-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
18 января 2013 г. «Если написал стихотворение – день прошел не зря»
Это интервью с архангельским писателем, бардом, преподавателем Василием Матониным подготовили наши коллеги из «Вельских вестей», когда он приезжал в район. И предложили его нам. Взгляд немножко со стороны на хорошо знакомых людей бывает весьма интересным и неожиданным. Сегодня мы публикуем это интервью.
– Василий Николаевич, в молодости вы работали почтальоном, дворником, радиожурналистом, актером, экскаваторщиком, крановщиком, экскурсоводом. Служили в морском стройбате. Это ступеньки в день сегодняшний, жизненные обстоятельства? Или «богатая» биография – удел всех творческих личностей?
– В 15 лет я поступил в Ярославское театральное училище на актерское отделение. Прошло полтора трудных года в чужом городе. Ни крыши над головой, ни денег, но много счастья. Профессия, которую я получал, была светом в окошке. Талантливые товарищи, гениальный учитель – Юрий Подсолонко, курс – знаменитого тогда Сергея Ромоданова. И вдруг – катастрофа. На втором курсе меня и товарищей моих отчислили, а вскоре и Подсолонко уволили. За что? Вероятно, за желтые вельветовые ботинки, фуфайку-безрукавку с красной подкладкой и хозяйственную сумку на плече. «Оттепель» кончилась.
Не получив высшего образования, я остался даже без аттестата. Надо было все начинать «с нуля». С тех пор по сей день учусь и работаю. Днем грузил машины, а вечером на пустой театральной сцене ставил «Маленькие трагедии» Пушкина. Читать книги, писать стихи, играть на гитаре начал одновременно.
Публикация моих стихов в советское время была невозможна. Пел их друзьям под гитару.
Мои профессии были инструментами «деятельного раскаяния», как говорят следователи. Творчество рождается из преодоленных трудностей. У каждого свой путь, но из истории не выпрыгнешь.
– Вы человек многоплановый, с вами можно беседовать долго и на любые темы. Писать стихи – это врождённый талант, приобретённый внезапно, или «искра Божья»?
– Потребность. Мотивы могут быть разными. Один хочет рассказать человечеству о своих печалях, другой – девушке понравиться. Почему бы нет? Для одних талант – искра, для других – пожар, для третьих – пожарище.
– Стандартный вопрос всем поэтам: как пишутся стихи? Известная московская поэтесса Ольга Седакова отвечает примерно так: «ЭТО идёт через тебя, нужно только успеть записывать, а что получилось, оценят время и читатель». Вы согласны с её ответом?
– Согласен… Мне хочется снизить высокий пафос ерническими строчками.
По-моему, из «Республики ШКИД»:
Сажусь за стол писать я.
В башке – бедлам и шум.
Писать о чем – не знаю…
Но все же напишу.
– Сегодня человеку, который возомнил себя прозаиком или поэтом, ничего не стоит издать свои произведения. Ваша точка зрения на такой самиздат?
– Лишь бы Пушкина не сбрасывали с «корабля современности».
– Многие ваши стихи имеют глубокий смысл. Это ваша жизненная философия, облачённая в ритмику стиха?
– Главное, чтобы этот смысл можно было извлечь из «глубины». Иначе смысла нет философствовать.
– А что первично – музыка или слова?
– Сначала подлинная потребность высказаться и присутствие рядом людей, которые ждут твоей реплики. Будет слово пропето, выкрикнуто, написано на песке – это почти не имеет значения. Помните, у Маяковского? «Если б не писал, – разбоем занимался бы Франсуа Вийон». Содержание определяет форму, а форма вносит коррективы в содержание. Музыка и стихосложение требуют сосредоточенности, перехода ума в измененное состояние. Когда я начал публиковать стихи, потребность в песнях стала уходить на задний план.
– Кстати, о стихах, облачённых в музыку. Ваше знакомство с уроженцем Вельска Василием Пилициным привело к изданию музыкального диска. На нём в исполнении Василия есть песни на ваши стихи. Ваше сотрудничество продолжается?
– Сейчас нет. Но если Василий захочет пополнить свой репертуар моими песнями или сочинить музыку на мои стихи, буду рад.
– Что для вас ваши стихи?
– Способ решения нерешаемых проблем. Если я ничего полезного не сделал, но написал стихотворение, – день прошел не зря.
– Ваш основной вид деятельности
– Научная, исследовательская работа.
Вы сейчас работаете над докторской диссертацией. О чем?
– Специальность – философия. Тема: «Социокультурное пространство северной деревни: генезис, структура, семантика».
– Вы являетесь главным редактором ежегодного историко-краеведческого альманаха «Соловецкое море», уже 12 лет издаваемого в Москве. Основная цель этого издания?
– Исследование истории и культуры Русского Севера, Поморья и Соловков.
– Вы много сил, ума, таланта отдали изучению Соловков. Есть ли, на ваш взгляд, острые противоречия между монастырём, администрацией острова и населением?
– Соловки – духовная граница Русского Севера. Спокойствие здесь может быть только внешним. Любое явление на острове укрупняется, получает символическое значение. С появлением монастыря на Соловках стало невозможно жить по-прежнему. Противоречия, конечно, есть. Личные противоречия отдельных людей. Ломка. Похмельный синдром после постперестроечного запоя. Поселковая власть никогда не имела ни реальных возможностей, ни материальных ресурсов.
Знаете, в чем главные проблемы? В мусоре и большом количестве денег. Освоим средства, а там хоть трава не расти. Камня на камне не останется. А каждый камень – надгробная плита.
– Читая блоги в Интернете, узнал о ваших путешествиях по Атлантике, Средиземному морю, Сибири, Северному морскому пути! В Певеке были, на поморском коче, по реке Лене прошли четыре с половиной тысячи километров. Это же все денег стоит. Кто помогает оплачивать ваши экспедиции?
– Если есть идея и реальная потребность ее реализовать, деньги появляются. По Атлантике я путешествовал на яхте с другом. Мой товарищ обучает яхтенных капитанов. С меня денег не брал. Мы прошли Бискайский залив. Заходили в портовые города Испании, Португалии, Марокко. В экспедицию из Певека в Архангельск я получил приглашение от Института океанологии. В путешествие по пути Семена Дежнева – от Института природного и культурного наследия им. Дмитрия Лихачева. Строительство двух поморских кочей финансировали из внебюджетного фонта Чукотской администрации. Все это – моя работа: исследовательская и литературная.
– Ваше отношение к бессмертию души?
– Я считаю себя блудным, грешным, окаянным, но все-таки православным христианином. Вера нудится – трудом дается. И вера в бессмертие – тоже.
– Что бы вы хотели пожелать людям, которые находятся в начале жизненного пути?
– Жить здесь и сейчас. С пониманием, что каждые слово и дело – это семена, из которых вырастает судьба – суд Божий.
Беседовал Александр Малолетов
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Газета «Правда Севера» от 16 января 2013 г.