценный посёлок, который должен стать образцом для других населённых пунктов Архангельской области.
На Соловецких островах находится колоссальное количество объектов культурного наследия, и это – выражаясь казенным языком. На самом деле речь идет о нашем уникальном духовном наследии. Соловки в первую очередь отождествляются с Соловецким монастырём, который был здесь той самой сложившейся системой расселения человека на этой территории более пяти веков тому назад.
Генплан не мог отрицать наличие Соловецкого монастыря и должен был отразить чаяния и надежды Русской православной церкви. Этот документ уникальный во всём. Оппоненты принятого генерального плана упрекают в том, что в этом генеральном плане есть перекос в сторону удовлетворения интересов исключительно Русской православной церкви. Что этот генплан сделан для Русской православной церкви.
Это абсолютно не соответствует действительности. В досоветские времена вся территория архипелага принадлежала Соловецкому монастырю. Сейчас монастырю в перспективе предполагается передать земельные участки, которые будут составлять не более 1/30 территории архипелага. У Русской православной церкви есть гораздо больше оснований говорить, что мы с ней несправедливо обошлись.
Но Русская православная церковь – наш общий дом. Она не является другой планетой, это не пришельцы. Это наши русские люди, которые несут нам вечные духовные ценности. Церковь с пониманием относится к имеющейся ситуации. Она не может претендовать на возвращение ей всего, что у неё было в досоветский период. Это и не нужно.
Многие эксперты давшие отрицательные заключения о генплане, дали их на основании совершенно конкретных предметных замечаний. Большую их часть мы учли. За это экспертам огромное спасибо. Благодаря им документ стал качественно лучше.
Наши оппоненты, – люди, постоянно проживающие на Соловках и часто приезжающие на Соловки, дали очень дельные конструктивные предложения. Очень существенные замечания, благодаря которым генплан прошёл серьёзную редакционную правку внесли Александр Яковлевич Мартынов, Татьяна Леонидовна Фокина, Надежда Николаевна Черенкова. Есть очень резонные замечания, и мы их учли, связанные с тем, что некоторые туристические маршруты беспокоили птиц в период массового гнездования. Мы исключили эти маршруты.
Кроме этого были, например, предложения полностью прекратить туристическую деятельность на архипелаге. Об этом говорится в петиции, которая у нас есть на рассмотрении. Это большая петиция, под которой подписались более тысячи жителей нашей страны, в основном – жители Москвы и Санкт-Петербурга. Только около 30 человек, проживающих в посёлке Соловецкий подписали эту петицию. Это абсолютно неприемлемая вещь. Мы не можем наложить тотальный запрет на туризм и на паломничество к нашей святыне.
Да, мы должны ограничить антропогенную нагрузку. Генеральный план это предусматривает. Жёстко ограничено количество мест в номерном фонде соловецких гостиниц. Мы считаем, что номерной фонд почти достиг своего пика. На наш взгляд допустимо еще построить и реконструировать номерной фонд не более чем на 200 мест. В соответствии с генпланом номерной фонд на Соловках должен получиться около 550 мест. Потому что дальше возникает та самая антропогенная нагрузка, которая будет негативно влиять на архипелаг.
За год Соловки посещают около 35 тысяч паломников, туристов, гостей архипелага. К сожалению, почти все эти 35 тысяч человек приезжают на Соловки в течении четырёх месяцев с мая по сентябрь. Наша задача – диверсифицировать этот поток, чтобы люди приезжали на острова круглый год. Зимой, лично для меня, Соловки гораздо интереснее, гораздо больше впечатляют, чем летом.
Генпланом даны чёткие предложения, связанные с развитием территории посёлка и инфраструктурой архипелага. Предусмотрено развитие устойчивого и безопасного водоснабжения посёлка, водоотведения, развития энергетической инфраструктуры. Развитие социальной инфраструктуры включает в себя строительство детского сада, школы, больницы.
Самое главное, что беспокоило соловчан в генеральном плане – это возможность попадания на те земельные участки, которые в соответствии с этим документом в перспективе планируется передать в пользование Соловецкому монастырю. Речь идёт о многочисленных участках: это скиты, пустыни и тони.
Соловецкий монастырь сказал об этом ясно, – что он не существует сам по себе, монастырь существует, в том числе, и для мира. Поэтому он открыт для мира. Конечно, в монастыре будут, и должны быть, такие территории, которые предназначены только для внутреннего потребления, для внутреннего хозяйства, для монашеского уединения. В монастыре нет закрытых зон для светского человека, но в некоторые места он может попасть только с разрешения наместника, это право хозяина.
Монастырь был здесь задолго до светского поселения. Сейчас мы говорим только о семнадцати освоенных монастырских участках. Они в своё время превратились в ухоженные территории, являющиеся образцом рачительного и бережного отношения к природе. Да, за советский период все это было разрушено, превратилось в руины. В руины, к сожалению, превратилось и мышление многих людей, которые никак не могут справиться с этим наследием в головах.
Многие участки, где раньше велась уставная деятельность монастыря, остались в землях лесного фонда, в землях общего пользования. Монастырь на них не претендует, хотя имеет на это полное право. Например, знаменитая озёрно-канальная система, любимая нашими туристами и паломниками, осталась в землях лесного фонда. Региональной и федеральной власти нужно думать, как её содержать.
С тех пор, как после революции 1917 года был упразднен монастырь, за этой системой больше никто не следил. Она находится в полуразрушенном состоянии. Мы не приняли решения передавать монастырю озёрно-канальную систему. На наш взгляд, монастырь и Русская православная церковь не в состоянии осуществить такие глобальные работы. Да это и не нужно. Сегодня это общее достояние. Озёрно-канальная система никому не принадлежит и фактически является рукотворным памятником природы.
Генплан решает множество вопросов, не посягая на тотальное изменение территории Соловков. Оппоненты нас упрекают в тотальном изменении земельного баланса. Сегодня 95,6 процента земель архипелага находятся в лесном фонде. По проектным решениям генерального плана в лесном фонде останется более 94 процентов этой территории.
Принятый соловецкими депутатами документ называется «Генплан муниципального образования «Сельское поселение «Соловецкое». Это муниципальное образование охватывает всю территорию архипелага. Оно не является собственником всех этих земель, не имеет права распоряжаться ими. Большая часть земель находится в федеральной собственности.
Сейчас на Соловецком архипелаге четыре населённых пункта: посёлок Соловецкий, посёлок Савватьево, посёлок Ребалда и посёлок Малая Муксалма. Из них только посёлок Соловецкий находится на земле, имеющей категорию «населённые пункты». Остальные населённые пункты находятся на землях лесного фонда. Имеет место юридическая коллизия.
Генеральным планом предусматривается сохранение посёлка Савватьево, определение границ его территории (это Савватьевский скит Соловецкого монастыря) и наделение этого скита земельным участком, необходимым для функционирования посёлка Савватьево, как населенного пункта.
Генеральный план предусматривает упразднение населённых пунктов Ребалда и Малая Муксалма. Они не являются населенными пунктами, как таковыми. Это производственные участки Архангельского водорослевого комбината. В своё время там были построены многочисленные сооружения, которые носят не капитальный характер. В основном это балки и небольшие избушки.
Населёнными пунктами эти посёлки назвать нельзя, так как постоянно там никто не живёт. Там нет муниципальной собственности. Там есть собственность, имущество акционерного общества, занимающегося сезонной заготовкой водорослей. Эти земли останутся землями лесного фонда.
Генплан в себе решает множество дополнительных природоохранных мероприятий, в том числе, связанных с этими населенными пунктами. Этого наши оппоненты не заметили. Только один автор предложил поставить под дополнительный контроль деятельность Архангельского водорослевого комбината.
Те многочисленные земельные участки, которые переводятся сейчас в категорию земель населенных пунктов, переводятся в состав посёлка Соловецкий и в состав посёлка Савватьево. Те участки, которые войдут в посёлок Соловецкий, получат статус его планировочных районов. У них есть исторически сложившиеся топонимы – названия, данные в своё время Соловецким монастырём. Эти названия станут названиями новых планировочных районов посёлка Соловецкий.
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Газета «Правда севера» от 21 декабря 2015 г.