-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
6 мая 2013 г. Соловки – это судьба
С заместителем губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Романом Балашовым мы встретились в день его возвращения из поездки в Саров, где состоялось открытие передвижной выставки «Соловки. Голгофа и воскресение». С 2010 года она развивается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Под постоянным контролем
– Как съездили, Роман Викторович?
– Хорошо. Если еще принять во внимание, что наместник Соловецкого монастыря из Сарова, то выставка, современная по формату, очень интересная сама по себе, имела колоссальный успех в городе. Важно, что это совместный продукт монастыря и музея, в котором использованы новые технологии музейного дела. Кстати, была и вторая поездка, в Минрегионразвития, где мы обсудили план реализации федеральной целевой программы (ФЦП) по Соловкам, которая уже вступила в процедуру официального согласования.
– А как вы восприняли назначение на должность заместителя губернатора по развитию Соловецкого архипелага? Вот уже год вы работаете по этому направлению. Чем для вас стали Соловки?
– Безумно сложный вопрос. Могу сказать так: Соловки – это судьба. Предложение Игоря Анатольевича Орлова я воспринял как очень серьезное испытание. Потому что четко понимаю, что каждый шаг, особенно неправильный, исходя из специфики места, вызывает очень длинную волну. А с другой стороны, здесь можно использовать весь багаж, применить все знания и управленческие навыки, накопленные за время работы на разных участках деятельности.
– Уровень ответственности ощущается?
– Еще бы. Мы постоянно находимся под контролем различных федеральных органов, ежегодно планово приезжает большая группа работников Счетной палаты. И, что гораздо более важно, мы постоянно находимся в фокусе внимания научной, православной, природоохранной общественности, средств массовой информации самого различного толка. Весь этот год мы отрабатывали разнообразные формы общественного контроля, они показали высокую степень эффективности. И потом, развивать такую территорию, как Соловки, можно только в режиме согласия. А согласия не бывает без диалога. Соловки не то место, где будут эффективны резкие административные действия. Количество участников развития архипелага очень велико.
У каждого из них есть свои интересы, свои задачи.
Мелочей не бывает
– Среди объектов программы – постройка бани, туалетов, ремонт клуба… Складывается впечатление, что уровень объектов и уровень задач программы не совсем адекватны…
– Давайте все-таки говорить о разных уровнях задач, которые ставит перед нами ФЦП и губернатор. Если говорить о высшем уровне, то это разработка федеральной целевой программы, которая сама по себе является беспрецедентной. Она включает блоки, связанные с восстановлением и охраной памятников культуры, с сохранением Соловков как уникального природного комплекса, развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага, развитие прибрежных территорий Республики Карелия, Приморского района Архангельской области и Архангельска. Малые объекты являются частью этих задач – в нашем деле мелочей не бывает. На Соловках, если хочешь быть эффективным управленцем, обязан вникать во все: от водозаборной колонки до решения задач на государственном и международном уровнях. Баня, туалеты, клуб – это как раз то, что интересует жителей. Диссонанс между статусом и повышенным вниманием первых лиц страны к Соловкам и реальной жизнью островитян очень нагляден и бьет по глазам. Конечно, одновременно с решением задач глобальных мы обязаны решать задачи локальные. К примеру, создание эффективной системы канализации, водоснабжения, перевод Соловков на внешнюю систему электроснабжения. Прокладка подводного кабеля позволит решить сразу несколько задач: экологическую, снижения уровня шума, оплаты за электроэнергию для населения. Параллельно проложим оптико-волоконный кабель. Пройдет модернизация причалов, реконструкция аэропорта.
Дойти до каждого
– А как люди воспринимают такое пристальное внимание? Это как-то побуждает их к активной деятельности или все-таки преобладают иждивенческие настроения?
– В самом начале я наблюдал глубокое недоверие к власти. Самое страшное, когда обещания не сопровождаются конкретными действиями. Для себя взял за правило: отвечать за свои слова, выполнять обещания. Если мы обещали сдать ясли – сдали; обещали сделать стоматологический кабинет – сделали. Обещали провести мероприятия по системе водоочистки, но пока не получается, говорим – причины задержки и сроки выполнения такие-то. Стараемся максимально разъяснять людям. Ходим по конкретным домам, адресам. На Соловках ведь можно до каждого дойти. И такой подход встречает отклик. Я не строю иллюзий, что завтра все будут говорить, мол, какая у нас власть хорошая, население нас пока, честно говоря, не очень жалует и, наверно, правильно делает. Правило одно – не давать пустых обещаний. Обещал привезти кур – привез.
– Кур разобрали?
– Да, сразу же. Несутся.
Важен диалог с Церковью
– А что удалось выполнить за прошедший год?
– Первое – расчистка муниципального образования от скопившегося бытового мусора, рекультивация территории. Результат виден сразу же. Создали цепочку социальной инфраструктуры: ясли – детский сад – школа. Очередей в дошкольные учреждения нет. Мы обещали поставить терминалы Сбербанка – работают. Поставили инфоматы – население ими все активнее пользуется. Проделана большая документальная работа: определение границ охраняемых территорий, схема территориального планирования, разработка федеральной целевой программы, ее наполнение. Это важные документы, которые на 20–30 лет определят дальнейшее развитие архипелага. Очень важно выстраивание диалога с Русской Православной Церковью. На этой территории традиционно присутствовала Церковь. Монахи Соловки для нас обустроили, монастырь поставили, и сегодня монастырь восстанавливают.
Эпоха диких туристов заканчивается
– Много разговоров о том, что Соловки обустроят, а потом их закроют для туристов, оставят только для паломников, которые жить будут на теплоходах, выходя на острова только днем.
– Я под этими разговорами не вижу почвы. Действительно, есть монастырь, есть скиты, которые живут по своему уставу. То есть территория, которая отведена государством для деятельности Церкви, и где поговорка «в чужой монастырь со своим уставом не лезь» абсолютно правильна. Считаю, что должны быть ограничения и для нахождения граждан на территории архипелага в целом. Потому что наблюдается варварское отношение диких туристов к соловецкой природе. Много жалоб на тех, кто на лодках возит туристов к местам обитания белух. Большие нарекания к тем, кто разжигает костры, оставляет после себя мусор. Тут должны быть определенные режимы и ограничения. В остальном это территория Российской Федерации, на которой действуют абсолютно те же законы, что и в других населенных пунктах России. Существует объем антропогенной нагрузки, который определяет, какое количество людей может одновременно находиться на архипелаге. На пределе канализационные, водопроводные сети.
– То есть превращения соловчан в монастырских крестьян не будет?
– Нет, не будет. Если серьезно, то перед соловчанами стоит очень важная задача – стать гостеприимными. Человек едет на Соловки прикоснуться к святыням, с радостным, восторженным настроением. И это настроение может поменяться в зависимости от того, как тебя встретили. Ответственность людей, которые там живут, которые принимают туристический поток, очень велика. Активно внедряем новые формы работы, государственно-частное партнерство в туристической сфере. Эпоха дикого туризма на подобных территориях должна закончиться. Соловки не должны восприниматься просто как среда обитания, которую мы эксплуатируем так, как находим нужным. В отличие от других деревень на территории Архангельской области, которым иногда по 400, 500 и более лет, где уже сложились свои традиции, на Соловках проживает, дай Бог, второе-третье поколение коренных соловчан. Традиции только нарождаются, и от местного самоуправления, от того, как они будут встречать гостей, как гости будут их воспринимать, зависит многое.
Соловки меняют человека
– Роман Викторович, а Соловки меняют человека, внутри что-то изменилось?
– Конечно. Могу сказать, что меня с Соловками связывает и большое личное событие, мы там ребенка крестили. Меняют. Православного человека работа в непосредственной близости от важнейших православных святынь не может не менять.
Беседовал Владимир Поплавский
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Газета «У Белого моря»