-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
9 октября 2013 г. Власть Соловецкая
И в прессе, и в Интернете то и дело возникают обсуждения по поводу конфликта светской власти и обитателей Соловецкого монастыря, дескать, не далек тот час, когда архипелаг станет исключительно местом для молитвы. Причем схожие прецеденты на Руси уже случались… и не так давно.
– Так как же сейчас живет Соловецкий архипелаг? Чем дышит? Как уживаются монастырь и музей?
– Давайте исходить из некоего набора базовых принципов взаимодействия основных субъектов: органов власти разных уровней, монастыря, гражданского общества…
Федеральные органы власти, помимо полиции и МЧС, представлены Соловецким музеем-заповедником, который напрямую подчиняется министерству культуры. Сейчас начата работа по созданию федерального заповедника.
Министерство природных ресурсов вместе с правительством Архангельской области и остальными структурами ведет работу по формированию основного пакета документов, для того чтобы определить границы территории заказника.
Вообще, понимая всю сложность соловецких проблем, власть и Церковь последовательно их решали. Например, были объединены функции директора музея и наместника монастыря.
В лице отца Порфирия мы, с одной стороны, получили мудрого пастыря, который придает новое качество внутренней монастырской жизни, она все больше и больше приближается к афонской. С другой стороны, и монастырская братия активно включается в научный процесс. Вышла даже уникальная книга – кандидатская диссертация одного из монахов Соловецкого монастыря архимандрита Ианнуария (Недачина) «Духовенство Cмоленской епархии в гонениях конца 1917 – начала 1919 года».
Время показало, что мы были правы и ничего катастрофического не произошло: вокруг объединения монастыря и музея была большая дискуссия, было много мнений за и против. Мы сумели снять противостояние, царившее на территории.
– Но Соловки – место особое. Для кого-то это близость к Богу, для другого – работа, наука, а для третьего – обычная жизнь с помойками, дорогами, бытовухой… И наверняка есть местные конфликты а-ля «кто тут главный».
– Год назад было большое рабочее совещание под председательством главы администрации Президента Сергея Иванова и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Там как раз обсуждалось, как правильно организовать жизнь на небольшом участке российской территории, где есть монастырь, поселок, музей и другие федеральные учреждения. Причем сделать так, чтобы работа и взаимодействие были не конфликтными, а гармоничными.
И, на мой взгляд, был выработан правильный механизм – так называемое «правило пяти ключей». Мы заключили пятистороннее соглашение между Спасо-Преображенским монастырем, Соловецким музеем-заповедником, правительством области, Приморским районом и сельским поселением «Соловецким».
В рамках этого соглашения мы договорились, что власть, реализуя свои полномочия, в обязательном порядке советуется, консультируется, взаимодействует и с монастырем, и с музеем. В свою очередь, музей и монастырь свои действия согласовывают с властью.
Уже год существования в таком режиме показал абсолютную правильность такого решения. И это уже не тактика, а стратегия. Следующий серьезный шаг – принятие стратегии развития Соловков, которая рассчитана на двадцать лет, и программы «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014–2019 годы». Документ был принят при участи всех пяти сторон. Стратегия развития разработана до 2030 года и разделена на два этапа.
Первый этап – подготовительный. Он включает в себя формирование программно-проектной базы реализации стратегии, основных источников финансирования, запуск ключевых проектов.
Второй этап – основной, рассчитан на 2016–2030 годы. В этот период будут реализованы мероприятия стратегии по основным направлениям, таким как: завершение реставрации памятников центрального ансамбля монастыря, создание необходимой инженерной и социальной инфраструктур архипелага и комфортных жилищных условий для населения и братии монастыря.
Второй документ, принятый правительством области, рассчитан на более короткий срок – до 2019 года. Общий объем финансирования региональной госпрограммы превысит шесть миллиардов рублей, из них 845 миллионов рублей – это средства областного бюджета, 211 миллионов рублей выделит из своей казны Приморский район и свыше 48 миллионов рублей – сельское поселение «Соловецкое».
Из федерального бюджета в рамках разрабатываемого проекта ФЦП «Сохранение и восстановление комплекса духовного, культурного, природного наследия и развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014–2019 годы» планируется привлечь свыше 30 миллиардов рублей. В общем, даже мысли, что кого-то с Соловков будут выселять, нет. Могу сказать, что за последние два года эту страшилку я слышал лишь от некоторых политиканов в их предвыборных речах. И их слова не подкреплялись ничем.
– Возможно, сыграла роль история валаамского поселения?
– Там совершенно другая ситуация. Во-первых, на Соловках есть государственное учреждение – музей, который имеет свою историю и занимается не только изучением монастырской жизни, но и дохристианским периодом, и советским… И музей никто с Соловков убирать не собирается. В прошлом году на архитектурно-художественном совете мы рассматривали проект нового здания музея.
Опять же, те решения, которые принимаются, говорят о том, что светская составляющая жизни Соловков не уменьшается. А на Валааме был только монастырь.
Во-вторых, если мы посмотрим на то количество людей, которое исторически жило на Соловках еще до революции, на количество братии – 1000–1100 человек плюс трудники. И сейчас на островах живет тоже количество человек.
На архипелаге много объектов: аэродром, причальные сооружения, МЧС, система ЖКХ, музей, больница, которые требуют физического присутствия. И Святейший Патриарх Кирилл никогда не говорил, что кого-то надо выселить. Более того, мы говорим, что на примере Соловков мы должны научиться вместе жить-существовать. В России Церковь и государство естественные стратегические союзники.
– Бывая на Соловках, замечала, что большая часть обычных жителей Соловков – это интеллигенция: поэты, музыканты, ученые, артисты, художники… Когда-то, побросав свои элитные питерские и московские квартирки, приехали на Соловки и остались, влюбившись. А сейчас наблюдается приток новых жителей?
– Да, он существует, но не соглашусь, что это лишь интеллигенция, потому что это достаточно упрощенно. На Соловках много обслуживающего персонала.
В конце 60-х, после завершения периода хрущевских гонений на Церковь, на Соловках начал функционировать музей, который дал очень большой приток людей, которые ехали на архипелаг в советский период, для того чтобы заниматься наукой и быть ближе к Богу. И вот этот «золотой фонд» соловчан дал определенный настрой, создал ауру Соловецкого архипелага.
Музейная составляющая сохранилась и сейчас, у нас есть очень серьезный проект с САФУ по увеличению научного присутствия на Соловках. Мы отрабатываем проекты по стимулированию такой отрасли соловецкой экономики, как частная музейная деятельность. Власть заинтересована в том, чтобы менялась социальная структура архипелага, чтобы там намного больше было людей, которые занимались бы интеллектуальным трудом.
У нас есть замечательный пример Морского музея – энтузиасты, не прося у государства ни копейки, создали абсолютно уникальный проект. Он работает и в просветительской сфере, и на образование, потому что там идут большие программы с детьми, с молодежью. С одной стороны это светское предприятие, но все, что они делают, происходит с благословения наместника монастыря. Это православные люди, четко понимающие, что для того чтобы жить и работать на Соловках, игнорировать православную составляющую нельзя и неправильно.
Многие приезжают на острова, что отрадно, чтобы просто быть ближе к Богу. Это и очень богатые люди, предприниматели, которые прописываются на Соловках. Мне доводилось общаться с крупными московскими бизнесменами, и они мне говорили, что главным препятствием прихода их на Соловки была та аура конфликта, которая искусственно культивировалась и муссировалась в Интернете.
Но некоторые положительные тренды, которые появились на архипелаге за последние год-полтора, говорят, что сегодня там можно работать, вкладывать деньги. Сейчас власть и церковь начинает работать в унисон, конфликт уходит. И создается благоприятная среда для привлечения туда бизнесменов.
– Пример миллиардера Прохорова, который в 2009 году прописался в поселке Еруда под Красноярском, благодаря чему край в разгар финансового кризиса получил дополнительные 16 миллиардов налогов? Соловки ожидает тоже самое?
– Люди бизнеса заинтересованы, чтобы те деньги, которые они оставляют на острове, шли бы на развитие архипелага. Потому что 60 процентов налогов идут в область, 30 процентов – в Приморский район, и только 10 процентов остаются на Соловках.
То есть большая часть денег становятся де-факто государственными и не понятно, растворятся ли они в бюджете Архангельской области или пойдут на развитие поселения. Мы в свое время приняли решение о разработке программы, через которую можно было бы четко отслеживать, как расходуются эти деньги. И через эту программу, которою мы приняли на областном уровне, показываем: вот наши полномочия, то, на что мы можем потратить деньги, и каждая копейка идет на развитие Соловецкого архипелага. Мы не можем вкладывать деньги в монастырь или в музей, но инфраструктура, без которой не возможно развитие – это наше.
Записала Е. Иваева
Тип: Публикации о Соловках
Место: Архангельск
Издание: Газета «МК в Архангельске» от 9 октября 2013 г.