-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
2 июля 2021 г. Архипелаг НЕГУЛАГ: почему нужно не только сохранять, но и развивать Соловецкие острова
Соловецкий архипелаг – четырежды памятник. Не зря он взят под охрану ЮНЕСКО. Во-первых, это место стоянок древних людей – археологи не раз находили тут свидетельства их пребывания. Во-вторых, здесь расположен уникальный Соловецкий монастырь, основанный еще в 15 веке. В третьих, национальным достоянием является сама северная природа – здесь потрясающие северные ландшафты, редкая флора и фауна. И, наконец, то, чем, печально прославились Соловки – в этих краях, среди всей этой красоты находился один из самых страшных гулаговских лагерей – Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, символ массовых репрессий 30-х годов, где погибли не сотни – десятки тысяч ни в чем не повинных людей.
В 2018 году был основан Фонд сохранения и развития Соловецкого архипелага. Сохранять и развивать решили во всех четырех ипостасях. Фонду был «придан» главный архитектор – им стала сертифицированный реставратор, основатель РЕ-школы, эксперт ИКОМОС Наринэ Тютчева. Пожалуй, более удачной кандидатуры на эту должность трудно было придумать.
Недавно, в рамках АРХ Москвы Наринэ Тютчева представила свою концепцию обустройства Соловецких островов, которая предполагает помимо мемориальной зоны конкретные шаги по улучшению повседневной жизни на островах.
Монастырь
– Соловецкий архипелаг – это место пути, – говорит Наринэ Тютчева.– Вначале это был путь древних народов – здесь до сих пор находят языческие капища. Потом Соловки были открыты как часть Северного морского пути – это была такая своеобразная Северная Фиваида.
Наконец, эти отдаленные северные места стали прибежищем для пустынножителей Зосимы и Савватия, основавших здесь обитель, известную сегодня как Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь. Случилось это в 1429-м году.
– Север в давние времена был и местом страхов, – размышляет Наринэ Тютчева.– Эти страхи нужно было развеять и освятить пустынные территории, простирающиеся до Белого моря. Освоение этих Богом забытых земель началось именно с приходом сюда монашеской братии.
Именно вокруг монастыря и протекала дальнейшая жизнь на Соловках. Руками монахов и трудников был создан уникальный Соловецкий ландшафт – каменистую почву, в основном, состоящую из валунов, они превращали в плодородный слой, на котором выращивались различные сельхозкультуры. Постепенно монастырь становился богатой вотчиной с большим количеством подворий.
Именно тогда для отражения врагов была построена знаменитая валунная крепость. Как слабыми человеческими силами, без участия каких-либо механизмов, можно было двигать огромные валуны, да еще и поднимать их на нужную высоту – до сих пор остается загадкой. Монастырские стены сложены из необработанных валунов весом до 25 тонн! Беспрецедентная история с точки зрения технологий.
Но и это еще не все. На архипелаге была создана так называемая Святозерская озерно-канальная система, предназначенная для соединения всего водного бассейна архипелага в одно целое.
На Большом Соловецком острове находится около 600 озёр, каждое из которых располагается на своей высоте над уровнем моря. Монахи монастыря в течение нескольких веков прокладывали каналы, соединяющие эти озера. Кроме того, с помощью каналов осушались заболоченные участки местности. Большую работу проделали послушники Исааковской пустыни и Савватьевского скита, которые с помощью сложных канальных систем сумели осушить колоссальные территории острова и превратить их в пригодные для хозяйства земли.
Святозерская канальная система была сделана еще и с учётом регулирования схода воды в озёрах – здесь предусмотрительно расположен ряд водозапорных дамб и шлюзов. Со временем, в ходе постоянного расширения и углубления каналы превратились в судоходные.
–…Наше увлечение Соловками началось в 2015 году, когда мы вместе со студентами школы МАРШ сделали проект «Соловки. Сакральная история», – продолжает Наринэ Тютчева. – Именно эта работа оказала огромное влияние на те события, которые произошли дальше. А дальше началась эпопея по развитию Музея-заповедника Соловецкого архипелага. Параллельно, в помощь, в 2018 году, был создан Фонд сохранения и развития Соловков.
Поселок
На своем веку монастырь успел побывать Школой юнг (во время второй мировой войны), базой военно-морского флота (в послевоенное время), военной базой. Он горел в 1923-м. Вынужден был обороняться в эпоху насаждения новой веры, в пику старообрядчеству. Наконец, в 1974-м здесь создается Соловецкий государственный историко-архивный музей-заповедник, и с этого времени работа с монастырем приобретает вектор изучения, осознания, восстановления.
В 1991-м монастырский комплекс вернули церкви, а затем Соловки стали объектом ЮНЕСКО. Значение Соловков было признано на мировом уровне.
На архипелаге все слилось в единый конгломерат: монахи, заключенные, историки, архитекторы, наконец, туристы. Для архитекторов, планировщиков очень важно было выявить точку оценки – «печку», от которой плясать.
В процессе исследования, по словам Наринэ Тютчевой, стало понятно, что здесь надо сохранять не здание, не какой-то природный объект, а пространственный сюжет, обладающий ценными визуальными качествами.
– Сначала мы выстроили визуальные пути и разобрали их на бассейны видимости, – погружает в детали проекта его автор. – Затем выбрали четыре группы пользователей: монашеская община, гости, жители, органы управления. Попытались понять, каковы общие цели и ценности этих четырех групп. Стало понятно, что эта общая цель – сохранение объектов Всемирного наследия.
Рассуждая о Соловецком архипелаге, некоторые забывают, что архипелаг – это еще и поселок Соловецкий, где люди до сих пор живут в домах барачного типа, хозпомещениях, оставшихся от лагеря. Поселение нуждается в развитии, обновлении.
Именно поэтому Наринэ назвала свою лекцию на АРХ Москве «Архипелаг НЕГУЛАГ».
– С одной стороны, Соловки – это страница истории, которую ни в коем случае нельзя забывать, – обозначает свою позицию архитектор. – До сих пор нет точных данных о числе погибших в СЛОНе. Многие узники лагеря, по некоторым данным, были расстреляна на Бутовском полигоне, кто-то – просто бесследно исчез.
– Но с другой, – считает Наринэ Тютчева, – нельзя погрязать в этой части нашего прошлого здесь, на Соловках. Мы должны постараться жить счастливо и свободно на этой земле. И развивать этот анклав.
Именно поэтому недавно был проведен Открытый всероссийский архитектурный конкурс на разработку концепции жилой многоквартирной застройки в поселке Соловецкий. По итогам конкурса было отобрано 9 финалистов, которые предложили оптимальные архитектурные и строительные решения, адаптированные к местной специфике.
Перед этим участники конкурса изучали типы застройки, характерные для Соловецкого архипелага, пытались выявить архетипичные черты территории.
Вхождение команды архитекторов в этот проект начиналось с попытки понять: есть ли какая-то сакральность в схеме построения поселка. Ведь целых 500 лет на территории архипелага был монастырь. Потом началась мирская жизнь, но ей пришлось развиваться в парадигме лагеря, который здесь к тому времени уже находился.
– Чем отличается сакральное отношение к месту и гражданское, мирское? – задается вопросом Наринэ Тютчева. И сама себе отвечает: – Сакральный диалог с пространством – это разговор с вечностью. В противоположность ему, мирское отношение к пространству – это присвоение, освоение. Но и тем, и другим занимаются люди. Эти миры взаимопроникают друг в друга, и это взаимодействие должно быть бесконфликтным.
– Мы были потрясены когда поняли одну закономерность: все храмы на островах расположены с Севера на Юг и смотрят на Иерусалим. Вряд ли это случайность. Другое дело, как людям 15 века удалось это сделать? Здесь таится какая-то загадка, – замечает Наринэ Тютчева. – Конечно, есть вероятность, что это получилось случайно. Но эта вероятность очень мала.
Любопытно, что большевики, очевидно, тоже кое-что смыслили в сакральности. Именно на оси храмов был построен первый барачный городок Соловецкого лагеря особого назначения СЛОН. И это, по мнению Наринэ Тютчевой, важный шаг десакрализации пространства.
Лагерь
И все-таки от печальной страницы Соловков никуда не уйти. 20 век стал самой трагической страницей истории архипелага и монастыря.
Перед тем, как приступить к проекту преобразования архипелага, команда из архитекторов, реставраторов, историков, студентов архитектурных вузов провела основательное исследование территории. Было решено разделить ее на зоны – и четко отделить зону развития (ремонт и новое строительство) и зону сохранения (мемориальную).
– Мы до сих пор находим останки жертв этой «мясорубки», – не скрывает Наринэ Тютчева. – Недавно на Троицком скиту было обнаружено захоронение с простреленными черепами.
Архитекторы решили следовать сакральным меткам, заложенным первыми строителями.
– На Соловках никогда не было скудельницы – общего захоронения, – объясняет главный архитектор. – Мы решили сделать «точку памяти». Мемориальная зона будет располагаться в южной части поселка – там, где стояли бараки, в том числе, числился и так называемый «17 барак». На самом деле, никакого 17 барака не существовало. Их было всего 16. 17-м называли место за кладбищем, где расстреливали заключенных. По некоторым данным, здесь погибло от 13 до 30 тысяч человек. Здесь и планируется создать скудельницу. Она будет представлять собой сруб, куда люди будут символически приносить камни – это должно стать своеобразным ритуалом памяти, поминовения.
В мемориальную зон будет входить и Музей креста. Дело в том, что Соловецкие острова издавна известны искусными мастерами-резчиками – здесь делали уникальные кресты из дерева. Старинные кресты и изделия современных мастеров будут собраны в этом музее.
– Пока мы не отдадим дань всем погибшим, мы не ощутим под ногами твердую почву, – считает Наринэ Тютчева.
Бесплатный труд заключенных, за пайку хлеба и миску баланды, тоже был придуман здесь, на Соловках.
– …В итоге, труд был некачественным, непрофессиональным, непродуктивным, а зачастую, по воле лагерных властей, просто мученическим, – говорит Наринэ Тютчева. – Недавно услышала, что заключенных хотят привлечь к работе в строительной сфере. Знаете, меня просто оторопь взяла, – признается главный архитектор. – Вроде бы мы выучили все уроки ГУЛАГА. Видимо, все, да не все.
Что такое цивилизационный шум, и как с ним бороться
Итак, работа по сохранению и развитию Соловков началась.
С точки зрения архитектуры, первое и главное, что нужно будет сделать – сохранить иконическую Бухту благополучия. Этот классический вид, который открывается на Соловецкий монастырь с воды.
– Размышляя о визуальной ценности объекта, в целом, мы столкнулись с проблемой «цивилизационного шума». Есть ряд современных построек, которые негативно влияют на восприятие сюжета, в целом. Мы сделали ландшафтную визуализацию. И теперь можем судить о компонентах, которые формируют этот «шум», – размышляет Наринэ Тютчеа. – Когда человек приезжает на архипелаг, он оказывается почти в привычной обстановке – какие-то сельские магазинчики, будки, полуразвалившиеся строения, разбитая дорога – все это мешает целостному восприятию образа. Потому что Соловки – это необычное место. И хочется, чтобы люди, только ступив на эту землю, сразу же это почувствовали.…
Соловки – престол Божий, и на любом месте здесь можно совершать литургию, – считает Наринэ Тютчева.
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Интернет-журнал Строительство.ru