-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
13 июля 2016 г. Соловки – место, которое меняет людей
В июле на Соловках прошла вторая совместная Летняя школа САФУ-ВШЭ (для САФУ – это третья Школа на архипелаге). Восемь дней студенты готовили свои проектные предложения. Подробно о школе рассказала помощник проректора по стратегическому развитию и внешним связям Светлана Тюкина.
– Светлана Львовна, как появилась идея школы?
– Идея школы возникла два года назад, когда региональное агентство по развитию Соловецкого архипелага объявило конкурс грантов в сфере образования и науки на поддержку проекта регионального значения в сфере образования и науки на Соловецком архипелаге, и мы решили заявиться на конкурс. С одной стороны, Соловки – уникальная территория, здесь есть, что изучать историкам, экологам, культурологам, социологам и физикам. Во-вторых, у Поморского госуниверситета и Архангельского государственного технического университета были давние традиции реализации образовательных и научно-исследовательских проектов на островах. Здесь проводились археологические экспедиции ПГУ, а потом и САФУ, работали стройотряды, биологи в Ботаническом саду проводили исследования. Арктический плавучий университет часто заходит на Соловки, включая эту территорию в свои исследовательские программы. Обсуждается возможность создания на Соловках научно-образовательного центра университета, уже подготовлена его концепция и обоснование. Наши летние школы – это работа и по осмыслению необходимости такого центра.
–Как проходила первая школа?
– В 2014-м году у нас было два больших направления – гуманитарное и естественнонаучное. Гуманитарный блок делился на историков и культурологов. Естественнонаучная группа изучала экологические тропы, проблему мусора, возможность привлечения волонтёров к решению экологических задач на островах. Девочки-энтомологи изучали насекомых, и студенты всех групп ловили бабочек, жуков и бегали по Соловкам с сачками. Историки разрабатывали идею интерактивных экскурсий. Им настолько понравилось, что они даже мультик сделали по истории архипелага. Культурологи изучали социальную активность местного населения.
– Уже два года школа проводится совместно с Высшей школой экономики (Москва, Санкт-Петербург). Что дает такое сотрудничество?
– В 2015 году руководство университета и ВШЭ возникла идея совместной школы. Со стороны москвичей идею поддержала Татьяна Мешкова, тогда помощник ректора, сейчас она заместитель директора Петербургского кампуса ВШЭ. Мы начали совместно обсуждать проекты идей, стараясь раскрывать не только темы интересные нам, преподавателям, а предлагать решения проблем, что волнуют людей, занимающихся управлением на Соловках, их развитием. Так совместно вышли на тему экологического мониторинга. Была отдельная группа по образованию, которая осмысливала идею научно-образовательного стационара, выделилась группа по развитию туризма, стали проводить первые социологические исследования. Появилась группа «Инфраструктура», которая занималась электроэнергетикой и строительством. В этом году коллеги из ВШЭ предложили пригласить коллег из берлинского университета Гумбольдта. Из Германии приехали слависты-филологи и историки, которые занимаются исследованием русской культуры XX века, соответственно, школа стала международной. В первой школе было 37 участников, а сейчас 66. Сложно разделять участников на студентов и преподавателей, потому что и те, и другие участвуют в работе, а группы помогают друг другу.
– Итоги прошлых школ?
– Две работы участников прошлого года выиграли конкурс «Постигая Арктику», который проводился в университете совместно с Советом безопасности и компанией «Новатэк». На защите проектов руководитель Агентства по развитию Соловецкого архипелага Роман Балашов заметил, что они готовы брать на работу выпускников, которые так глубоко погружены в тему. Написана магистерская диссертация по социально-экономическому развитию Соловков.
– Какие задачи ставят перед собой организаторы Школы?
– У нас несколько задач, но основная – это развитие студентов, расширение их кругозора. На Соловках они узнают, что такое полевая работа, развивают профессиональные компетенции в своей области, пробуют заниматься исследовательской деятельностью. Соловки – место, которое меняет людей. Это сосредоточие истории и духовности, величия русской природы Севера, достоинства и свободы. Когда я проектировала программу, старалась сохранять баланс между лекциями, практикой, экскурсиями, так как невозможно изучать Соловки, не выходя из аудиторий. Важны и мастер-классы, на которых участники знакомятся с традиционными промыслами и с людьми, которые живут на острове. И, конечно, с коллегами-преподавателями и студентами стараемся решать задачи, связанные с сохранением и развитием уникальности Соловецкого архипелага.
– Пользуются ли студенты возможностью стать волонтёрами?
– Каждый год в ботаническом саду группа студентов занимается волонтёрством. У ребят в этом случае есть возможность посетить экскурсию. Обычно, этим пользуются биологи. Когда они занимались проблемой мусора, то решили хоть как-то минимизировать эту проблему и все участники летней школы вывозили мусор на материк. В будущем надо расширять волонтёрскую деятельность и работать с соловецкими школьниками. Группа «Исторической памяти» уже готова приехать.
– Как относятся к школе местные власти?
– Олег Волков, заместитель директора Соловецкого музея-заповедника, приезжал на защиту проектов студентов, участники прошлой школы и одна из групп в этом году встречались с директором местной школы. От музея с нами работает Максим Ильин, заведующий отделом образовательных и просветительских программ «Образовательный центр «Соловецкий острова». Студенты посещают мастер-классы музейной Школы ремесел. И очень хочется поблагодарить партнёров школы – это не только наши университеты САФУ и ВШЭ, но и Соловецкий музей-заповедник, Агентство по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области, Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, Соловецкой морской музей. Архимандрит Порфирий, наместник монастыря дал благословение на открытие нашей школы.
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Сайт САФУ