Записки паломников

Евсина М. Соловки: высокое и незабываемое

17 августа 2015 г.

На чём мы только не добирались до острова. Сначала на поезде до Кеми, оттуда – на грузоперевозочной машине до пристани, там – на катере 2,5 часа до самих Соловков и 4 километра пешком от монастыря до уютного места в Филипповских садках на берегу Белого моря, где мы расположились в лесу с палатками. Наша группа приехала на остров в качестве паломников-туристов под руководством отца Сергия, руководителя клуба «Китеж». Можно даже сказать, что эта поездка получилась семейная, потому что среди нас были и родители, и дети, братья и сестры.

День 1-й

В этот день мы отдыхали после долгой дороги и располагались в лагере: обустроили костровое место, наготовили дров, сделали импровизированные лавочки и стол; изучили находившийся рядом остров, до которого можно было дойти по камням только в отлив; прибрежье и неведомые лесные тропинки, где набрали грибов на суп.

День 2-й

Обзорная экскурсия по Спасо-Преображенскому Соловецкому ставропигиальному мужскому монастырю. Несколько часов мы изучали стены этой великой крепости, защищающие от физических и духовных врагов, пропитанные богатой историей, начиная с XV века, храмы, которые в это время были не на реставрации. Нам рассказали о преподобных Савватии и Германе, которые жаждали уединения в пустынножительстве и выбрали для этого Соловецкий остров. Вскоре к ним пожелал присоединиться преподобный Зосима, который также отправился в это суровое безлюдное место молиться и воздвигать новую обитель, явленную ему в видении.

Большой вклад в развитие монастыря внёс игумен Филипп. За 18 лет под его начальством монахами были воздвигнуты первые каменные храмы (Спасо-Преображенский собор и Успенская трапезная церковь), соединены каналами 52 озера (и это-то без особых инженерных знаний!), построены мельницы, налажено основное хозяйство и многое другое.

Много ещё было преподобных на святой северной земле. Здесь подвизался летописец Авраамий Палицын, Анзерский чудотворец Елеазар, постригался святейший Патриарх всея Руси Никон, при котором произошёл церковный раскол (надо сказать, что Соловецкий монастырь целых 8 лет держал осаду против нововведений). Во время Крымской войны в 1854 году монастырь был подвергнут нападению англичан, с которыми на берегу разговаривал архимандрит Александр, в честь чего там теперь стоит Переговорный камень. Вообще стены Никольской, Архангельской и других башен, по которым нас проводили, часто подвергались нападениям со стороны моря, поэтому в них были установлены большие чугунные пушки для обороны, стоящие там до сих пор.

Много паломников приезжало на Соловки, пока в начале XX века, после революции, всё не изменилось. Во времена Соловецкого лагеря особого назначения храмы и скиты превратились в тюрьмы, штрафные изоляторы, где морили голодом, пытали и даже расстреливали. Страшно говорить об этом, но следы разрушительных лет до сих пор остались на стенах монастыря, на колоколах. В XX веке множество православных христиан и духовенства пострадало на Соловках за православную веру.

Всё это нам показывала, сопровождая рассказами, экскурсовод, которая водила нас по всему Спасо-Преображенскому монастырю. Экскурсия называлась «обзорная».

В этот же день мы пошли в морской музей. Здесь нам рассказали о лодках, так называемых поморских шняках, которые изготавливали на острове; о технологии судостроения; об освоении северных морских путей. В музее представлены экспонаты вещей, собранные из различных морских экспедиций. В центре стоит яхта «Святой Пётр» внушительных размеров, которая служит прототипом государева судна XVII века. Интересно, что прямо из этого места можно отправить открытку в любую точку мира, стоит только поставить печать морского музея, наклеить марки и положить её в специальный почтовый ящик.

В годы Великой Отечественной войны на острове действовала Соловецкая школа юнг, выпустившая более 4 тысяч ребят. Во время нашего пребывания на Соловках на разных экскурсиях мы оказывались вместе с юнгами, сейчас седовласыми мужчинами в форме с орденами, всегда встречаемыми на Соловках с особым почётом и уважением.

День 3-й

На следующий день мы отправились на Секирную гору. Несмотря на некоторые сложности, возникшие с паломнической экскурсией в самом начале, наше продолжение путешествия по святым местам прошло на высшем уровне. Большую благодарность хотелось бы выразить матушке Никоне, руководителю паломнической службы Соловецкого монастыря, которая вела у нас эту экскурсию. Её осведомлённость в любых вопросах, живость рассказа и глубинная заинтересованность в своём деле никого не оставила равнодушным.

С матушкой Никоной мы посетили Ботанический сад, который находится в музее-заповеднике Соловецких островов. Там растёт много уникальных деревьев, кустарников и цветов, которые порой нельзя найти даже на более южных территориях Севера. В заповеднике также находится Поклонный крест, около которого не так давно произошло чудо: когда один человек перед ним помолился, у него перестал болеть сильно беспокоивший 3 дня зуб (это было зимой, в это время зубного врача на Соловках нет).

Далее мы отправились в Свято-Вознесенский скит, основанный на месте чуда, произошедшего с женой рыбака. Встретив ее здесь, ангелы побили женщину, сказав, что это святая земля и здесь нет места женщинам. Сейчас в скит пускают всех, желающих его посетить. На вершине горы, на высоте 74 метров, находится храм Вознесения Господня, служащий также монастырским маяком. Он указывает путь спасения людям, терпящим бедствие в море, как в Белом, так и в житейском. Это единственная в России церковь-маяк. Рядом с ней огорожена смотровая площадка, откуда виден весь Соловецкий остров.

В XX веке Свято-Вознесенский скит также превратили в штрафной изолятор, и даже храм стал тюрьмой. Здесь закончили свою жизнь многие невинные люди. Одним из них был«утешительный поп» Никодим, герой книги Бориса Ширяева. В память новомучеников в скиту построили часовню, недалеко от которой стоят братские могилы узников СЛОНа.

День 4-й. Велокросс к Большой Муксалме

В воскресенье мы пошли в храм святителя Филиппа, митрополита Московского. У Соловецкой обители свои правила: каждое воскресенье после службы монахи и паломники идут крестным ходом вокруг стен монастыря. По пути невозможно было не погладить местных коров и телят, совсем привыкших к рукам и ласкам монахов, паломников и туристов.

После Литургии наша группа взяла напрокат велосипеды и покатила на остров Большая Муксалма, заехав по дороге в Филиппову пустынь. Дорога в ту сторону обошлась без особых потерь, если не считать болотистую местность, которую приходилось обходить пешком, множество луж, кочек, ям и камней. А вот в обратную… Стоит сказать, что это был единственный день, когда вовсю лил сильный ливень, причём именно тогда, когда мы ехали на велосипедах. Некоторые вымокли до нитки. В остальные дни суровый Север в основном одаривал нас солнышком либо облачной погодой. Однако на половине пути ливень закончился, но один из наших ребят проколол колесо, и ему пришлось около 5 км идти пешком. В целом мы в тот день проехали на велосипедах 24 км.

Большая Муксалма соединена с Большим Соловецким островом каменной морской дамбой, также в своё время построенной монахами. Почва Муксалмы была благоприятна для ведения скотного и конюшенного хозяйства. В XVIII веке ферма была разорена и вознобновлена только к началу XIX века. Позже там построили церковь прп. Сергия Радонежского и основали Свято-Сергиево-Радонежский скит. Остров действительно отличается более высокой растительностью. Кроме того, почти сразу за дамбой мы увидели интересный сад камней, будто они куда-то шли-шли и вдруг остановились. Пойдут ли камни дальше..?

Вечером после мокрого велокросса мы уже сидели у костра, грелись, сушили вещи и смотрели с планшета фильм о Спасо-Преображенском Соловецком монастыре.

День 5-й. Анзер

На пятый день у нас значилась экскурсия на остров Анзер. Около полутора часа на катере – и мы уже там. По одной из версий, название Анзер означает «вытянутый остров». На нём находится более 60 озёр, Елеазарова пустынь, Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский скиты.

Основателем первого скита в 1615 году стал прп. Елеазар. Центральным здесь является церковь Святой Троицы. Рядом расположен святой источник и чудом уцелевший Поклонный крест, установленный монахами 24 октября 1917 года, в день начала революции. Во время СЛОНа скит также стал местом заключения.

На Анзере, как и на Большом Соловецком острове, подвизалось немало святых людей. Среди них и преподобный Иов, а в XX веке в Голгофо-Распятском скиту погиб от тифа священномученик Пётр (Зверев), переведенный на Анзер за то, что крестил эстонку на Соловках. Здесь, в Голгофо-Распятском скиту, был устроен штрафной изолятор для женщин. Страшно себе представить, как могли издеваться над женщинами на этом острове, ведь за островом в полутора часах езды на катере сложно было уследить… В конце 20-х годов XX века на Голгофе был построен тифозный госпиталь. Больных было много, люди погибали тысячами.

Гора Голгофа – самое удивительное место острова. Ко дню явления Божией Матери прп. Иову она покрывается крупными незабудками. На месте безымянных могил на Анзерской Голгофе случилось чудо – выросла берёза, раскинувшая свои ветви в форме креста. Вероятно, чудо было явлено не случайно, ведь в то время все поклонные кресты безжалостно уничтожались. На склонах горы были найдены массовые захоронения. С нами в группе были священники, и мы везде молились об их упокоении.

День 6-й. Катание на лодках

В предпоследний день мы решили прокатиться на лодках по Соловецким озерам. Да-да, именно здесь монахи собственноручно построили каналы, соединявшиеся для того, чтобы обеспечивать монастырь чистой проточной водой. В конце XIX – начале XX века один талантливый монах, гидротехник-самоучка, руководил строительством судоходной системы каналов. Это был один из самых зрелищных дней нашей поездки. Неспешная гребля вёслами, созерцание прекрасных берегов и просто невероятных каналов, в которые плавно въезжаешь и попадаешь в настоящую лесную сказку. По озёрам можно было плыть как малый (6 км), так и большой круг (11 км). Если учесть, что по первому, хоть и с тремя остановками (съездить поменять сломанное весло, на перекус и искупаться мужской части группы в последнем озере), мы шли около 6 часов, каким же, действительно, длинным должен быть второй!

День7-й. Заяцкий

В день отъезда, с утра, мы поплыли на катере на Большой Заяцкий остров, рядом с которым находится Малый Заяцкий. Хоть и небольшой по протяжённости (около 1 км), он отличается от других особой природой. Из растительности здесь преобладает ягель (мох, которым питаются олени и который также в пищу использовали некоторые монахи, накладывающие на себя особый пост). По всему острову мы увидели со времён неолита сохранившиеся каменные лабиринты – загадки языческой истории. Посвятив место Богу, иноки выложили на вершине Сигнальной горы валунный крест. Сам остров использовали как портовый комплекс, поэтому рядом с причалом при игумене Филиппе монахи выстроили каменную гавань для того, чтобы приходившим кораблям было куда причаливать. Пётр I бывал здесь дважды, а после второго его посещения построили деревянную церковь св. ап. Андрея Первозванного.

На Заяцком мы с удивлением увидели почти ручного настоящего лисёнка, совершенно спокойно гулявшего по острову как кошка. Видимо, лесные звери настолько привыкли к туристам, что берут еду чуть не с рук. Вообще мы ещё в лагере по некоторому оставленному беспорядку заметили, что эти хитрые лисы иногда приходили к нам в гости по ночам. Некоторые из нашей группы даже замечали этих пушистых рыжих животных недалеко от палаток и днём.

Закупившись по приезде с острова сувенирами и вернувшись в лагерь, мы стали собираться к отъезду. Море проводило нас прощальным всплеском огромного блестящего тюленя и всё не заходившим закатом. Кажется, с каждым приездом на Север я влюбляюсь в него всё больше…

Рассказывает матушка Никона (Осипенко):

Первым монахом, избравшим Соловецкие острова, был Савватий. Он возжелал одиночества и уединения. Узнав, что на севере есть остров Соловки «пуст и человеческого пребывания неприятен», он пустился на поиски острова. В дорогу он взял с собой путеводительную икону Божией Матери Смоленскую. Ею направляемый, он преодолел более семисот верст и достиг берега Белого моря. Там он встретил черноризца Германа, старца простого нравом и некнижного, который бывал уже на острове. Герман поселился вместе с ним. На карбасе старцы отправились по суровому морю и на третий день достигли Соловецкого острова. Они нашли место «стройно» у озера, за которым возвышалась к небу гора, и поселились там, где теперь находится скит Савватиево.

Поморы, местные жители, когда Савватий и Герман поселились на острове, захватят их остров, не будут их сюда пускать ловить рыбу, бить морского зверя. И они решили отсюда вытеснить и избрали семью рыбака с женой, детьми, чтобы они построили себе здесь дом и закрепили этот остров за жителями кемского берега. Раньше был такой принцип – кто здесь живет, тот и хозяин. Семья не только здесь поселилась, но и пыталась монахов отсюда изгнать, причиняла им скорби, разоряла их рыбные ловушки, огороды. Сами Савватий и Герман не защищались, Господь явил такое знамение. Однажды они молились у своей кельи и услышали крик. Герман пошел посмотреть, что происходит, и с восточной стороны горы он увидел лежащую на земле и плачущую женщину. Когда он ее спросил, почему она плачет, та отвечала: «Шла я к своему мужу-рыбаку, встретили меня два юноши: зраком светлы, видом грозны, и стали сечь березовыми прутьями, приговаривая: «Уходите отсюда, мирские люди, остров сей назначен к монашескому житию». С тех пор гора называется Секирная. Архимандрит Александр построил там храм, который был освящен в 1863 году, и с тех пор уже сюда было разрешено было приходить богомольцам, в том числе и женщинам, но на службы их не приглашали. С 2003 года этот скит восстановлен, можно сюда приходить помолиться, записочки оставить, но на службы и сейчас женщин не ждут.

***

В XVIII веке в связи с реформами Петра I и Екатерины II в монастыре были введены ограничения на количество братии. В 1765 году были введены штаты. Государство отняло церковные земли, вроде, взяло на себя попечение о монастырях, но, чтобы им не было слишком обременительно, ограничили количество монашествующих. Для Соловецкого первоклассного монастыря полагалось 33 монаха. В начале XVII века было 400, а тут 33! К концу XVIIIвека их оставалось 26 человек братии, даже меньше штата. Возрождение монастыря связано с началом XIX века. Но уже в XIX веке количество братии увеличивается, а в середине XIX века становится 250 монашествующих, и появляются скиты. В это время был основан Савватьевский скит. До этого жили любители безмолвия, но не было скита. Возникает Свято-Вознесенский скит, и параллельно продолжают существовать избушки и землянки, где живут любители безмолвия.

 В «Соловецком патерике», т.е. в сборнике житий соловецких святых, говорится, что в XVII веке заблудился один монастырский трудник. Целый день он ходил по лесу и никак не мог найти дорогу к монастырю. Увидел дымок и пошел на него. Видит – дым поднимается из отверстия в горе, он нашел вход в пещерку, зашел в темноту и поймал там человека, который оказался пустынником Андреем, 6 лет назад будто отправившимся восвояси из монастыря. А на самом деле он вернулся на Соловецкий остров и поселился в пещере. Трудник спросил его: «Как же ты живешь, если хлеба из монастыря не получаешь?» В ответ тот провел его во внутреннюю часть пещерки, показал долбленое корыто, наполненное толченой брусникой со мхом-ягелем и сказал: «Бог показал мне эту пищу, и я ею питаюсь». Он дал попробовать это заблудившемуся, и тому показалась эта пища сладкой. А вкус мха, как сухая соль. Пустынники и коренья использовали, иногда могли выращивать ячмень, больше тут ничего не вырастало.

Когда Савватий и Герман пришли на остров, летопись говорит, что Господь им дал большой урожай репы. Они репу зимой парили и ели. Конечно, житье было суровое. И этот пустынник рассказал, что он несколько раз пытался вернуться обратно в монастырь по малодушеству, но Господь его останавливал. Если он пытался уйти из пещеры зимой, наступал мороз и возвращал его назад. Если пытался уйти летом, то начиналась гроза, ливень , и это загоняло его обратно в пещеру.

Когда забудившийся трудник возвращался в монастырь, то тщательно примечал дорогу, как показалось ему – не более двух верст. Он хотел вернуться и принести что-нибудь этому пустыннику: одежду, сухарей. Но, как не старался, больше эту пещерку найти не смог. Судьба его неизвестна. Интересно, что такие пустынники сохранялись вплоть до ХХ века. В газете«Новые Соловки», которая издавалась во время Соловецкого лагеря, в 1926-27 годах были заметки Общества краеведения о поисках пещер пустынников. Почему вдруг такое внимание?

Лагерное начальство было озабочено поисками кладов и спрятанных сокровищ Соловецкого монастыря, поэтому они искали землянки пустынников, но в результате нашли одну землянку, которая даже не была известна братии, потому что посреди этой землянки на лавке лежало тело уже умершего подвижника со сложенными на груди руками, которое мумифицировалось.

Была и другая история. Начальник лагеря узнал, что у него на острове живет схимник в землянке, и решил посмотреть на него. Приехал в лес со свитой, зашел в землянку пустынника с бутылкой водки и говорит: «Ну что, опиум, Бога твоего упразднили, надо это отметить». Пустынник посмотрел на него, обернулся к образам, помолился, поклонился, потом повернулся к начальнику лагеря и поклонился ему в ноги. Начальника лагеря передернуло, он вышел из этой землянки, а потом неделю пил беспробудно: что-то в душе его всколыхнулось. Потом велел поставить этого схимника на довольствие… Когда в 1923 году всех монахов с Соловков пытались выселить, 60 человек отказалось выехать, потому что они дали обет находиться здесь до конца своей жизни, и их оставили вольнонаемными. При этой общине было два иждивенца – их игумен, уже престарелый, имел право получать карточку, не работая; и схимник, который был поставлен на довольствие.

Источник: Православная газета «Благовест». 2015. № 8.
Тип: Записки паломников
Издание: Православная газета «Благовест». 2015. № 8.